Нижневартовск чтит своих первопроходцев
Пусть и родилась Галина Кобызкая на Украине, но считает себя настоящей вартовчанкой. Все основания к этому есть: характер, сила духа, мужество. Она из поколения советских граждан, которые грезили работой, причём стремились не просто её сделать, а выполнить порученное дело на совесть. Трудолюбие, честность, открытость – черты характера, которые они впитали с молоком матери. Это они ковали славу столицы Самотлора, одерживая победы в ежедневном бою с суровой северной природой.
«Когда я получу диплом, я стану Домостройкиной!»
Судьба Галину не баловала. До сих пор хранит она в своей памяти эпизоды о суровом послевоенном лихолетье, о трагической гибели первого супруга, борьбе с онкологией. Но, с честью выдержав жизненные передряги и испытания, она, как и много лет назад, с оптимизмом и интересом продолжает смотреть на мир. В свободное время, оседлав велосипед, мчит навстречу ветру, купается в речке, предпочитая активный отдых пассивному созерцанию, и даёт молодым наставления: «Ребята, не теряйте форму!».
Оставаться такой же лёгкой на подъём, будто и не прошло полвека, ей помогают жизнелюбие и природный авантюризм. Будто бы вчера, приехала она в этот дивный край непроходимых болот и кристально чистых озёр, где состоялась как личность, профессионал, обрела семью, друзей, малую родину и продолжает оставаться преданной Северу.
И признание её труда – высокая правительственная награда «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Ветеран труда признаётся, что, поступив в строительный институт, она часто шутила, что сменит свою фамилию на Домостройкину.
А начиналось всё так...
Дипломированный инженер-строитель, в Нижневартовск она попала волею случая. Не мечты и не запах тайги привели её сюда. По окончании Полтавского инженерно-строительного института девушке выдали направление в Усолье-Сибирское, хотя грезила она Дальним Востоком, где прошли её детские и школьные годы. «Как нас, молодых специалистов, встречали! Аванс сразу же выдали, общежитие организовали», – ностальгирует о том периоде своей жизни Галина Николаевна.
С предприятия в Иркутской области, куда она попала по распределению, начались её карьера в строительной отрасли и знакомство с Евгением Ивановичем Куропаткиным. Как рассказывает наша героиня, он трудился там главным сварщиком и был командирован во главе иркутского десанта на строительство Нижневартовска: «На домостроительном комбинате в Усолье-Сибирском отгружали детали домов для Нижневартовска. По приказу Промминстроя пять городов обязали вести тут строительство: Иркутск, Пермь, Уфу, Казань и Омск. Мы были молоды, перспективны. Приехали сюда в августе 1971 года. Это был рабочий посёлок, ещё не существовало улицы Пионерской, а улицу Ленина называли «пьяной дорогой». Здесь были смонтированы секции панельного дома на иркутском участке, только закрыт контур дома, ещё без отделки, так и поселились и спали на матрасах, ими же и укрывались. Были одержимы, оттого и счастливы. Никому не жаловались на неудобства».
Действительно, как и много лет назад, этот неизведанный край проверял людей на прочность, будущий город встречал неприветливо, стращал морозами и бытовыми неудобствами. Природа была нетронутой, озёра чистейшими, мошкары – море. Но разве можно было одержимых работой, тех, кто строил счастливое будущее, как-то напугать? По воспоминаниям нашей героини, мыться они ходили на Обь. Если в бывшем здании горкома (ныне – здание суда), дежурил понимающий сторож, то они могли там набрать воды для приготовления пищи. Трудились столько, сколько требовалось, были ненормированные рабочие дни.
С каждым новым строительным объектом у Галины Кобызкой прибавлялись и умения, и опыт, которыми она всегда охотно делилась с молодыми специалистами.
«Ничего мы не ожидали, мы знали, куда приехали, – поясняет наша героиня. – Люди жили в те годы в вагончиках, балках. Утром вставали – вода замёрзшая, ни умыться, ни чаю попить…. И переправы строили через реку Обь, и люди гибли…Сложностей хватало. Помню, объект надо было сдать к Новому году. Так, самолётом сухую штукатурку туда завозили, план ведь надо было выполнять. А он был масштабным – возвести пятнадцать микрорайонов!
Смелость строит города
В споминая работу с Куропаткиным, Галина Николаевна очень тепло отзывается о том времени, ведь Евгений Иванович для неё стал и другом, и учителем, и наставником: «Он очень много работал! Я восхищалась им всегда. Будучи порядочным человеком, авторитетом для многих, умел поддержать в трудную минуту, бескорыстно помогая людям! Лично я тоже могу сказать большое спасибо ему за то, что он был в моей судьбе».
Когда Евгений Куропаткин перешёл в Управление производственно-технической комплектации, за ним туда и Галина Кобызкая ушла старшим инженером, позже стала начальником отдела, долгое время занимала должность замначальника управления по производству и комплектации. УПТК занималось снабжением всех строек и подразделений стройматериалами, начиная со свай и заканчивая замками…
– Мы только железобетона получали от 100 тысяч кубических метров в разной номенклатуре, миллионы штук кирпича, трубы, утеплителя, гравий, песок, отделочные материалы, сантехнику, пиломатериалы, тонны всего перерабатывали. Как только железная дорога появилась, стало намного легче, снабжение стало уже круглогодичным, – рассказывает Галина Николаевна.
Завтра будет лучше, чем вчера!
– Объекты соцкультбыта, котельные, ЖБИ, КПД, детские сады, стройка в городе Радужном, благоустройство, канализация, свайные работы – всё проходило через нас: мы занимались снабжением всех строек. Отдел у нас был комсомольско-молодёжным. С верой в светлое будущее и уверенностью, что завтра будет лучше, чем вчера! Запасов на стройки у нас хватало, планирование было в те годы ещё какое! Надо было всё обсчитать, заказать, разместить, разбить по кварталам согласно плану ввода поставки. Работа была большая. Отделов хватало: основных материалов, железобетона, отдел труб, техотдел, цех металлоизделий был свой, там делали малые архитектурные формы, был цех раскроя линолеума, шпаклёвки и колеров. Хоть и не было железной дороги, но в навигацию отправляли стройдетали баржами. Своих было 10 катеров! Накопители были в Новосибирске, Омске, Тюмени, а потом в Новоаганске. Обеспечивали даже завод строительных материалов металлом, песком, гравием, щебнем, горюче-смазочными материалами.
А каких усилий и личного мужества ей и её коллегам стоило строительство завода КПД! На месте будущего объекта – непроходимая грязь, болото, возникали сложности с доставкой стройматериалов, транспортировкой, громоздкие колонны, огромные плиты перекрытия. Потом уже завод ЖБИ возводили, Радужный начинали застраивать…
90-е оставили горький след в памяти Кобызкой. С началом перестройки всё рушилось, банкротилось. Незавидная участь постигла её родное УПТК, которое прекратило своё существование.
От звонка до звонка
В 1997 году устроилась Галина Николаевна начальником смены на кирпичный завод в 35 километрах от города. Там трудились люди со всех союзных республик. В один прекрасный день среди рабочих оказалось большинство китайцев. До пенсии проработала там Кобызкая, но более жёсткой дисциплины она не встречала ни до этого, ни после! Даже в столовой у каждого из китайцев были свои ложка, чашка, котелок! Их культуре и чистоплотности она не переставала удивляться ни на минуту.
С выходом на заслуженный отдых, признаётся наша героиня, жизнь для неё заиграла новыми яркими красками, в которых нет места унынию и хандре.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.