Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

03.04.2020 15:36 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

И в мухе играешь характер

Автор: Ирина Черепанова. Фото из архива театра.
Источник: 5 полоса

Не так давно мир отметил Международный день театра. На этот раз он по известным всем причинам не был отмечен большим праздником ­– все театры на карантине.

Однако мы по-прежнему можем общаться с интересными, творческими людьми, в том числе и с теми, кто служит Мельпомене, – пусть и по телефону. Актриса Нижневартовского ТЮЗа Марина Ничипоренко откликнулась на звонок «Варты» сразу, приняв поздравления не только с Днём театра, но и с личным юбилеем.

В прошлом сезоне она отметила личный юбилей – 25 лет на сцене одного и того же театра, который до недавнего времени был театром кукол «Барабашка». Знаю, что актрисе очень хотелось, чтобы о театре вспоминали не только в Год театра, объявленный в нашей стране в 2019 году. Чтобы люди всегда тянулись на спектакли душой, и зрительные залы не пустовали. Конечно, так и будет, когда спадёт волна коронавируса, и всё в нашей жизни вернётся на круги своя. Марина – актриса разноплановая. Её героиням свойственна и острая характерность, и щемящая лирика. Марину хочется видеть на сцене чаще. Она напоминает чем-то чеховскую актрису, которая говорила: «Неси свой крест и веруй». Знакомы мы с Мариной давно, поэтому общаемся на «ты».

– Марина, многие девочки мечтают стать артистками, так было и с тобой?

– Нет, артисткой быть я не хотела, но в пятом классе записалась за компанию с подружкой в драмкружок Дома пионеров. Подумала, что все чем-то занимаются, и мне надо. Но в танцевальный поздно, в музыкальный тоже, что остаётся? Театральный! Затем была студия при ДК «Юбилейный». Ну и, конечно, школьные спектакли, которые ставил наш учитель истории Станислав Строчинский. В них я была занята на полную катушку! С одноклассником Стасом Дмитриевым мы читали стихотворение «С любимыми не расставайтесь», играли в рассказе Чехова «Дочь Альбиона», где у моей гувернантки почти не было слов.

– Ну, в выпускных классах уже наверняка знала, что будешь поступать в театральный?

– И снова нет. Окончила десять классов, в голове никаких мыслей, на кого учиться дальше. Мама сказала: «Ничего, год поработаешь в библиотеке и на следующий пойдёшь в Тобольский педагогический институт». Она была знакома с Тамарой Граф, работавшей в ДК «Юбилейный», и однажды та принесла тюменскую газету, в которой объявлялось о наборе в Тюменское училище искусств на актёрское отделение. Тамара Константиновна убедила маму отправить меня в Тюмень, и я поступила на отделение «артист театра кукол». Курс набирал Фёдор Шевяков, главный режиссёр Тюменского театра кукол. Было настолько интересно учиться, что мы постоянно пропадали в театре. Вот тогда я почувствовала: это – моё! Это так замечательно, что я здесь! Вторым педагогом была у нас актриса Ольга Игумнова, и я до сих пор поддерживаю с ней связь, приезжаю в гости в Санкт-Петербург, где она живёт сейчас. Фёдор Шевяков и Ольга Игумнова ввели меня в театральную историю, заботились обо мне, видели перспективу. Моими дипломными спектаклями стали «Женитьба Бальзаминова» А. Островского, где я играла Белотелову и «День рождения Кристофера Робина» по Алану Милну, «отцу» Винни-Пуха – здесь у меня экономка и Сова. После училища мы работали в театре руководителя курса, я собиралась учиться дальше – на актёрском в ленинградском театральном вузе. Но рушится страна, кризис, решила оставить сцену. Приехала домой. Устроилась в СП Россия-Канада оцифровщицей. В Нижневартовске тем временем свой театр кукол, у меня есть профессия, главного режиссёра Валерия Куликова знаю, он ставил спектакли в Тюмени, и так я снова в театре.

– Какая роль тебе дорога из того периода и чем?

