Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

27.01.2023 08:33 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ласточка с конвертом. Этот знак придумала блокада

Автор: Гуля Бессонова

Сегодня день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Начиная с сентября этого года каждый понедельник в расписании у всех школьников России первый урок один и тот же. Называется он «Разговоры о важном».

Кто-то называет его классным часом, но на нём не разбирают поведение хулиганов или плохую успеваемость лентяев. Он посвящён действительно важным вещам – прошлому, настоящему и будущему Родины. Накануне 79-ой годовщины снятия блокады Ленинграда на классный час к одиннадцатиклассникам нижневартовской общеобразовательной школы №23 пришёл директор Станислав Строчинский, чтобы поговорить об этом важном событии в истории нашей страны.

Впрочем, небольшой кабинет оказался плотно занят ребятами не только из выпускного одиннадцатого класса, но и девятиклас-

сниками и даже восьмиклассниками. Тема и вправду оказалась очень важной для многих.

– 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда, – напомнил Станислав Александрович. Казалось, сейчас начнётся лекция с подробной хроникой событий, картой. Но директор школы заговорил о том, что есть в философии категории ужасного и трагического. О том, что фашизм, стремясь к своим целям мирового господства, вселял в народы Европы ужас. – А что такое ужас? Это концлагеря, и, особенно, освобождённый 27 января 1945 года Освенцим, и ещё более ужасный Маутхаузен, который прошли мои родные дяди, – вдруг говорит директор школы о личном. – Дядя Станислав выжил, а дядя Франтишек погиб в Маутхаузене. Ужас фашизма и блокада Ленинграда, в которой за 900 дней только от голода погибли 632620 человек. Блокада Ленинграда не была вызвана военной необходимостью, фа-

шистам нужно было уничтожить этот город.

Классный руководитель одиннадцатого класса Елена Михайловна Резник добавляет:

– Дмитрий Лихачёв, житель блокадного Ленинграда, в своей книге пишет, что цифры погибших от голода очень занижены. Невозможно было посчитать всех. Я пятнадцать лет жила в Ленинграде и знала людей, чьи родственники пережили блокаду. Они говорили, что никогда блокадники не рассказывали об этих событиях. Настолько ужасны эти воспоминания, что люди либо не хотят возвращаться в них, либо, как написал Дмитрий Лихачёв, психика человека стирает страшные воспоминания, чтоб человек мог дальше жить.

Однако свидетельств достаточно много. Дмитрий Сергеевич пишет о самой страшной, первой блокадной зиме 1941-1942 годов в своей книге «В блокадном Ленинграде»: «Как я вспоминал потом эти недели, когда мы делали свои запасы! Зимой, лёжа в постели и мучимый страшным внут-ренним раздражением, я до головной боли думал всё одно и то же: ведь вот, на полках магазинов ещё были рыбные консервы – почему я не купил их! Почему я не купил ещё несколько плиток глюкозы с витамином С! Эти «почему» были страшно мучительны. Я думал о каждой недоеденной тарелке супа, о каждой выброшенной корке хлеба или о картофельной шелухе – с таким раскаянием, с таким отчаянием, точно я был убийцей своих детей».

Свидетельства ужасов блокады Ленинграда звучали на этом уроке в бессмертных стихах.

«Постучи кулачком – я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда…» – читает стихотворение Анны Ахматовой «Памяти Вали» одиннадцатиклассница Екатерина Серикова. И кажется, что обращается в нём поэтесса не только к мальчику, который жил по соседству с ней в Ленинграде, а собственно – к Ленинграду. Анна Ахматова писала эти стихи в 1942 году, находясь в эвакуации, в Ташкенте. Другой молодой тогда ленинградской поэтессе Ольге Берггольц, которая дружила с Ахматовой, тоже предлагали отправиться в эвакуацию. Но Берггольц наотрез отказалась, решив разделить с городом страшную судьбу. В блокадном Ленинграде она была диктором на радио, каждый день выходила в эфир и читала ленинградцам свои стихи.

– В одном из них она повествует о «Блокадной ласточке» – о значке, который ленинградцы носили в годы блокады, – рассказывает Станислав Александрович ученикам, и каждый из них в ту же минуту получает вырезанный из жестянки крошечный силуэт ласточки с конвертом в клюве. – Тот значок тоже был жестяной. И он был своеобразным ответом фашистам, Геббельсу, который заявил, что в блокированный Ленинград даже птица не пролетит. Таким образом жители осаждённого Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. Ведь город не получал не только продовольствия, но и новостей.

Многие из ребят потом признались, что впервые услышали об этом факте. Как хорошо, что он сохранился в стихах Ольги Берггольц: «Этот знак придумала блокада. Знали мы, что только самолёт, Только птица к нам, до Ленинграда, С милой-милой Родины дойдёт...» Ценно, что на классном часе это замечательное стихотворение прозвучало в исполнении одиннадцатиклассницы Екатерины Мочаловой, ведь ровесников и друзей наши дети в определённом возрасте слушают внимательнее учителей.

Самым удивительным же в этом разговоре о важном было то, что примерно треть его вообще никто не говорил. Все молчали, зато звучала музыка – Ленинградская симфония Шостаковича, часть которой композитор писал в блокадном Ленинграде. Симфония, которая звучала в городе, приговорённом фашистами к смерти и которая стала символом несгибаемого духа, мужества ленинградцев.

– Мне хотелось сегодня не просто дать статистическую, энциклопедичес-

кую информацию ребятам – об этом они могут прочитать и в учебниках. Хотелось дать почувствовать, чтоб в душе осталась зарубка какая-то. Через музыку и стихи это сделать было вернее всего, – говорит Станислав Александрович после классного часа.

Вероятно, у педагогов получилось разбудить души. Ребята выходили из аудитории взволнованными. В глазах девятиклассницы Валерии Владимировой стояли слёзы.

– Всё, что сегодня звучало на уроке, я слушала, думая о своей прабабушке, – говорит девушка. – Она пережила блокаду Ленинграда, будучи ребёнком, умирала от голода, но выжила. Хотя потом сильно болела и всё равно прожила слишком короткую жизнь. Она похоронена в Ленинграде. Я знаю, что она никогда не могла выбросить даже засохший, даже заплесневевший хлеб и даже крошки от хлеба. Хлеб для неё навсегда остался драгоценностью и святыней. Сегодня я очень сочувствовала своей прабабушке, как будто прожила с ней это страшное время.

Арзу Исмаилов,

руководитель региональной общественной организации «Азербайджанцы»:

- Такие уроки и разговоры с детьми очень важны. Блокада Ленинграда – это олицетворение бесчеловечности фашизма, и важно помнить об этом,

чтобы впредь не дать ни малейшего шанса фашизму. Важно не забывать и о том, кто мы, откуда мы. Все мы – потомки освободителей. Это наши деды освободили мир от коричневой чумы. И нас, и наших детей это ко многому обязывает.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.