Меню

СМИ "Газета Варта-24"

21.11.2019 17:56 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

А горку так и не построили!..

Автор: Марина Фетисова. Фото автора.
Источник: 5 полоса

Говорить – не строить. Кто хотел, тот пришёл.

Ликуй, город! Радуйтесь, люди! В Городском драматическом театре с успехом прошла премьера спектакля «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Именитое произведение, «пожаром» прокатившееся по стране, добралось-таки до столицы Самотлора. О творческих находках актёров, о важных гостях и впечатлениях зрителей – рассказываем в мельчайших подробностях.

Откуда что берётся?

Те, кто следят за театром и культурной жизнью Нижневартовска, помнят, что в июне этого года в городе с успехом прошла режиссёрская арт-лаборатория «Новые смыслы» под руководством Павла Руднева. В рамках лаборатории были представлены три проекта-эскиза авторских спектаклей. Вартовчанам предложили самим решить, какой постановке дать жизнь. Победителем зрительского голосования и стала пьеса Алексея Житковского «Горка».

– «Горка» – это итог полугодового сотрудничества с Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория», – подчёркивает важность события главный режиссёр театра Маргарита Зайчикова. – Оно стало возможным благодаря участию компании СИБУР и её проекту «Формула хороших дел». Интерес к постановке объяснить легко: Алексей – наш земляк, вышеупомянутое произведение – лауреат всевозможных премий, его сегодня ставят по всей стране.

Если говорить о результативности лаборатории в целом, то нужно отметить большую работу, которую провели приглашённые гости с коллективом театра и с каждым актёром в отдельности.

– Знакомство с талантливыми молодыми режиссёрами – это не только расширение кругозора, – убеждена Маргарита Зайчикова. – Это увлечение новыми стилями, возможность поработать в разных подходах, попробовать себя в разных жанрах. Не всегда ребятам было легко, но результат труда того стоил.

Попытка дать голос

Проблема нехватки любви и одиночества, тема маленького человека в реалиях большого мира... Внутреннюю ломку общества челябинский режиссёр Иван Миневцев показал через образ хрупкой девушки – воспитательницы детского сада Анастасии Шмариной, на которую давит не только ситуация, но и государственная система с её регламентами, ФГОСами и прочим.

Безвыходность и безысходность удачно показаны с помощью зонирования сценической площадки. Интересный подход к выстраиванию пространства вокруг актёров – заслуга художника-постановщика Варвары Иваник. Белый цвет – как символ безграничности страны, на карте которой зритель видит едва заметную чёрную точку – человека.

– Художественным способом, но на документальном материале Житковский оголяет проблему бесправия одних в угоду желаниям других, – выделяет суть произведения театральный критик из Москвы, куратор режиссёрской арт-лаборатории «Новые смыслы» Павел Руднев. – «Горка» – это попытка дать голос малой территории, её жителям, чтобы о них и об их проблеме узнали во всероссийском масштабе. Это возможность высказаться для тех, о чьём существовании порой просто забывают.

С первых минут спектакля зритель смеётся, но это смех сквозь слёзы. В основе произведения – повседневный героизм обычного воспитателя рядового детского сада, который каждый день, подобно Сизифу, поднимает свой камень на гору, не ожидая при этом ни денежного вознаграждения, ни благодарности со стороны родительской общественности.

Кому и для чего всё это нужно?

Главная цель любой пьесы – художественно рассказать о людях.

– Ещё на этапе знакомства с творческой труппой театра мы как-то быстро поняли друг друга, поэтому было легко и интересно творить сообща, – вспоминает начало пути «Горки» к людям Иван Миневцев. – Многие вещи рождались, что называется, здесь и сейчас. И в этом прелесть работы, потому что ты видишь живой творческий процесс, результатом которого становится некий коллективный продукт, способный пробить внутренние оборонительные стены и увидеть в человеке самое светлое – душу.

Мы часто слышим истории победителей, но не знаем, а скорее, даже не хотим знать, чего стоит проигрыш. В финале постановки мы видим фиаско главной героини – её крик о помощи в группу родительского чата так и остаётся неуслышанным, требование руководства детского сада построить горку не выполнено, и это грозит увольнением. Каждый родитель, сидящий в этот день в зрительном зале, переживает внутренний катарсис – а это уже победа! Победа маленького человека в первом бою с людским равнодушием.

– Если спросите меня, какой из вариантов постановки «Горки» мне ближе, – улыбается после всего увиденного на сцене драматург, автор пьесы Алексей Житковский, – скажу, что свой собственный, выведенный на бумаге. Вместе с тем очень хорошо отношусь к интерпретации текста, потому что каждый режиссёр видит в нём что-то своё, заставляет пьесу играть новыми гранями, для меня это удивительно и радостно.

К аждый автор на этапе создания творческого произведения – творец. Он придумывает новый мир, населяет его героями, даёт им уникальный язык. Он готов ломать стереотипы, но не в одиночку, а сообща. Ведь зритель тоже соавтор, но только после просмотра спектакля. Он не просто смотрит, а видит, думает, делает выводы. Часто именно мысли толкают тебя на поступки, которые в конечном счёте способны изменить весь наш мир к лучшему. От любого спектакля зритель ждёт эмоций. Здесь через смех к тебе приходит понимание абсурдности происходящего. Герои реальны настолько, что становится страшно – за себя, за детей, за хрупкий внутренний мир, который мы рушим своими же руками. Лучший, на мой взгляд, комплимент авторам – слова, услышанные мной в гардеробе от молоденькой воспитательницы, пришедшей в театр с целью отдохнуть и расслабиться в пятницу вечером: «Как будто с работы не уходила!». И добавить к сказанному больше нечего.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6