Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

07.03.2024 14:44 Четверг
Категории (2):
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Хотел снимать фильм о Пушкине, а снял для нас, северян

Автор: Ирина Черепанова

Фото из архива Рима Хабирова

Нижневартовцы любят «Трассу». Ну ещё бы! Съёмки фильма проходили в нашем городе в 1978 году, в массовых сценах задействовали водителей, работников столовой «СпецАТК»! Тем, кто скучает по тому городу, где люди шагают по главному проспекту пока ещё Космонавтов, а не Победы, где снегоход подъезжает к «Кулинарии» рядом с кафе «Белоснежка», то им, несомненно, стоит поискать в Интернете этот фильм.

Оператором фильма был Эдуард Розовский («Человек-амфибия», «Начальник Чукотки», «Белое солнце пустыни»), поэтому в картине предостаточно атмосферных кадров, передающих трудовой ритм северян в трескучие морозы. Вот работает тяжёлый трубоукладчик, а следом вертолёт поднимает ввысь линии электропередач, живёт своим напряжённым ритмом буровая, ещё горят в окрестностях города факелы, лесовозы тянут свой груз. Можно долго перечислять, как выглядят люди нашего города. Мужчины – в распахнутых полушубках, в незатейливых меховых шапках-ушанках и унтах, дети тут же под ногами взрослых кружатся на коньках. Снимали фильм два режиссёра – Анатолий Вехотко и Наталья Трощенко. Вдова Анатолия Вехотко Марина Бойкова-Гальяни писала, как муж рассказывал ей о своей мечте снять фильм о Пушкине, о дуэли поэта. Более пятидесяти книг о поэте он изучил и прочувствовал. Поэзию обожал, множество стихов знал наизусть и великолепно читал. Но на киностудии всегда находились более срочные дела: «Снимешь совместно с чехами «Трассу», тогда и делай о Пушкине». В результате мечта осталась мечтой…

Картина готовилась «Ленфильмом» по заказу «Автоимпорта» совместно с чешской киностудией «Баррандов-фильм». Задача была прорекламировать с помощью простого сюжета самосвалы «Татра-138», большую партию которых Чехословакия, конкурируя с немецкой фирмой «Магирус Дойц», собиралась поставлять в Нижневартовск для работы на Самотлоре. Съёмки согласовывались на уровне «Главтюменнефтегаза». Руководству «СпецАТК» в лице Владимира Доровских дали команду помогать съёмочной группе всем необходимым, тем более, что фильм имел прямое отношение к этому предприятию. Водители работали на «Татрах», возили грунт с карьеров для отсыпки дорог и кустов.

Кроме производственной темы была в фильме любовная линия. Главную героиню (Валентина Шендрикова) обожали двое: бывший муж, водитель Аркадий (Борис Щербаков) и водитель-чех Карел (Ян Каныза). И российские актёры, и чехословацкие, не жалея себя, дубль за дублем снимались на обжигающем ветре при сильнейшем морозе. Та северная погода хорошо передана в кадре и чувствуется зрителями даже через экран. Сейчас ушли в прошлое разговоры о производственной драме: какие самосвалы лучше, наши или чехословацкие, а, может, немецкие? Удался фильм или нет? На первое место вышла ностальгия по тем далёким временам, по человеческим отношениям и дружбе. Тогда в праздник были рады любому человеку, появившемуся на пороге квартиры, да и квартиры не имели железных дверей.

Помню, лет десять назад Рим Хабиров, работавший во время съёмок начальником участка «СпецАТК», всколыхнул в Нижневартовске интерес к фильму. Его, кажется, даже демонстрировали в кинотеатре «Мир» во время «Самотлорских ночей». Рим Газизович делился подробностями съёмок, какой фурор они произвели среди работников «СпецАТК». Свои воспоминания о Нижневартовске, о том, как готовились кинотрюки на машинах оставил и Дмитрий Шулькин, каскадёр, постановщик тех самых трюков с гонками по трассе и переворачиванием машин.

– Этот город поразил меня чудовищными морозами до минус 50 градусов ночью и самоотверженными людьми, выполнявшими свою работу в этих совершенно невыносимых условиях, – пишет Дмитрий Шулькин в своих мемуарах. – Нам вручили две новые (из первых) «Татры-138» в зимнем исполнении (двойное остекление и устройство для облегчения пус-ка двигателя в мороз) и вперёд! Дороги, покрытые слоем льда, напоминали трассу бобслея! Когда приближался бешено несущийся навстречу КРАЗ или Магирус с 15-20 тоннами песка, а на трассе еле разъезжались две машины, то невольно хотелось «выброситься» с дороги! За два месяца съёмок несколько страшных аварий со смертельным исходом мы наблюдали в реальности, когда одну из машин разворачивало на льду перед встречной! Работали на Севере разные люди. Многие по различным причинам скрывались. Некоторые умудрялись обходиться даже без водительских прав и других документов! Специалистов катастрофически не хватало.

