Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

29.02.2024 12:52 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Транспортная реформа в Югре: новые требования к перевозчикам и ожидаемые выгоды для горожан

Источник: Стройкомплекс Югры

Согласно поручениям Президента страны, повсеместно, в том числе, и в Югре, идет модернизация общественного транспорта и схем его работы. Цель – обеспечение должного уровня качества пассажирских перевозок. Однако, вопросов остается много. На примере Нижневартовска, города, который стал первым в регионе, где происходит масштабная трансформация рынка пассажирских перевозок, на эти вопросы отвечает первый заместитель директора Департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Андрей Середнев.

- Андрей Михайлович, давайте начнем с причин. Зачем модернизировать систему общественного транспорта крупных муниципалитетов Югры? С какими задачами не справлялись перевозчики, многие из которых работали на рынке долгие годы?

— Думаю, вы получите исчерпывающие ответы на эти вопросы, если выйдите на любую остановку и зададите их пассажирам. Наши города активно развиваются. А транспортники не успевают. Сложился ряд структурных проблем: устаревшая маршрутная сеть, изношенный автопарк (средний возраст транспорта на линии — более 15 лет), отсутствие эффективного контроля за деятельностью перевозчиков ухудшили качество и безопасность услуг. В норму вошли сбои регулярности выполнения маршрутов, выпуск на линию неисправных машин, участились случаи непрофессионального и неэтичного поведения водителей.

Наш общественный транспорт должен соответствовать запросам жителей. Возникла объективная потребность обновить подвижной состав, обеспечить безопасность пассажиров, контроль над выполнением маршрутов, оптимизировать маршрутную сеть, чтобы охватить транспортным обслуживанием новые районы, организовать всё так, чтобы на направлениях с наибольшим спросом можно было быстро и без пересадок добираться из одной точки в другую.

Для достижения этих целей типовыми формами контрактов предусмотрены четкие стандарты качества, которые должны соблюдать перевозчики.

Новые пассажирские автобусы в Нижневартовске готовятся выйти на линию уже 1 марта

Пока на слуху только замена подвижного состава. Что ещё предусматривает реформа и что в конечном счёте получит потребитель услуг, то есть, пассажиры?

— Значение обновления автопарка не стоит недооценивать. В Нижневартовске оно будет глобальным и пройдёт в два этапа. По последним данным 45 новых автобусов уже прибыли в Нижневартовск в рамках Федеральной программы обновления общественного транспорта. С 1 марта они выйдут на линию на 10 маршрутах, по обслуживанию которых уже прошёл конкурс. Начали поступать транспортные средства второго этапа – всего их будет 196 единиц — со сроками поставки по контрактам — до 1 июня и 1 июля. Они закуплены на средства бюджета автономного округа. Всего в рамках президентской и окружной программ поставят 76 автобусов марки «ЛОТОС» и 165 — марки «ЛИАЗ». Все — снабжены устройствами для перевозки маломобильных граждан, оборудованы системами видеонаблюдения, кондиционирования, дополнительного отопления салона, безналичной оплаты проезда, аудио- и видео-информирования. Водители и контролёры будут обязаны вежливо общаться с пассажирами и носить форменную одежду. Все новые автобусы работают на природном газе (метан), это снизит выбросы в атмосферу и уровень шума.

По результатам второго этапа увеличится количество маршрутов и рейсов. Максимальное время ожидания транспорта составит не более 10-15 минут в любую погоду. Вартовчане получат качественные услуги, достойное обслуживание, надежность, уверенность, безопасность. Всё — по самым современным стандартам: сокращение времени в пути, соблюдение расписаний, транспортное обслуживание новых районов.

У реформы есть и социальный компонент. Мотивов ездить коммерческим транспортом постепенно не станет – муниципальные маршруты закроют все потребности. В конечном итоге каждый пассажир, имеющий льготы, сможет воспользоваться ими на любом из городских маршрутов.

Так выглядит салон автобуса марки LOTOS-105 (производство г. Набережные Челны) — именно такие автобусы поступили в Нижневартовск в рамках федеральной программы

В чем главное отличия взаимоотношений, которые были раньше между муниципалитетом и организатором перевозок и той системой, что будет теперь? В чём смысл перехода к долгосрочным контрактам?

— Муниципальные контракты в Нижневартовске запланированы на 7 лет. Долгосрочные договоры обеспечивают уверенность предприятия и его работников в завтрашнем дне, позволяют планировать техническую политику. Теряется смысл нарушать установленные нормы и требования к выполнению маршрутов. Муниципалитет в свою очередь уверен в беспрерывности выполнения перевозок. 7 лет – оптимальный срок, чтобы всё это время пассажиры ездили на современном транспорте до того, как он начнёт физически и морально устаревать.

