Экономист с душой буровика
«Снимаю шляпу перед тобой, буровик с экономическим уклоном», – так буровик-поэт Рауф Суфьянов писал о первопроходце нашего города Павле Зарецком. Он приехал на Самотлор на производственную практику в качестве помощника буровика. Один из первых выпускников Тюменского индустриального института, он оказался в числе тех, кого выбрало время стать очевидцем и непосредственным участником освоения легендарного месторождения. Что мог приобрести студент-практикант на свою первую премию за трудовые заслуги? О чём задумался председатель Совета Министров Венгрии, увидев одну из скважин Самотлора? Множество интересных историй нам поведал Павел Зарецкий из нижневартовского периода своей жизни.
Ветераны Нижневартовска в кабинете-музее им. В.И. Муравленко.
Верхний ряд слева направо: Недобитков В.Г. (буровой мастер), Филатов В.Д. (первый секретарь горисполкома), Денисов С.И. (первый секретарь ГК КПСС), Зарецкий П.П. (ветеран УБР-1), Глебов В.С. (буровой мастер), Переплёткин Ю.И. (журналист).
Нижний ряд слева направо: Рыбалов А.А. (первый секретарь горкома ВЛКСМ), Бушмакин Э.Д. (первый секретарь горкома КПСС), Великопольский С.Д. (первый секретарь горкома КПСС, президент Фонда им. В.И. Муравленко), Москаленко Н.Д. (председатель горисполкома).
Павел Петрович родился в городе Первоуральске. Когда окончил школу, хотел отучиться на профессию, востребованную на местном огнеупорном заводе. Но придя в университет, он и его друг увидели объявление о том, что в Тюмени открылся институт, готовящий специалистов для работы на новых нефтяных месторождениях Севера. Юные ребята тут же изменили свои планы и отправились домой уговаривать родителей отпустить их в другой город. «Захотелось романтики, и мы поехали, – вспоминает Павел Петрович. – Приехали в Тюмень и кое-как нашли институт, потому что никто ещё не знал, где он находится. Сначала я хотел поступить на направление геофизики, но потом встретил знакомого из нашего города, который посоветовал идти на бурение. Как он тогда сказал: «Будешь работать в грязи, но всегда при деньгах». Так и поступил».
В июне 1967 года 21-летний Павел впервые ступил на нижневартовскую землю: проходил производственную практику в Мегионской нефтеразведочной экспедиции помощником бурильщика в бригадах Г.И. Норкина, С.Л. Малыгина.
– Особо памятным для меня было бурение летом 1967 года 6-й разведочной скважины. Она была заложена посередине, в прогибе между ранее пробуренными Белозёрной и Самотлорской скважинами. После окончания бурения этой скважины оказалось, что Самотлор – это единое гигантское уникальное месторождение нефти. За это открытие и другие достижения буровому мастеру Малыгину было присвоено звание Героя Социалистического Труда, членам бригады вручены памятные знаки, а нас, студентов, меня и моего товарища, наградили премиями за открытие, ускорение и качество бурения. Я тогда на премию купил часы, костюм, пальто… Оделся так, как никогда не одевался! И ещё родителям помог.
Павел Петрович окончательно связал свою жизнь с Нижневартовском в 1969 году. Трудовую деятельность продолжил в Мегионской конторе бурения, которая затем была переименована в Нижневартовское управление буровых работ №1. «Мне посчастливилось быть в числе первых инженеров-буровиков – выпускников 1969 года Тюменского индустриального института, где мы учились с моими будущими коллегами: Сосновских И.М., Титовым Л.Г., Шикиным В.А., Кикоть А.И., Путиловым В.М., Гулиным В.Р. Годом ранее на Самотлор прибыли молодые инженеры ТИИ: Суфьянов Р.Х., Недобитков В.Г., – вспоминает своих коллег Зарецкий. – Последний в качестве помощника бурового мастера работал со Степаном Ананьевичем Повхом, бригада которого пробурила первую промышленную скважину №200. В апреле 1969 года Повх и начальник нефтепромысла Рынковой И.И. открыли задвижку, и пошла первая промышленная нефть Самотлора.
За свою трудовую жизнь Павел Петрович прошёл многие ступени производственной лестницы: был помощником бурильщика в студенчестве, затем занимал должность технолога, а после получения второго высшего экономического образования перешёл в экономическую службу, которую впоследствии и возглавил. Он стал последним начальником УБР №1, которое затем было преобразовано в ЗАО «Нижневартовскбурнефть».
