Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

23.05.2022 14:10 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

История на перроне: как Нижневартовск встречал поезд Победы

Автор: Департамент общественных коммуникаций и молодежной политики администрации города Нижневартовска.

В воскресенье в Нижневартовске вновь пронеслись голоса с победным «Ура!» в честь 77-й годовщины со дня окончания Великой Отечественной войны. На железнодорожный вокзал местной станции прибыл уникальный ретропоезд «Эшелон Победы».

Гудок паровоза и вот уже вартовчане вернулись на десятилетия назад, в май 1945 года. Точно такой же состав во главе с двумя раритетными паровозами: Л-3111 и ЛВ-123 (знаменитые «Лебедянки») оповещал о Победе над фашизмом. Их называют паровозами нашей Победы.

«Наш поезд — это реконструкция эпохи 1945 года. В июне первый поезд Победы прибыл в Москву и дальше поехал сообщать радостную весть по всем городам нашей необъятной Родины. Эшелон разбит на четыре тематические позиции: восстановленные паровозы 50-х годов, военно-санитарные перевозки, легендарный 227 вагон санитарного поезда, далее — эвакуация промышленности на Урал и завершают все воинские перевозки. Здесь мы показываем вагоны 1910-1920-х годов, которые использовали во время войны. Отдельно у нас представлена техника — легендарный танк Т-34, две модификации «Катюш», — рассказал начальник поезда Денис Белопашинцев.

Машинисты рассказывают: «Всегда и в годы войны особенно с уважением относились к паровозу, разговаривали с ним. Есть вот у летчиков традиция проводить рукой по фюзеляжу самолета. У машинистов тоже есть своя традиция обойти паровоз, постучать, относиться к нему с душой. Машинист отдает дань и паровоз исправно служит».

Кабина машиниста в годы войны была и местом приготовления пищи. Во время экскурсии вартовчанам показали, как делали раньше яичницу прямо в топке. Яйца и хлеб укладывали на лопату, предварительно растертую углем. Сейчас машинисты готовят, конечно, современную версию.

В ретропоезде есть вагоны, которые работали, как санчасть, солдатский вагон-теплушка и т.д. К слову, теплушкой вагоны прозвали из-за печки-буржуйки внутри. Она не давала замерзнуть солдатам, которых перевозили к линии фронта. В вагонах с двух сторон делали нары — по двадцать мест на каждой. Иногда в вагонах перевозили и лошадей.

Есть в составе ретропоезда легендарная техника. Например, знаменитая реактивная установка, которую ласково называют «Катюша» и «наше оружие Победы». Первое применение, следует из исторических документов, установок «Катюша» состоялось 14 июля 1941 года. Батарея капитана Ивана Флёрова произвела из семи пусковых установок два залпа по железнодорожной станции Орша, на которой скопилось большое количество немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим. В результате огня батареи железнодорожный узел был стерт с лица земли, противник понес тяжелые потери.

Танк Т-34 — еще одна боевая единица, привлекшая внимание сотен вартовчан. Еще в годы Великой Отечественной войны его называли «ужас немцев», «стальной кулак». Это главный танк военных времен.

Прибытие поезда «Эшелон Победы» на железнодорожный вокзал позволило окунуться в атмосферу победного мая 1945 года, почувствовать единение с бабушками и дедушками, ветеранами, подарившими нам Победу.

С праздником Победы поздравил всех участников мероприятия заместитель главы города Николай Лукаш: «Это великое событие для каждого жителя нашей страны. Сегодня у нас есть уникальная возможность прикоснуться к событиям военных лет, к тем, кто ковал Победу в тылу, кто обеспечивал перевозки военной техники, эвакуировал миллионы граждан. Увидеть — как и с помощью чего совершался этот трудовой и военный подвиг, оценить вклад в великое дело Победы работников железных дорог».

«У Великой Отечественной войны много символов: это и Брестская крепость, и дом Павлова в Сталинграде, и знамя Победы над Рейхстагом. И в этот ряд можно поставить и поезд Победы. За тот огромный вклад, который внесли в борьбу с фашизмом работники стальных магистралей. Спасибо организаторам, партии «Единая Россия», председателю Думы Югры Борису Хохрякову, за то, что Нижневартовск получил прекрасную возможность приобщиться к этому уникальному историческому проекту и окунуться в атмосферу Победного мая 1945 года. Спасибо нашим ветеранам за то, что живем под мирным небом, и всей страной празднуем 77-ю годовщину Великой Победы», — поприветствовал собравшихся председатель Думы Нижневартовска Алексей Сатинов.

«Мы стали сегодня на 77 лет ближе и роднее со своими родителями, с бабушками и дедушками. Эшелон Победы прибыл в Нижневартовск прямиком из 45-го под музыку, под радостные «Ура! С Победой! С праздником!», под торжествующий паровозный гудок. Сложно передать все эмоции, но, думаю, они очень близки к тем, что испытывали фронтовики и встречающие такие же эшелоны Победы советские люди. На Урал и в Сибирь с европейской части страны было эвакуировано почти 3 000 предприятий и 25 млн человек. 400 санитарных поездов вывезли с передовой 5 млн раненых. Треть раненых оперировалась в санпоездах. На передовую перевезено 20 млн вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием. Это обеспечило подготовку 50 стратегических и наступательных операций советских войск. А теперь представьте, в каких условиях проходила транспортировка: под бомбёжками, в темноте, с разрушенными путями», — сказал депутат Тюменской областной Думы Вячеслав Танкеев.

В Нижневартовске не проходила линия фронта, но Югра и в частности наш город (некогда село Нижневартовское) внесли огромный вклад в историю Победы в Великой Отечественной войне. Отсюда на фронт было призвано около 200 человек. Помощь была и не боевая. Так, Самаровский рыбоконсервный комбинат в годы войны выпустил почти 30 млн банок рыбных продуктов. В банки закатывали язя, щуку и осетра. Рыбу разделывали вручную. Значительным было и производство крутосоленой продукции. Ее отправляли на фронт в деревянных бочках. В Югру переводили детей из детских домов. Здесь наши земляки буквально спасали детям жизнь.

Невероятную атмосферу праздника воссоздали коллективы и артисты ДК «Октябрь». Они реконструировали один день из жизни мая 1945 года, когда победителей встречали на перроне.

«Спасибо огромное за такую возможность и самим посмотреть, и детям с внуками показать. Мурашки по телу от многого увиденного и слезы наворачиваются на глаза. Ещё раз спасибо! Спасибо деду за Победу!», — поделилась эмоциями житель города Инна Седегова.

Добавим, масштабный проект приурочен к 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и организован Свердловской железной дорогой. «Эшелон Победы» начал свой путь в Перми, а конечной точкой его маршрута стал город Нижневартовск. Поезд сделал остановки на 27 станциях в Пермском крае, Свердловской и Тюменской областях, Югре.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

37