Меню

СМИ "Газета Варта-24"

28.06.2019 09:48 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 93 от 28.06.2019 г.

Надо жить у моря

Автор: Гуля Бессонова

Руки художницы водят по песку, и на экране оживает сказка о безухом зайце. Он знает, что у всех зайцев есть уши и страдает от того, что не такой как все. Однажды он встречает ушастого цыпленка и огорчается еще больше: «Ну вот, даже у цыпленка есть уши, и только у меня нет!» А цыпленок радостно бросается к нему, раскрывая объятия, ведь он впервые встретил существо, похожее на себя своей непохожестью на всех остальных. Так начинается спектакль «35 кило надежды», поставленный актрисой «Нижневартовского театра юного зрителя» Ксенией Лесковой, в котором сыграли ребята из городской общественной организации «САМиТ»

Жизнь этих ребят с особенностями ментального развития круто изменилась с тех пор, как они познакомились с актрисой нижневартовского ТЮЗа Ксенией Лесковой. До этого утром они занимались с психологом, потом отправлялись на прогулку или – если плохая погода – смотрели фильм. Теперь каждый вечер они спешили на репетицию в ТЮЗ.

Когда они пришли в первый раз, Ксения, решив применить технику вербатим, спросила у них: «Ребята, а вы знаете, что вы особенные?» «Конечно!» — дружно отозвались они и стали наперебой рассказывать о том, как здорово умеют петь, танцевать, читать стихи, о своих увлечениях и уникальных качествах: терпении, наблюдательности, трудолюбии. И это было первое и главное, что она поняла: их особенность не в медицинском диагнозе, поставленном при рождении. Каждый из них уникален как любой другой человек, неповторим своим видением жизни и способностью строить свой мир. И вот об этом она стала писать историю. О них, обо всех. И ребята рассказали ее на сцене.

- Мне важно было показать их мир, — объясняет Ксения Лескова. — Я поняла, чем они отличаются от нас: они очень искренние, не прячутся под масками. Они искренне радуются, они искренне плачут, они искренне с тобой разговаривают.

Белый занавес отодвигается – словно та пелена, что спадает с глаз в момент откровения, и открывается разноцветный мир людей с особенностями развития психики. Он состоит из ярких кубиков , из которых актеры на сцене строят дом, а по сути, складывают свое счастье по крупинкам, умея увидеть и обрадоваться каждой мелочи. Они знают много граней каждой такой детали, и каждая грань идет в дело построения этого счастья. Поворачивая кубики разными гранями, актеры превращают дом в клавиатуру, а в спектакле появляется новый герой – Людвиг Ван Бетховен. Глухой музыкант, на закате жизни написавший жизнеутверждающую «Оду к радости» словно олицетворение могущества человека с ограниченными возможностями. Никому и в голову не придет считать его лишенным чего бы то ни было. Он подарил миру музыку, звучавшую внутри него.

В центре спектакля – героиня, которую играет Мария Мунина – девушка в инвалидной коляске. Монолог героини – это художественный текст, однако эту историю Маша рассказывает словно о себе. Может поэтому так искренне и пронзительно звучит ее монолог: «С тех пор, как я родилась, все близкие только и ждали, как я начну переворачиваться, ползать, ходить. Но я так и не начала, зато полюбила музыку»

Героиня рассказывала о том, что ей многое подвластно: у нее фотографическая память, она умеет фантазировать, прощать, любить…Ей снятся сны, в которых она крутит сальто, бегает наперегонки, танцует. Зрители на такую душевную честность отозвались слезами.

- Знакомые меня часто спрашивали: «Тебе, наверное, очень тяжело было их организовать в один коллектив?», — говорит Ксения. — Вот уж нет! Как раз наоборот, мне с ними очень легко работалось – эти ребята отзывчивы, они стремятся идти навстречу, помогать. От них очень мощную энергию получала

Ксения постоянно  на сцене вместе со своими воспитанниками, она  словно безмолвный дирижер этого маленького оркестра и в то же время была одной из них. Вслед за ней они как мимы появляются на сцене в матросских костюмах – каждый на свой манер – и в их руках оживает, бушует ярко-синее полотнище моря. По высоким его волнам они бесстрашно ведут свои корабли. Образ моря – как символ внутренней свободы постепенно раскрывается в спектакле, начиная с первой сцены до финала, в котором звучит стихотворение Веры Полозковой «Надо жить у моря, надо делать, что нравится, и по возможности ничего не усложнять…». Это послание зрителям, для которых актеры — люди с особенностями психики — выступают маяками, ведь когда знакомишься с ними, тебе уже не хочется жаловаться на неурядицы и считать свои проблемы непреодолимыми. Если мало в жизни света – нужно просто зажечь свой. Каким образом? Актеры из общественной организации «САМиТ» показали это, соединив в финале спектакля лучи от своих фонариков в одно большое солнце.

За кулисами

Мария Мунина:

На самом деле мне не приходилось играть на сцене. Я просто рассказывала историю своей , говорила о том, что внутри, о своих ощущениях, с которыми живу все 26 лет своей жизни, о том, из чего состоит мой мир. Мне было важно рассказать это зрителю. Я принимаю себя такой, какая я есть, и мне хочется, чтоб и другие принимали меня такой, какой я родилась. Поэтому я очень благодарна Ксении за то, что она дала мне эту возможность — поставила этот спектакль, за то, что доверила мне главную роль, работала со мной долго. Я очень рада, что у нас все получилось.

Марина Гусева

Я почувствовала себя другой. И мир стал другим – как будто в нем теперь больше места и больше радости. Я не ожидала, что в зале будет так много зрителей и что будет так много цветов, как будто мы настоящие актеры. Нас заметили! Значит, мы сделали что-то настоящее, хорошее, важное.

Татьяна Гусева, председатель городской общественной организации «САМиТ»

Этот опыт ребят очень изменил. Они стали заинтересованно смотреть на мир. Они поняли, что могут вот так интересно себя преподнести обществу, оказалось, они интересны другим людям. Их самооценка, безусловно повысилась, как и качество жизни.

Антон Игнатьев, член общественного совета при департаменте социального развития ХМАО-Югры

Этот инклюзивный проект сыграл огромнейшую роль в деле социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и с особенностями развития в возрасте совершеннолетия. Дело в том, что до восемнадцати лет с детьми с ОВЗ занимаются педагоги, они посещают занятия в специальных или инклюзивных детских учреждениях, проходят медицинскую и психологическую реабилитацию. После восемнадцати их никто не видит. Спектакль показал: среди нас есть такие люди, мы им нужны, и они нам нужны, мы живем в одном мире. Я знаю, что работа над спектаклем была серьезная, трудоемкая, и потому тем более результат восхищает.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

141