– Мне все дороги. Но был у нас спектакль «Дождь и Белая» в постановке приглашённого режиссёра Константина Дядилина, который разглядел в простой обычной пьесе пронзительную историю одиночества. Я играла Ворону, Елена Ошанина – щенка. Роль у меня характерная, как и все мои последующие, но в работе с Дядилиным почувствовала, что я могу, что я раскрылась. Мне хотелось слышать и видеть всё вокруг так же тонко, как и этот режиссёр. Вникать в текст глубоко, проникновенно, как и он. Смотреть на всё его глазами. Эта Ворона сыграла потом в моей карьере определённую роль. В течение десяти сезонов у меня не было новых назначений за исключением Волчицы в постановке Евгения Ибрагимова, когда на одном из фестивалей мне вручили приз за лучшую женскую роль. Играла потихоньку прежний репертуар, вела спектакли в качестве помощника режиссёра. Заочно окончила Екатеринбургский театральный институт, отделение «экономика и организация театрального дела». Если учесть, что к тому времени похоронила родителей и осталась одна с маленьким ребёнком, то, конечно, учёба меня вытащила. Я участвовала в организации и проведении концертов, антреприз и других гастрольных шоу-программ. Работала не ради заработка, а чтобы занять себя.

– Ну и как всё-таки отозвалась в твоей карьере роль Вороны? Каким образом период простоя всё-таки закончился на счастье зрителей?

– Однажды приехал ставить новогодний спектакль «Цирк Шардам» Павел Акинин, главный режиссёр Брянского театра кукол. И вдруг у меня роль! Оказывается, он увидел в записи спектакль Дядилина «Дождь и Белая», и ему понравилось моя Ворона. В своём спектакле он дал мне острохарактерную дрессировщицу Матильду Карловну Дердидас. Помню, на репетиции меня всю трясло. Когда много лет у тебя нет новых ролей, то ты невольно начинаешь бояться сцены. Но, слава богу, оформление в спектакле – чёрный кабинет, куклу вели три человека, и я только выбегу на свет – тут же, образно говоря, снова в кулисы… У меня же первая роль после простоя… «Артистка Ничипоренко, можно вас на сцену»! – слышу голос режиссёра из зала. Думаю, что я не так сделала? «Я вас даже рассмотреть не успел», – говорит Акинин. Ну, а потом покатилось. Думаю, во многом благодаря Василию Остривному, который в тот момент стал главным режиссёром. …Почти в каждом спектакле приглашённого режиссёра у меня роль. Спектакль «Снежная королева» – сразу три и в живом плане – бабушка, атаманша, лапландка. Костюмы, переодевания! Я отвыкла от таких масштабов, но я уже уверена в себе. «Оскар и Розовая дама. Письма к Богу» Павла Акинина. Я – Розовая дама. После этого спектакля ещё уверенней чувствую себя на сцене. Многие ставят историю про умирающего мальчика, а Акинин о живых, об истории Розовой дамы. Это она перерождается и находит себя через смерть мальчика. Тогда в чём-то это была и моя история. В «Сказке о царе Салтане» у меня характерная сватья баба Бабариха. Снова пошли роли в живом плане, о которых уже забыла. На одном из фестивальных обсуждений спектакля «Семья вурдалака» кто-то из критиков сказал, что видел меня в комических ролях, а сейчас открыл для себя талантливую трагическую актрису.

– Марина, тебе всё-таки интересней играть с куклой или в живом плане?

– Это неважно. Ты актриса. Ты играешь характер.

– Все роли сыграла, о которых можно мечтать?

– Когда-то горела Мачехой, увидев киносказку «Золушка» с Фаиной Раневской. Меня даже в училище называли Раневской. Сыграла. В то же время были роли зайчихи, мухи, Бабы-яги… Ну, что рассуждать о том, что хочешь играть. На какую роль тебя распределят – ту и играй. Ты приходишь в театр не работать, а служить. И это не громкие слова. Потому мне и хочется, чтобы внимание к театру было всегда.

– Марина, поздравляю тебя и твоих коллег с профессиональным праздником! Мы, зрители, ждём не дождёмся, когда у нас всех закончатся вынужденные каникулы, чтобы снова встретиться в театре! Новых тебе ролей!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.