Меню

СМИ "Газета Варта-24"

02.07.2019 11:43 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 95 от 02.07.2019 г.

Территория новых смыслов

Автор: Ирина Черепанова. Фото Глеба Кузнецова.
Источник: 6 полоса

Обсуждение эскиза спектакля «За белым кроликом».

Сезон в нижневартовском драматическом театре завершился большим праздником. Театр принял режиссёрскую лабораторию «Новые смыслы» под руководством театрального критика, помощника художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова Павла Руднева.

Уточним, что на нашей сцене современная драма – а именно она главная героиня режиссёрской лаборатории – была всегда. Достаточно упомянуть, что есть в репертуаре театра югорские авторы Елена Ерпылёва, Алексей Житковский. Были Максим Курочкин, Павел Пряжко. Вместе с тем театр хотел открыть и другие новые имена в драматургии и заново – своих артистов в огранке иногородних режиссёров. Самостоятельно такой проект не осуществить, и он стал возможен при поддержке компании СИБУР в рамках проекта «Арт-лаборатории» Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».

Наш театр намеренно пригласил режиссёров трёх разных школ – Санкт-Петербурга, Москвы и Луганска. Постановщики выбрали пьесы, о которых говорят. Они входят в шорт-листы конкурсов новой драматургии. Одна из них – «Горка» нижневартовского драматурга Алексея Житковского – стала, как известно, по итогам 2018 года лучшей пьесой России. Возможно, этот факт сыграл не последнюю роль, почему лаборатория «Новые смыслы» появилась в нижневартовском театре, а ни в каком другом городе присутствия компании СИБУР.

Нашу публику не пришлось уговаривать прийти на эскизы спектаклей. Она у нас театральная. Записывалась активно. Один показ даже организовывали для желающих дважды. После каждого зрители обсуждали увиденное, опускали купоны в ящик, зная, что работа, набравшая наибольшее количество голосов, войдёт в репертуар театра, и что премьера ожидается 15 ноября.

Режиссёры выбрали для показов различные площадки. Это и большая, и малая сцены и даже фойе театра. Пьесы разные по форме – история сюрреалистическая о бессмысленности нашей жизни в «Исчезнувшем велосипедисте» Константина Костенко, режиссёр Александр Баркар; драматическая, наполненная до отказа метафорами в пьесе Марии Огневой «За белым кроликом», режиссёр Роман Каганович; ну, и гротескно-сатирическая «Горка» в прочтении Ивана Миневцева. Прежде наших актёров на сцене режиссёры не видели, и тем уникальнее стала работа. Некоторые артисты раскрылись для зрителей с другой стороны. Ну, например, в Нижневартовске уже были читки пьесы «Горка», и режиссёр Иван Миневцев взял на главную роль воспитательницы ту же актрису – Ольгу Горбатову. Но если в предыдущих читках она была характерной героиней, то в эскизе Миневцева – лирической, поднимающейся в некоторых сценах до трагедийных высот. Такой мы Ольгу, пожалуй, и не знали. У Александра Лебедева в роли милиционера в «Исчезнувшем велосипедисте» появились трагикомические интонации, что тоже ново. В показах заняли всю труппу, некоторые актёры репетировали одновременно у двух режиссёров – Евгения Цариценская, Валентина Захарко, Елизавета Шаханина, Дмитрий Иванов, Виталий Шемяков. У всех роли разного плана, и все актёры, не только упомянутые, блестяще отработали в эскизах режиссёров. Удивил Евгений Наумов. Ему подвластны все жанры, а в «Горке» он не играл, а буквально купался в роли малыша детского сада и ему верили от первого до последнего слова.

– Это замечательно, что в нашем городе состоялось такое мероприятие, – отмечала на итоговой пресс-конференции Наталья Наумова, художественный руководитель театра. – Тут же возникала мысль расширить лабораторию и привлечь к ней коллег из других театров Югры. Мы всё-таки живём в замкнутом пространстве, далеко друг от друга. Объединение – это великая сила. Возможно, в перспективе это и произойдёт, и сегодня мы благодарны всем, кто участвовал в «Арт-лаборатории».

Координатор проекта Павел Руднев рассказал, что «Арт-лаборатории» проходят сегодня во многих городах России, за ними будущее. Это движение позволяет театрам интересно и событийно жить. Найден замечательный путь, чтобы в российском репертуарном театре появлялись новые имена в драматургии, в режиссуре и обновлялся репертуар. Лаборатории, где звучат новые тексты – это и способ привлечения в театр новых зрителей. Постановщики, участвующие в лаборатории, дебютировали в Нижневартовске, но уже известны в театральном мире. У петербуржца Романа Кагановича собственный частный театр. Он поставил два спектакля в Нягани. Иван Миневцев недавно возглавил Челябинский молодёжный театр. Александр Баркар в 2012 году переехал в Россию из Украины и теперь он московский режиссёр. В лаборатории можно рисковать, можно ставить нехарактерные для театра тексты, решать свои задачи. Пьеса «Исчезнувший велосипедист» только-только начинает свой путь. Была впервые представлена в Нижневартовске. «Горка» имеет в багаже и эскизы, и читки, и постановки. Все три произведения из пула современной пьесы, написаны недавно и это важно.

– Лаборатория – это в какой-то степени спасательный круг для театра, когда у него нет режиссёра или главного режиссёра, когда театр утратил современное звучание, – говорил Павел Руднев. – Нижневартовский театр спасать не надо. Здесь стабильный коллектив, свой штат режиссёров, художников, постоянная труппа, которая не мигрирует. Меж тем другие режиссёрские системы могут разнообразить актёрское существование. У режиссёра в репертуарном театре практически не существует права на проигрыш, потому что билеты должны продаваться, в зале должны быть зрители. Лаборатория – территория чистого риска. Никто никого не ограничивает в выборе текста, за исключением того, что это должна быть современная пьеса.

Павел Руднев отметил, что такая задача для нижневартовского театра не нова. Здесь успешно ставили много хороших современных пьес. Появляется Алексей Житковский, которого называют сегодня одним из тех, кто может войти в первую тройку-пятёрку драматургов страны, и театр не мог не заметить этого драматурга. В Нижневартовске очень качественно поставлена одна из его ранних пьес – «Посадить дерево». Необходимо обратить внимание и на «Горку». Критик на обсуждениях постоянно возвращал зрителей к смысловым интонациям всех пьес, и такое доверительное общение, когда любой мог высказаться, конечно, приносило театру дополнительные дивиденды.

Режиссёры, в свою очередь, обращали внимание на атмосферу театра, отточенный профессионализм коллектива и труппы. Александр Баркар, в частности, рассказывал, что он много ставит на выезде, но в первый раз его так встречают и так с ним работают. Для всех служб театра его эскиз был также важен, как и для него. Он поблагодарил руководство театра за организацию лаборатории. Баркар был благодарен и производственной компании, деятельность которой напрямую не связана с драматическим искусством, но она развивает культурное пространство городов своего присутствия.

Уточним также, что осенью, с 24 по 28 октября, в Нижневартовском драмтеатре откроется Международный фестиваль спектаклей малых форм «Северные встречи», который также финансируется СИБУРом по программе «Формула хороших дел». Ждём в гости театры из Ярославля, Санкт-Петербурга, Набережных Челнов и из Таджикистана, Индии. Есть среди спектаклей постановки, удостоенные главной театральной премии страны «Золотая маска». Откроется фестиваль спектаклем нижневартовцев «#ЖенитьбаГоголя».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

48