Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

29.01.2019 15:34 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 29.01.2019 г.

У каждого героя своя голгофа

Автор: Ирина Черепанова. Фото из архива А. Житковского.
Источник: 5 полоса

Завтра нижневартовцы могут побывать на читке пьесы «Горка» местного драматурга Алексея Житковского. Как известно, в прошлом году она стала лучшей в России по итогам объединённого конкурса современной драматургии «Кульминация», и автор у себя дома был удостоен знака «Гордость Нижневартовска» за выдающиеся заслуги в сфере культуры и искусства и высокие достижения в конкурсе. Пьесу читают в культурно-досуговом центре «Самотлор» актёры из разных театров нашего города. Такая форма интересна тем, что в финале всегда проходит обсуждение, в котором участвуют зрители, автор, и это дополнительная возможность покопаться в проблематике пьесы, чтобы понять её особенности. Действие истории Житковского закручено вокруг строительства зимней горки и подготовки к новогоднему утреннику в детском саду. Среди главных персонажей и взрослые, и малыши.

Началась с переписки в вайбере — Это смешная история в духе Феллини о работниках детского сада, — рассказывал после награждения лауреатов корреспонденту Первого канала Алексей Житковский. — Пьеса получилась в тот момент, когда я наткнулся на переписку родителей в вайбере. Это был отдельный вид литературы. Кто-то вычитал, что горка — символ абсурдной жизни главной героини пьесы, воспитателя Насти. Она должна её построить, а всё никак не получается, не складывается и катится в тартарары. Для меня смысл заложен в другом. Горка — это Настина работа, её голгофа, мученический крест, который она несёт изо дня в день, пусть и рассказывается об этом гротескно. Впрочем, всё зависит от читки. От того, как пьесу интерпретируют наши актёры. Так что присоединяйтесь. Действие начнётся в 20.00.

«Шоп» покоряет «Пять вечеров»

В эти же дни ещё одна пьеса Алексея Житковского — «Шоп», вошла в лонг-лист театрального фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина (г.Санкт-Петербург). В специальной программе фестиваля «Первая читка» представляют новые пьесы, о которых ещё никто ничего не знает, и они не имеют сценической практики. Документальная пьеса «Шоп» («Правда») написана на основе публикаций газеты «Остяко-Вогульская правда» с 1931 по 1941 годы. Автор пишет, что это субъективный монтаж и, тем не менее, надеется, что его любительские зрение и слух позволят узнать в этом потоке устаревшей информации облик времени и человеческие голоса. Начинает с интригующего эпиграфа — первых строчек стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Я встал ночью». Герою показалось, что кто-то позвал его по имени... там, за тёмным окном. Он прижался лицом к стеклу, приник ухом, вперил взор — и начал ждать. Но там, за окном, только деревья шумели — однообразно и смутно, — и сплошные, дымчатые тучи, хоть и двигались и менялись беспрестанно, оставались всё те же да те же... Эпиграф служит своеобразным ключом к действию, а в нём — пёстрый и зачастую алогичный мир не такого уж и далёкого прошлого — 1930-х годов. Кулаки, служители церкви, рыбаки, инструкции по переработке рыбы, избачи, красные чумы, заметки сельских корреспондентов «Стрелы» или «Бобрика». Почитаешь — кажется — стремительно надвигается ощущение всеобщего людского счастья. Но произведения Житковского метафоричны, многослойны, и во время чтения всегда возникают аллюзии с сегодняшним днём. Если Алексей организует и читку пьесы «Шоп», то это будет вдвойне интересно. Он настойчиво вводит нас в театр документальной пьесы, которая на этот раз напрямую связана с историей Югры.

На прошлогоднем Володинском фестивале его пьеса «Битва за Мосул» вошла в шорт-лист и была прочитана фестивальной публике. Пьеса могла бы, на мой взгляд, называться и «Битва за Дамаск», и «Битва за Донецк». Это своеобразный авторский манифест-памфлет, замешанный на публицистике и мифологии. Знакомый российский журналист-международник, военный журналист, освещавший войну в Афганистане, боевые действия на Северном Кавказе и в Закавказье, все последние военные конфликты, прочитав пьесу, удивился: откуда молодой автор всё знает? Ему трудно судить, как это можно поставить на сцене — без сюжета, героев, интриги. Но сам текст, по его словам, очень хороший, просто замечательный. Он бы подписался под каждой строчкой Алексея Житковского. Наверное, потому что видел много войн и Мосулов и знает, что ничего войны не решают, а только плодят и плодят новые проблемы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.