Общественный резонанс вызвали результаты закупки по организации перевозок пассажиров в Нижневартовске, по итогам которой контракт получила компания «Домтрансавто» из Подмосковья. Жителей пугают непредсказуемостью «монополиста», который «снимет сливки» и не даст эффекта. Предусмотрены ли механизмы контроля за выполнением обязательств новым партнёром?

— Работа по перевозке пассажиров – это планомерный, беспрерывный процесс и здесь технически невозможно «снять сливки» и уйти, оплата этой работы производится по факту ее выполнения.

Условиями контракта перевозчиков обязуют неукоснительно соблюдать расписание по каждой остановке и схему движения. Предусмотрены штрафы за некачественное выполнение перевозок, нарушения параметров маршрута, которые учитываются при оплате. Недобросовестный перевозчик по факту может вообще не получить прибыли, оставшись в убытке.

В части контроля в Югре введена в эксплуатацию единая региональная навигационно-информационная система (РНИС). Она позволяет обеспечить всесторонний контроль за перевозками в режиме 24/7.

Новые условия закупки сильно отличались от тех, что практиковались раньше. Было выдвинуто много дополнительных условий. Это сделано в интересах пассажиров и муниципалитета или для «отсекания» местных перевозчиков?

— Все процедуры и документация подготовлены в рамках норм Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе и на этапе формирования процедур невозможна оценка готовности того или иного предприятия – из Югры или из другого региона выполнять эти условия. Все новые требования и условия выполнения маршрутов направлены исключительно на повышение качества транспортного обслуживания. У нашей транспортной «реформы» только одна цель – обеспечить качество и безопасность перевозок, которое на сегодня в округе, к сожалению, на весьма низком уровне.

Объявлены конкурсы в форме электронных аукционов. При готовности выполнять все условия и требования по качеству и безопасности перевозок ограничений для участия в закупках нет. Результатами аукционов всегда кто-то недоволен. Это конкурентные процедуры. Но, когда приходится выбирать между интересами пассажиров и чьими-то бизнес-интересами, мы обязаны быть на стороне людей. Напомню: мы говорим об общественном транспорте.

В администрации Нижневартовска: совещание участников процесса модернизации пассажирских перевозок

Что будет с коллективом акционерного общества ПАТП-2, которое не смогло победить в конкурсе?

— Юридически это вопрос учредителей предприятия. По имеющейся у меня информации администрация города Нижневартовска взяла под контроль трудоустройство сотрудников ПАТП-2, которые, по всей видимости, будут высвобождены в связи со снижением объема работ, а предприятием, с которым заключен контракт на выполнение 10 маршрутов, уже предложено трудоустройство всем работникам ПАТП-2.

На этапе анализа ситуации и формирования мероприятий мы учли, что сейчас, если откровенно сказать, ввиду неконкурентных заработных плат и социальных гарантий, отрасль испытывает кадровый голод. Поэтому при расчете сумм по контрактам учтено повышение средних зарплат. В частности, для водителей — с 50 до 80 тысяч рублей.

В каких ещё муниципалитетах планируются преобразования, кроме Нижневартовска?

— Конечно, сегодня назрела необходимость комплексного решения проблем с транспортом и в других муниципалитетах Югры. Мы получим опыт реализации проекта в Нижневартовске и с учётом результатов распространим его на другие города. В ближайших планах – Нефтеюганск, Ханты-Мансийск.

С реформой в городах мы разобрались. А будут ли какие-то изменения по части межмуниципальных перевозок?

— Безусловно в сообщении между муниципалитетами люди тоже хотят ездить на современных пассажирских автобусах большого класса, повышенного уровня комфорта. Создавать условия, чтобы их было больше – первая задача, которую мы будем решать.

Второй приоритет – безопасность. Мы системно и поэтапно ужесточаем требования к техническому состоянию и предельному сроку эксплуатации подвижного состава, к оборудованию автобусов средствам обеспечения безопасности перевозок.

Помимо обеспечения комфорта и безопасности пассажиров третья важная задача – обеспечение доступности услуг. В этом направлении мы формируем оптимальные подходы к тарифному регулированию для учёта интересов всех участников процесса оказания транспортных услуг. Думаю, жители Югры ощутят на себе некоторые результаты всей этой работы уже в текущем году.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.