Дмитрий Лазаревич описывал условия бытования киношников. Ассортимент продуктов в магазинах скудный, и группу пристроили к чехам, участвующим в картине. Всех подкармливал местный горком партии. Буфет гостиницы обеспечили дефицитными сырами, колбасами, консервами. Летали киношники в Нижневартовск через Тюмень. Как-то из-за непогоды Дмитрий Шулькин вместе с чешскими актёрами застрял в Тюмени на трое суток. Спали все в красном уголке аэропорта на бархатных знамёнах. В гостиницу не поехали, так как в любой момент могли объявить вылет, да и мест в ней не было. Остальным пассажирам было ещё хуже. Сотни человек сидели и лежали вповалку в ожидании вылета. Спали даже на полу под умывальниками туалетов.

В общем, кто жил в те годы в Нижневартовске, может воочию представить эту картину во всех подробностях и даже добавить, как ломились все к стойке регистрации, наступая друг другу на ноги, в надежде улететь.

Дмитрий Шулькин вспоминает, как едва не погибли во время съёмок и он, и второй каскадёр Юрий Верёвкин. В фильме было несколько трюков – это авария УАЗа, скорой помощи, при которой погибает главная героиня, и прыжок «Татры».

– Для того, чтобы акцентировать скоростной проезд машины, я придумал прыжок несущейся по пересечённой местности «Татры», которую ведёт герой Бориса Щербакова. Эту идею поддержал оператор-постановщик Эдуард Розовский. На толстенном льду Самотлора расчистили трёхсот-четырёхсотметровую трассу, сделали из железнодорожных шпал трамплин. Машину удалось разогнать примерно до 70 км в час, и она как птица взлетела метра на 2,5 в воздух, пролетев около 25-30 метров.

Дмитрий Шулькин пишет, что при этом приподнялся кузов, не прикреплённый к штоку гидроцилиндра. Когда гигантская машина приземлилась на все шесть независимых подвесок колёс, пружины сжались и начали распрямляться. В итоге упал на место пятитонный стальной кузов, капот машины вырвало из креплений. Каскадёра со страшной силой ударило в потолок кабины. Когда он с трудом отжал дверь, заваленную по крышу кабины, то увидел, что, пробираясь по грудь в снегу, к нему бегут члены съёмочной группы. Оказалось, что он не вылезал несколько минут.

Дмитрий Шулькин вспоминает, что подвела его тогда маленькая техническая ошибка. В «Татре» не было ремней безопасности, и он считал, что при идеальном скольжении по льду перевернуться на машине никак невозможно. Второй трюк – авария УАЗа в результате заноса и падения с небольшого обрыва, тоже преподнёс сюрпризы. Машина сделала лишний полуоборот и легла на водительскую дверь. Выбраться каскадёру из машины после взрыва и пожара, подготовленного пиротехниками, было бы нелегко, хотя такой вариант был предусмотрен, но взрыва не произошло, что и спасло каскадёра Юрия Верёвкина

Фильм не имел широкого проката, но отзывы о нём и сегодня появляются на платформе «Кинотеатр.ру». Один из пользователей пишет, что фильм замечательный, но надо пожить на Севере, чтобы оценить весь героизм людей, прокладывавших трассы по болоту. Консультанты поработали на славу – фильм правдивый. Жаль, нет сцен, где сжигаются шины у машин замерзающих водителей. Это часто случалось: кому-то спасало жизнь, другим не помогало и это. В одном из эпизодов герой Бориса Щербакова сталкивает чеха с дороги. В жизни такое вряд ли могло произойти – на Севере умели ценить жизнь человека. Вартовчане и теперь отличаются по характеру от тех, кто живёт южнее. В одной из сцен герой Бориса Щербакова говорит, что пить на трассе нельзя – пропадёшь. Так вот и не поддерживать другого человека нельзя. Если бы такое отношение сохранить...

Мы почти не вспоминаем о том, что Анатолий Вехотко снимал в Нижневартовске не один, а два фильма. Второй – самостоятельно, без Натальи Трощенко буквально через год. Это «Прогулка, достойная мужчин». Первоначально сценарий, написанный Михаилом Демиденко, назывался «Олень мой белый». Двое молодых парней, Павел (Виктор Ильичёв) и Сергей (Семён Морозов), приехали на Север строить нефтепровод. Павел старается честно и добросовестно трудиться, Сергей частенько отлынивает от работы. При строительстве дороги для буровой Сергей бросает Павла одного на трассе и тот чуть не гибнет, когда его трактор проваливается под лёд. В финале один из героев возвращается домой, другой – остаётся на одной из строек нефтепровода. В массовке участвовали десятиклассники средней школы №6. Они изображали лыжников, а физрук сказал ребятам, что заодно они и нормы сдадут по лыжам. Ребята в жуткий мороз оделись легко, всё норовили согреться в автобусе, и им запомнился режиссёр в полушубке и в большой меховой шапке. Школьники хотели покормить оленей, но их за это ругали. В финале съёмок самосвал с оркестром переехал лыжи школьников, а ещё через день половина 10 «А» заболела. Режиссёру, кстати, фильм не нравился.

Отыскать картину на просторах Интернета невозможно, но, может быть, она есть в собрании Госфильмофонда России. Негативы фильма не были уничтожены, как это произошло с первым фильмом Анатолия Вехотко – «Дорога уходит вдаль».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.