Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

31.01.2023 16:11 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

Автор: Прокуратура г. Нижневартовска

В целях правового просвещения населения публикуем информацию правового разъяснительного характера, подготовленную сотрудниками прокуратуры г. Нижневартовска

Отличия находки от кражи

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.01.2023 определены отличия находки от кражи.

Согласно статье 227 Гражданского кодекса Российской Федерации нашедший потерянную вещь обязан:

немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу;

если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта, и лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь;

если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или орган местного самоуправления;

нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу, а скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки, причем деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение;

нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Невыполнение таких активных действий хотя и является по общему правилу неправомерным, но не образует признаков преступления.

Законодатель закрепил в Гражданском Кодексе Российской Федерации основания приобретения права собственности не только на имущество, которое имеет собственника, но и на имущество, собственник которого неизвестен, в том числе на находку. Активное поведение лица, нашедшего вещь, исключает уголовную ответственность за ее хищение и служит законодательно конкретизированным критерием для разграничения правомерного и противоправного деяния.

Статья 158 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за кражу, т.е. тайное хищение чужого имущества (часть первая), а также закрепляет, что под хищением в статьях данного Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Поскольку УК РФ относит к объективным признакам хищения не только изъятие, но и обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, то необходима оценка не только факта завладения найденным имуществом, но и его обращения в свою пользу. Такое поведение приобретает общественно опасный характер и образует единое сложное деяние, направленное на неосновательное обогащение, и по своей природе является кражей.

Если лицо, обнаружившее найденную вещь, наряду с невыполнением действий, предусмотренных статьей 227 ГК РФ, совершает сокрытие найденной вещи (в тайнике, в своих вещах, в одежде, путем передачи другому лицу в целях сокрытия и т.д.) либо сокрытие признаков, позволяющих индивидуализировать вещь или подтвердить ее принадлежность законному владельцу (вытаскивает сим-карту из телефона, снимает чехол и т.д.), то такое поведение может свидетельствовать о возникшем умысле на хищение.

Поскольку уголовный закон относит к объективным признакам хищения не только изъятие, но и в том числе в качестве альтернативы изъятию — обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, то необходима оценка не только факта правомерного поступления найденного имущества в фактическое владение, но и факта совершения действий (бездействия), направленных на противоправное обращение в свою пользу или в пользу иных, неуправомоченных лиц, исходя из того, что такое поведение приобретает общественно опасный характер, образует, по сути, единое сложное деяние, направленное на неосновательное обогащение в результате недобросовестных действий с обнаруженной чужой вещью, указывает на корыстную цель, а также на причинение владельцу ущерба.

Утверждено Положение о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2023 № 18 в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» установлен порядок осуществления государственного контроля за деятельностью иностранных агентов.

Предметом государственного контроля является соблюдение контролируемыми лицами законодательства об иностранных агентах. Государственный контроль осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами во взаимодействии с иными органами публичной власти, организациями всех форм собственности, а также их должностными лицами, которые обязаны оказывать уполномоченному органу содействие при осуществлении государственного контроля за деятельностью иностранных агентов, в том числе предоставлять необходимые сведения и материалы.

Государственный контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий (плановых, внеплановых проверок) на основании распоряжения органа государственного контроля.

Плановые проверки проводятся в отношении иностранных агентов не чаще одного раза в год в соответствии с ежегодными планами.

План проведения плановых проверок утверждается Министром юстиции Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок, и доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля в сети «Интернет».

Основания для проведения внеплановой проверки предусмотрены ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

По результатам государственного контроля в случае выявления нарушения законодательства об иностранных агентах может быть выдано обязательное для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации; составлен протокол об административном правонарушении; направлено в суд заявление о запрете деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица; заявление о ликвидации юридического лица; направлено иностранному агенту мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления либо осуществляемой на территории Российской Федерации программы (ее части).

Кроме того, установлен порядок обжалования решений органов государственного контроля, действий (бездействия) его должностных лиц.

Ужесточены требования к водителям такси и общественного транспорта

Федеральным законом от 11.06.2022 №155-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, положения которого дополнены статьей 328.1, предусматривающей ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа.

Согласно вносимым изменениям к трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не будут допускаться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость (либо подвергавшиеся уголовному преследованию) за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, а также преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза, соответствующие вышеуказанным преступлениям.

К трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не будут допускаться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость (либо подвергающиеся уголовному преследованию) за преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к тяжким и особо тяжким преступлениям; а также преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза, соответствующие вышеперечисленным преступлениям.

Таким образом, при заключении трудового договора лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство другого государства — члена Евразийского экономического союза, поступающие на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, помимо иных необходимых документов, обязаны будут предъявить работодателю документ о наличии (отсутствии) судимости (или факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям) за совершение указанных преступлений, выданный компетентным органом соответствующего государства — члена Евразийского экономического союза, с приложением перевода на русский язык, верность которого должна быть удостоверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Работодатель обязан будет отстранить от работы (не допускать к работе) работника, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за перечисленные преступления.

Вышеуказанные изменения вступают в законную силу с 01.03.2023.

Определен порядок использования в уголовном судопроизводстве систем видеоконференцсвязи и электронных документов

Федеральным законом от 29.12.2022 № 610-ФЗ внесен ряд изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возможности применения систем видеоконференцсвязи и электронного документооборота в уголовном судопроизводстве. Нововведениями предусмотрено, что при наличии технической возможности суд может:

- по ходатайству подсудимого принять решение о его участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи;

- при рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях по ходатайству любой из сторон принять решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования систем видеоконференцсвязи.

