Меню

СМИ "Газета Варта-24"

23.10.2020 17:33 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Снабженец армии и Самотлора

Автор: Арина Арсеньева.
Источник: 3 полоса

Мы продолжаем рубрику «Память сердца», которую ведём совместно с АО «Самотлорнефтегаз» ПАО «НК «Роснефть». Сегодня расскажем о заместителе начальника Главтюменнефтегаза Виктора Муравленко – Матвее Марковиче Кроле.

9 мая 1945 года. 00.43 по Москве. Карлсхорст, пригород Берлина. Здание бывшего военно-инженерного училища. Это время и место подписания Акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии.

Среди тех, кто принимал участие в подготовке и проведении подписания этого важнейшего исторического документа, был и Матвей Маркович Крол, на тот момент – начальник отдела штаба 5-й ударной армии I Белорусского фронта.

Матвей Маркович в своей книге «От Берлина до Тюмени» детально рассказывает о событиях той ночи:

«Когда подписи были поставлены, Жуков встал и твёрдо сказал: «Немецкой делегации предлагается покинуть зал», – пишет Матвей Крол. – После команды маршала по два смершевца (сотрудника нашей военной контрразведки) встали справа и слева от каждого члена немецкой делегации и вывели их из зала. Все мы, присутствовавшие в этом большом зале, почувствовали: сейчас закончился самый страшный период в истории нашей страны. Я взглянул на Жукова и замер – в глазах прославленного маршала со стальными нервами были слёзы».

…Матвей Маркович Крол. В 41-м ему, начальнику отдела организации торговли Наркомторга РСФСР, предоставили броню. Но он отказался и уже 23 июня записался добровольцем на фронт. Опытного снабженца тут же определили инспектором оперативного тыла 4-й армии, затем – начальником продовольственного отдела 10-й резервной армии, которая в 1942 году во время битвы под Сталинградом была реорганизована в знаменитую 5-ю ударную армию.

Н а Матвея Крола была возложена обязанность по организации снабжения войск продовольствием, от чего, несомненно, зависело успешное проведение армией боевых операций. Эта работа велась в труднейших условиях. Но Крол справлялся безупречно. К концу войны Матвей Маркович являлся кавалером орденов Боевого Красного Знамени, Отечественной войны двух степеней и других боевых наград. Все они – за своевременное и качественное обеспечение солдат продовольствием.

Удивительно ли, что сразу после 9 мая 1945 года помощником первого советского коменданта Берлина Николая Берзарина и начальником службы по снабжению города продовольствием был назначен именно Матвей Крол.

«Когда после беседы с Анастасом Ивановичем Микояном (председатель комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной армии – Прим. авт.) 9 мая 1945 года я был назначен начальником снабжения Берлина, все свои силы, все свои организаторские способности я использовал для того, чтобы на высоком уровне выполнять ту задачу, которая была поставлена советским правительством», – вот так пишет он о начале своей работы по восстановлению продовольственной системы огромного города.

Шесть дней – именно столько времени понадобилось Матвею Кролу, чтобы началась поставка продуктов в Берлин. И вот к середине мая берлинцы получили горячий хлеб, открылись двери магазинов.

Этот колоссальный опыт организатора, обеспечивавшего многотысячные армии и многомиллионный город, помог ему решать масштабные задачи и в мирное время, ключевые из которых – вопросы жизнеобеспечения Западной Сибири.

«Мне повезло, что моим заместителем стал полководец Крол», – не раз говорил начальник Главтюменнефтегаза Виктор Муравленко, высоко оценивая организаторские способности и военный опыт Матвея Марковича.

Период работы в Западной Сибири Крол называл своей сибирской одиссеей.

Современники вспоминают напористость Крола в отстаивании интересов дела. Он лично отвечал за координацию работ всех участников производственных и строительных процессов в период интенсификации работ на Самотлорском месторождении.

Благодаря стараниям Крола на Севере появились первые большегрузные автомобили с высокой проходимостью: самоходки АТС-59 и ГАЗ-71, а также чехословацкие самосвалы «Татра» и американские бульдозеры «Катерпиллер». Также на АН-22 были доставлены первые передвижные малогабаритные газотурбинные электростанции мощностью 2500 кВт. Это способствовало расширению плана по бурению и, следовательно, вводу новых скважин на Самотлоре.

«За время работы в Западной Сибири я был награждён орденами Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени. За ускоренный ввод в разработку Самотлорского месторождения группе из 12 нефтяников, и мне в их числе, в 1977 году была присуждена Государственная премия СССР», – вспоминал Матвей Крол.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0