– УБР-1 – это особый период в жизни каждого из нас. Наши биографии – первых выпускников ТИИ и тех, кто встречал нас на новом месторождении, – тесно связаны с историей этого управления, Самотлора и его освоения. Мы просто работали, а оказались причастными к большим и важным делам. Время выбрало нас! Первое УБР известно своими трудовыми достижениями, оно всегда отличалось высокой организацией труда, инженерным подходом к делу. А какое чувство гордости мы испытывали за родной коллектив, когда за достигнутые успехи в феврале 1976 года УБР-1 стало единственным буровым предприятием в нефтяной отрасли СССР, награждённым орденом Трудового Красного Знамени! А какие там трудились люди! Во все времена это была школа передового опыта, кузница кадров. Наше становление как специалистов проходило в кругу талантливых буровиков. Под руководством опытных учителей, унаследовав их опыт, мы состоялись как специалисты, пришли им на смену, «вышли в люди», – с высоты годов и трудового опыта говорит Зарецкий. Более 30 лет своей жизни он отдал Нижневартовску и Самотлору!
И сегодня, спустя столько лет, Павел Петрович Зарецкий помнит многих своих коллег, с которыми трудился. Не меньше у него есть и любопытных воспоминаний прямо с передовой трудовых будней и жизни города.
– Помню, приехала к нам венгерская делегация во главе с председателем их Совета Министров. По долгу службы я как раз находился на соседней буровой. Заинтересовала их работающая фонтанирующим способом эксплуатационная скважина. Председатель Совета Министров подошёл к ней, облокотился на фонтанную арматуру и спросил, сколько она даёт нефти. Ему ответили: 1000 тонн в сутки. Он помолчал, подумал и сказал: «Вот бы нам одну такую, и ничего для экономики нашей страны больше бы и не надо», – рассказывает Зарецкий.
В памяти осталось и первое вещание телевидения в Нижневартовске. Оно стало возможным, когда начальник УБР-1 Хлюпин В.И. переделал буровую вышку под телевизионную, за что и получил выговор от руководства. Вспоминает, как появились первые капитальные дома, дорога из бетонных плит по улице Пионерской: «Наши жёны, наконец, смогли снять сапоги и пройтись в туфлях, – делится воспоминаниями Павел Петрович. На его глазах из рабочего посёлка Нижневартовск превратился в современный благоустроенный город.
Добиваться новых успехов в труде легендарным первопроходцам помогал надёжный тыл. Супруга Павла Петровича – его школьная любовь – приехала вслед за ним в 1971 году, а родители её сокрушались, как же жить на необустроенном Севере, ведь нет там ничего. Но там было главное – любимый человек, который уже давно ждал и звал в Нижневартовск. Своим приездом с их дочерью она решила сделать сюрприз в праздник 8 Марта. А наш герой в тот день находился как раз на соревнованиях по лыжным гонкам в Тюмени: «Еле добрались они с чемоданом вещей в мороз до общежитий, супруга не сразу выяснила, в каком из них я жил. Срочно меня вызвонили, сказали, что жена приехала. Скорее вернулся на грузовом вертолёте встречать свою семью». Супруга также работала в УБР-1 заведующей здравпунктом. Какое-то время пришлось жить в одной комнате, разделённой шторой, сразу двум молодым семьям, только через полтора года удалось улучшить жилищные условия… Необустроенный скромный быт, сухое молоко, картофель на ужин порой изо дня в день, морозы… Всё это удалось пережить. Уже 50 лет семейной жизни позади, а кажется, всё это было совсем недавно…
С 2002 года Зарецкие живут в Тюмени. На пенсии скучать не приходится, у Павла Петровича есть немало увлечений: зимняя рыбалка, тихая охота, лыжи, огород и сад, где растут яблони, груши и розы. В числе хобби и общественная деятельность.
Павел Петрович – член правления Тюменского общественного фонда им. В.И. Муравленко, входит в состав Нижневартовского землячества, которое насчитывает более 200 человек: только 50 семей сотрудников бывшего УБР-1 переехали в Тюмень.
– Отдавая дань памяти и уважения ветеранам, первооткрывателям и первопроходцам, воспоминания о них храним в экспонатах кабинета-музея им. В.И. Муравленко, проводим «круглые столы», занимаемся выпуском книг, фильмов, их презентациями, организацией торжественных, памятных мероприятий. Для нас важно ценить людей, с которыми нас свела жизнь, хранить верность друзьям, товарищам по работе и не забывать стены предприятий, благодаря которым мы преуспели в профессии и создали свою судьбу. Важно, чтобы все имена тружеников Самотлора, их наследие оставались в памяти наших потомков, – подытожил наш собеседник.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.