Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

21.02.2020 16:25 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Оставил свою роспись на Рейхстаге

Автор: Записала Ирина Черепанова. Фото из архива Е. Проваренко.
Источник: 5 полоса

«Варта» продолжает публикации рубрики «Семейная реликвия», посвящённой Году памяти и славы, в которой каждый может рассказать о том, что его семья хранит в память о родных, отстоявших нашу свободу.

Говорят, фронтовики не любили рассказывать о войне. Война – это смерть, кровь, страшные испытания. Евгений Проваренко рассказывает, что он лишь единственный раз слышал от отца, как тот ушёл на фронт, и было это на Украине. Отец взял его маленьким с собой, чтобы познакомить с дедушкой и бабушкой, жившими в селе Ясенево Одесской области.

– Когда началась война, папе было 16 лет, – вспоминает Евгений, – жил он в простой многодетной семье. Во время оккупации немцев и румын прятался в лесу, потому что постоянно устраивались облавы и первыми забирали на работы в Германию молодёжь. О возможных облавах ему заранее сообщал знакомый, служивший полицаем и сочувствовавший семье Проваренко. Воспоминания мои отрывочны, многое надо перепроверять по датам, но кое-что я хорошо запомнил, особенно те события, которые были связаны именно с отцом. Весной 1944-го в село Ясенево вошла советская воинская часть, командир просил показать брод через реку Кодыма, и отец вызвался помочь. Так он ушёл вместе с нашими солдатами защищать свою родину, и лейтенант сразу предупредил мою бабушку, что сын её не вернётся, такая стояла страшная рубка.

Батя показывал мне лесной ров, где прятался во время облав, и он оказался заросшим к тому времени кустарником, большую акацию, расщеплённую во время боёв пулями, пригорок с уцелевшей церковью, с неё вёл обстрел во время наступления нашей части солдат-смертник. Вместе с отцом на войну ушёл мой дед Прокофий Харитонович, и папа рассказал, как однажды виделся с ним на фронте. Было это неожиданно. Во время боя к ним в окоп заскочил солдат и это был его отец. Мне всегда хотелось разыскать документальную хронику событий, о которых папа рассказывал, и, возможно, со временем я найду её. Однажды во время атаки рядом с отцом бежал военный оператор, и потом в отснятом фильме отец увидел себя. Он воевал честно, за спины других не прятался. В ряды ВЛКСМ вступил перед первым боем. В составе своей части форсировал Днестр, Прут, Вислу и Одер, на котором вместе с другими он три дня держал переправу в ледяной воде. Отец был дважды ранен, и бабушке дважды приходила на него похоронка. Первое ранение он получил под Краковом, второе на территории Германии, когда брал с другими сахарный завод и его ранила в руку немка. Отец вспоминал, как ходил за «языком» и на его глазах убили друга, но «языка» он все-таки привёл. Он видел освобождённый концлагерь на территории Польши, камеры, в которые загоняли людей, где всех заставляли раздеваться, потом пол расходился, и заключённые падали в печь крематория. Всё это я слушал ещё маленьким и, конечно, отец больше не хотел повторять то, что он пережил во время войны. Он был награждён Орденом Красной Звезды, Орденом Великой Отечественной войны I степени, медалью «За освобождение Праги», «За победу над Германией». Рассказывал, что в Праге сражались за каждый дом, за каждый подъезд, и это был вчерашний мальчишка, который взрослел на глазах. В составе 290-го гвардейского стрелкового полка отец дошёл до Берлина, оставил свою роспись на рейхстаге.

Мы в школе часто на уроках слышали слова «подвиг», «человек совершил подвиг», а что это такое, я понял только на примере отца, прочитав, за что его, гвардии ефрейтора, до этого ещё не имевшего наград, представляли к ордену Славы III степени: «Александр Прокофьевич Проваренко. В наступательном бою по прорыву обороны противника на Висленском плацдарме за период с 12 по 24 января 1945 года из противотанкового ружья подавил огонь двух пулемётных точек противника и убил пять немецких солдат. В районе реки Нида из-под огня противника вынес тяжело раненного товарища, сделал ему перевязку и отправил в медпункт, тем самым спас ему жизнь».

Отец демобилизовался только в 1950 году. Встретил мою маму уже в геологической партии в Мурманске, потом с ней же уехал на Север, работал водителем в Нижневартовском леспромхозе. Умер рано – в 67 лет. Мне сейчас кажется, что я мало говорил с отцом о том времени, о своём деде почти ничего не знаю, и меня постоянно гложет какая-то вина, что я о многом не успел с ним поговорить, расспросить, лишний раз пожалеть. Все награды отца, все документы военных лет я бережно храню в своём архиве.

Свои воспоминания и фотографии присылайте на электронный адрес газеты:

varta-86@mail.ru или по адресу:

г. Нижневартовск, ул. Менделеева, 11, редакция газеты «Варта».

Справки по тел. 41-73-37.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.