Вся жизнь – это война, и вся жизнь – это боль?
Преподаватели-психологи обучили взрослых тому, как предотвратить деструктивное поведение подростков.
От депрессии к насилию один шаг
Буллинг, бойкот, издевательство одноклассников в школе. Всё это провоцирует негативные эмоции у ребёнка, приводит к депрессии, необходимости дать отпор обидчикам, проявляется в агрессии и готовности к насилию. На семинаре «Психологические аспекты вовлечения молодёжи в террористическую деятельность. Противодействие вербовке в соцсетях» рассматривались различные причины-катализаторы, приводящие детей к противоправным действиям. Присутствовали те, кто ежедневно взаимодействует с несовершеннолетними – это работники образования, культуры, спорта, педагоги, психологи, представители администрации и Молодёжного центра. Приглашённые спикеры – преподаватели-психологи из Челябинского государственного университета Мария Кузнецова и Елена Куба обучали тому, как взрослым предотвратить деструктивное поведение подростков и выявлять в зародыше приближающуюся беду. Отдельно были рассмотрены личностные особенности молодёжи, склонной к делинкветному поведению.
Осторожно, колумбайнер!
Агрессивное общество, в котором мы живём, дезориентирует современных детей. Они быстро выгорают, имеют клиповое мышление, жаждут популярности. Многие из них не отличают положительный контент от отрицательного, в виртуальной реальности проводят достаточно долгое время, у них отсутствуют авторитеты. Террористы, экстремисты, скулшутеры (от school shooting – «школьная стрельба», вооружённые нападения в учебных учреждениях) не берутся ниоткуда. Ими становятся обычные люди. Средний возраст скулшутера варьируется от 13 до 19 лет. Так, статистика преступлений, совершённых школьными стрелками, показывает, что 81% нападений были совершены одиночками.
– Злоумышленники предсказуемы, и их выдают сигнальные признаки, среди которых могут быть сбор плакатов с изображениями «стрелков», книг и фильмов, посвящённых оружию, регулярные посещения оружейных веб-сайтов, опыт обращения с огнестрельным оружием, – рассказывает психолог Елена Куба, старший преподаватель кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ. – Также могут указывать на готовящегося к делу «колумбайнера» следующие признаки: создание веб-станицы, на которой обсуждаются случаи расстрелов, где размещаются видео со стрельбой, песни с агрессивным содержанием, стремление к насилию или угрозе, однобокость в восприятии общественных проблем, в поиске путей их решения, фанатизм, одержимость в стремлении навязывать свои принципы и взгляды оппонентам, неспособность к толерантности, компромиссам либо игнорирование их, чёрно-белый взгляд на политический процесс, жёсткое противопоставление «своих» и «чужих».
Кого вербуют?
Вовлечение новых субъектов в террористическую и экстремистскую деятельность по своим механизмам максимально сходно с технологиями вербовки в религиозные секты, говорят психологи. Ими выделены наиболее внушаемые группы людей, те, кто уязвим. Это лица с паранойяльной настроенностью, зависимые типы личности, лица из семей с гиперопекой, из неполных либо асоциальных семей, те, кто пережил тяжёлые психотравмы, также склонные к конфабуляциям (разновидность ложных воспоминаний), дети и родственники культистов или террористов. Такие подростки пытаются в виртуальном пространстве компенсировать нехватку общения, дружбы и коммуникации. Террористы пользуются этим, они вычисляют тех, кто проводит большое количество времени в социальных сетях. Это позволяет им общаться, проявлять внимание, заботиться и постепенно вливаться в доверие. Даже если пользователь поставил лайк под постом, рекрутёры террористических группировок свяжутся с ним.
– Перед тем, как произойдёт коннект (контакт-знакомство), вербовщики – это обученные люди, изучают странички в социальных сетях, высказывания конкретного человека в блогах с целью установления его психологического состояния, умонастроений, потом они уже переходят в переписку посредством личных сообщений с самим объектом, – отмечает психолог Елена Куба и называет ряд характерных признаков, по которым можно сказать, что в отношении человека ведётся деструктивное психологическое воздействие, на них необходимо обратить особое внимание. Это могут быть как вербальные, так и внешние признаки.
