Меню

СМИ "Газета Варта-24"

16.11.2016 13:20 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 215 от 16.11.2016 г.

Лица и события на чёрно-белых фотографиях

Автор: Альбина Мусина

Фото Михаила Плецкого

Сотни монохромных снимков представлены на фотовыставке «Сквозь вековые кедры — трасса в Нижневартовск», которая открылась во Дворце искусств в день юбилея прибытия первого поезда в наш город.
«Какие счастливые у всех лица!» — удивляется молодёжь, увидев на снимках тех, кто прокладывал железную дорогу. Казалось бы, и нет причины для веселья: попробуй по болоту тянуть рельсы к городу на Оби. Но кадры даже с самых трудных участков наполнены теплом и радостью.

Всё это от осознания сопричастности этих людей к историческому событию, — тут вступает в разговор Людмила Ирвичёва. — Супруг мой тоже строил железную дорогу до Нижневартовска. Можно сказать, что она нас и познакомила. Здесь же мы сыграли свадьбу. Когда пошли поезда, для наших дочерей они были «папиными».

На открытие фотовыставки Людмила Ивановна пришла вместе с внуком Даниилом. Юноша сразу разглядел свадебный снимок бабушки и дедушки.

- Горжусь тем, что благодаря деду и его товарищам в Нижневартовск стали ходить поезда, — признаётся он. — Буду знать его коллег по бригаде и обязательно расскажу о них своим друзьям.

Инициатор и организатор данного проекта — ветеран строительно-монтажного поезда №227 Михаил Кайдан. Их бригада строила конечный участок железной дороги Тюмень — Нижневартовск.

- У каждой фотографии своя история, — рассказывает Михаил Сергеевич. — Они помогают нам держать в памяти полную картину того времени, хранить чувства, которые двигали нами. И так хотелось поделиться этим с детьми и внуками тех, кто строил стальную магистраль с этой стороны. А ведь о нас так мало сказано. Поэтому и решил поднять запылившийся пласт истории и организовать выставку. Поддержали меня сотрудники краеведческого музея имени Т.Д. Шуваева и Дворца искусств.

Фотовыставка — это настоящая летопись строительства железной дороги. Снимки запечатлели и вырубку просек, и укладку первых шпал и рельсов, и работу большой техники, и, конечно же, суровую мощь природы нашего края. Но самое главное — лица героев, с каким-то особым азартом стремившихся стальными рельсами соединить Самотлор с «большой землёй». Смотришь на снимки и понимаешь, что те десятки километров, что мы сейчас проезжаем за считанные минуты, строители и путейцы прошли с согнутой спиной.

- «Прямо дороженька: насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты…», как сказал Некрасов, но каждый участок, каждая ветвь — это чья-то история, поэтому важно вовремя рассказать об этом потомкам, — уверен Кайдан. — Поезда дали возможность расти и развиваться нашему городу. Цистернами отправляли нефть, а встречали вагоны продовольственных товаров и строительных материалов. Сколько новых специалистов сошло уже с пассажирских поездов на перрон Нижневартовского железнодорожного вокзала, и все они влились в рабочие коллективы нефтяников, строителей, учителей и врачей.

Виктор Земсков — один из первых машинистов ТМ-2, той самой «двоечки», которая привезла в город пассажиров. Но сначала он работал на паровозе, который прибыл баржей и возил путейцев.

- В шесть утра забирал их из СМП и вёз до того места, где заканчивались рельсы, — рассказывает Виктор Иванович. — Обедали тоже в товарном вагоне моего тепловоза. И вот так до тех пор, пока не «встретились рельсами» с рабочими со стороны Сургута. А потом взяли направление на Нижневартовск. Сначала дали дорогу товарным составам. Пассажирский уже пришёл под моим управлением.

А столько песен спето, признаются ветераны. В день открытия выставки они вспомнили ту, которая лучше всех рассказывает об их общей судьбе. Она прошла вместе с ними 900 км от Тюмени до Нижневартовска. Строители СМП №227 пропели: «Привезли нас в СМП работать…» и вспомнили, как упрямо резали рельсами болота.

Выездная выставка краеведческого музея «Рельсы идут на Север», которая расположилась на втором этаже железнодорожного вокзала, продолжила тему фотовыставки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26