При этом закреплено, что участие защитника при проведении судебного заседания, в котором подсудимый участвует посредством систем видеоконференцсвязи, является обязательным.

Новые положения не предусматривают участия в судебном заседании подсудимого путем использования систем видеоконференцсвязи при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей.

Ходатайство, заявление, жалоба, представление и материалы к ним, не содержащие сведений, составляющих тайну и при наличии технической возможности, могут быть поданы в суд в форме электронного документа. Участникам уголовного судопроизводства копия судебного решения, повестка или уведомление могут быть направлены в электронном виде.

Изменения вступили в силу с 09.01.2023.

Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новыми статьями, связанными с диверсионной деятельностью

Федеральным законом от 29.12.2022 № 586-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) внесены изменения, связанные с введением новых статей, регламентирующих уголовную ответственность за содействие диверсионной деятельности, прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности, а также за организацию диверсионного сообщества и участие в нем.

Так, статья 281.1 УК РФ предусматривает ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 281 УК РФ (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации), а также за вооружение или подготовку лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование диверсии.

При этом статья 281.1 УК РФ содержит примечание, в котором даны разъяснения о том, что следует понимать под финансированием диверсии, пособничеством, а также указаны основания для освобождения от уголовной ответственности.

Изменения в гражданском процессуальном законодательстве

Федеральным законом от 29.12.2022 № 603-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части обеспечения интересов участников судопроизводства в случае участия гражданина, являющегося стороной в деле, в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством, в проведении контртеррористической операции, призыва его на военную службу по мобилизации, заключения им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы России, выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, если такой гражданин не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие суд обязан приостановить производство по делу.

Суд вправе приостановить судопроизводство, если гражданин, находящийся в указанных обстоятельствах, является единоличным исполнительным органом и не передал свои полномочия другому лицу и в его отсутствие дальнейшее рассмотрение дела не представляется возможным.

Также по заявлению мобилизованного в территориальную службу судебных приставов может быть приостановлено и исполнительное производство.

Указные изменения необходимы для баланса интересов сторон в судопроизводстве.

Установлен статус Георгиевской ленты

Федеральным законом от 29.12.2022 № 579-ФЗ «О Георгиевской ленте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен статус Георгиевской ленты. Предусмотрены описание Георгиевской ленты, требования к ее использованию.

Георгиевская лента используется во время проведения торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы, иных мероприятий, связанных с событиями Великой Отечественной войны, мероприятий, направленных на увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Также предусмотрено использование ленты и ее изображения на организованных органами власти мероприятиях, посвященных памятным датам России, мероприятиях, направленных на патриотическое, в том числе военно-патриотическое, и духовно-нравственное воспитание граждан, и иных мероприятий.

Так, осквернением по отношению к Георгиевской ленте считаются любые действия или высказывания о ней, которые имеют негативный характер. Например, публичное сожжение, топтание. Это могут быть изображения или посты в сети Интернет, в которых присутствуют какие-либо негативные комментарии.

По действующему законодательству за публичное осквернение символа воинской славы юридическому лицу грозит штраф от 3 до 5 млн рублей с конфискацией или без таковой, физическому — в размере до 3 млн рублей либо лишение свободы на срок до 3 лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, или в сети Интернет наказываются штрафом от 2 до 5 млн рублей или лишением свободы на срок до 5 лет.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Практика применения судами при рассмотрении уголовных дел положений закона по исчислению срока погашения и порядка снятия судимости

Пленум Верховного Суда Российской Федерации 07.06.2022 принял постановление № 14 «О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости».

В постановлении указывается на обеспечение судами при рассмотрении вопроса о снятии судимости индивидуального подхода к каждому осужденному и недопущение случаев принятия необоснованных и немотивированных решений.

Суды не вправе отказать в снятии судимости по основаниям, не указанным в законе, среди которых значатся тяжесть преступления, образовавшего данную судимость, наличие других судимостей, мягкость отбытого наказания, непризнание лицом своей вины и т.п.

Также Пленум разъяснил, что сам по себе факт привлечения лица к административной ответственности не может препятствовать снятию судимости — в этом случае учету подлежат конкретные обстоятельства и характер допущенного правонарушения, а также отношение лица к исполнению административного наказания.

В качестве безупречного поведения лица могут свидетельствовать данные с места жительства, подтверждающие, в том числе наличие прочных социальных связей (вступление в брак, рождение детей, забота о престарелых родителях), положительные характеристики с места работы или учебы.

Под понятие судимого лица подпадают осужденные, которые уклоняются от отбывания (исполнения) наказания, в частности, не уплачивают штраф без уважительной причины (ч. 2 ст. 83 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

В случаях, когда осужденному наказание смягчено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке либо усилено наказание судом апелляционной инстанции, изменена категория преступления на менее тяжкую на основании ч. 6 ст. 15 УК РФ, а также в условиях, когда лишение свободы заменено осужденному более мягким видом наказания в порядке исполнения приговора вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу (ст. 10 УК РФ), сроки погашения судимости, а также иные правовые последствия, предусмотренные уголовным законом и связанные с его судимостью, должны определяться с учетом указанных изменений приговора суда.

В связи с принятием настоящего постановления признаны утратившими силу постановления Пленума Верховного Суда СССР от 10.02.1940 № 2/2/У и от 18.03.1970 № 4.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.