1. Внезапное изменение лексики, не связанное с получаемыми новыми знаниями в ходе образовательного процесса. Устойчиво произносятся ранее не использовавшиеся слова, которые не характерны для конкретной микросоциальной группы или семьи.
2. Резко меняются паттерны поведения, ранее не характерные для конкретного человека:
● общительный молодой человек становится замкнутым, настороженным, раздражительным в случае расспросов о его состоянии; присутствует симптоматика устойчивого страха, подозрительности;
● внезапная интенсивная увлечённость силовыми видами спорта, восточными единоборствами, стрельбой, владение холодным оружием;
● внезапная без видимых причин увлечённость религиозными, эзотерическими материалами (видеоролики, тексты, специализированные электронные ресурсы);
● увлечённость специальными компьютерными играми, в которых разыгрываются смешанные (онлайн и оффлайн) сценарии, основанные на пропаганде религиозного, расового, этнического, политического противостояния.
3. Смена обычной одежды на специализированную, смена причёски.
4. Появление новых знакомых/приятелей, новой социальной микрогруппы с неочевидной социальной идентификацией:
● новые знакомые не принадлежат к обучающей среде;
● по возрасту значительно старше;
● явное несовпадение круга интересов и круга знакомых;
● новые знакомые не сообщают сведений о своей предыдущей жизни или умышлено искажают их;
● новые знакомые избегают знакомства с семьёй или ближайшим окружением молодого человека, предпочитают общение онлайн или в собственной группе.
Приглашённые спикеры обратили внимание, чтобы взрослые подмечали маркеры отклоняющегося поведения. Это может быть снижение интереса к учёбе и прежним увлечениям, ухудшение успеваемости, пропуски занятий из-за нежелания ходить на уроки, аффективные изменения: раздражительность, угрюмость, резкие перепады настроения, проявление неадекватной реакции на слова, негативизм, плаксивость, замкнутость в отношениях с семьёй и друзьями, жестокость по отношению к людям и животным, постоянное присутствие в социальных сетях, уходы из дома и так далее.
Что делать?
– Противодействие идеологии терроризма и насилия – одна из задач, которая стоит перед обществом, – говорит начальник управления по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации города Нижневартовска Сергей Ефремов. – Чтобы предупредить правонарушения среди подростков, проводятся разноплановые профилактические мероприятия в форматах онлайн и офлайн. Мы приглашаем психологов, социологов, а также других экспертов с разных территорий страны. Присутствующие ретранслируют полученные знания уже в своих коллективах. Радует, что приезжие лекторы отмечают высокий уровень наших слушателей, их мотивированность и интерес к теме. Понимаю, что работа с несовершеннолетними достаточно сложная, у них только формируется мышление. К тому же молодёжь информационной эпохи уже качественно другая, не та, из которой когда-то возникали отряды тимуровцев и пионеров. Намного раньше взрослеющая и с гораздо более пристальным вниманием вглядывающаяся в современный мир и наше общество. Соглашусь с психологами-лекторами, прежде чем обозначать место или вести контрпропаганду, нужно услышать подрастающее поколение, дать ему хоть какие-то ориентиры и предложить что-то взамен. Их энергия требует выхода, иногда это экстремальные виды спорта. Но дети все разные, нам нужно заинтересовать их, охватить максимальное количество подростков и минимизировать кризисные случаи.
Присутствующие на семинаре высоко оценили полученные знания. Так, педагог-организатор Анжелика Катькина из лицея №2, призналась, что планирует их использовать в дальнейшей работе. Молодой специалист уяснила некоторые моменты для себя, в том числе, как вербуют детей и как с этим работать. Опытные педагоги также высоко оценили мероприятие. Как сказала заместитель директора по воспитательной работе школы №32 Наталья Кирпикова: «Точно, неразмыто, объёмно».
Мария Кузнецова, заместитель директора института образования и практической психологии Челябинского государственного университета считает целесообразным включать в рабочие группы по разработке программ по профилактике правонарушений самих подростков. По её мнению, в таком диалоге дети подскажут взрослым, что им действительно интересно и работа будет намного эффективнее.
Конечно, тема вербовки в соцсетях сложная, требует пристального внимания, но когда рядом будет чуткий человек, трагедия, возможно, не случится. А снять напряжение поможет правильно организованный досуг.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.