Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

28.03.2024 14:08 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Спектакль далёк от хрестоматии

Автор: Ирина Черепанова

Нижневартовский драматический театр.

Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину. В театре пояснили, что спектакль создан в рамках проекта «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и других творческих ВУЗов в региональных театрах», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Режиссеры спектакля – Татьяна Родина (выпускница РИТИ-ГИТИС) и заслуженный артист Республики Дагестан Артур Абачараев, сценограф – главный художник театра Вячеслав Зайчиков, хореограф – Лия Ратия. С февраля этого года Татьяна Родина главный режиссёр театра, Артур Абачараев – очередной.

На предпремьерном показе спектакля в Международный день театра, 27 марта, побывал и корреспондент «Варты».

Те, кто привык к традиционному прочтению Пушкина, к благообразному образу самого поэта, могут забыть об этом напрочь. В этом году великому русскому поэту исполнится 225 лет со дня рождения и, конечно же, можно предположить, какое количество мероприятий будет посвящено этому событию, причём наверняка не одно с придыханием, всё-таки Пушкин наше всё, он создатель современного литературного русского языка, ну и прочее.

Между тем постановочная группа решила снять поэта с постамента и представить своего Пушкина. Он же был человеком, а вовсе не памятником самому себе. Или как говорил Владимир Высоцкий о своём лирическом герое: «в привычные рамки не лез». Вот поэтому главной центробежной силой «Пиковой дамы» становится игра.

Спектакль наполнен до краёв фарсом, площадным балаганом, буффонадой, иронией, гротеском, отсылкой к литературным анекдотам о Пушкине, фантасмагорией или мистикой, а это уже привет Гоголю. Или это всё-таки Гоголь подсмотрел у Пушкина сцену с взглянувшей на Германна из гроба мёртвой графиней? Ну а затем использовал такую деталь в «Вие» с мёртвой Панночкой. Впрочем, главное не это, а сама стихия игры, сносящей на своём пути все хрестоматийные штампы о Пушкине.

И ещё «Пиковая дама» в нашем театре удивительно многонаселённый спектакль. Ну скольких героев этой повести мы помним поименно, пофамильно? Графиню, Германна, Лизу, игроков, пару-тройку персонажей во времена проживания графини во Франции и всё? У постановщиков на сцену смело шагнули мало–мальски упоминаемые слуги и аж три Пушкина в разных ипостасях: Александр Сергеевич, Пушкин и Сукин сын, которого называют ещё и Саньком.

Мифы лопаются как мыльные пузыри и можно представить в каком шоке пребудут литераторы, увидев на сцене непривычную Анну Керн, Наталью Гончарову, Арину Родионовну и так далее. Есть даже такой персонаж как муза. Вся в белом и очень прагматичная. А кто в этом сомневается, так у неё и табличка на спине есть. И читают графине не русские романы по формату меньше ладошки, а отрывки из произведений Пушкина, и звучат они постоянно.

Замечательно работает массовка. Это и петербургский мостик, и карета, и прислуга графини, и гости на балу – не безликая массовка, а каждый персонаж со своим характером. Отдельного разговора заслуживает оформление. Над сценой нависают холодноватые осколки льдин, создающие ощущение нависшего над героями рока, что, впрочем, уже мои фантазии.

В общем, идти на премьеру надо, причём, не одному, а с кем-то, чтобы было потом о чём поговорить и поспорить.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.