Большому оленю – большая дорога!
Мяли, бросали, гладили, центровали – и это всё о ней, о глине, которую наши читатели, участники проекта «Мы – северяне», смело брали в руки на мастер-классе по гончарному ремеслу.
Проект посвящён 90-летию Югры, и основной акцент в нём – на культуре и традициях коренных малочисленных народов нашего округа. Главные проводники в мир ханты и манси – художники мастерской «Югорской сувенир» Детской школы искусств №2. Они не случайно начали первое занятие с глины. Именно на изделия из глины читатели будут наносить национальный орнамент ханты и манси, закрепляя полученные знания в яркой, образной форме.
–Д умать надо о хорошем, в голове не должно быть суетных мыслей, движения ваших рук – плавные, – Руслан Арсланов, преподаватель художественных дисциплин ДШИ №2, даёт советы Земфире Афросиной. Она первой села за гончарный круг, установив на турнетке комок глины, и все, как заворожённые, следят за руками Земфиры и мастера, поправлявшего её работу.
Николай Курач, руководитель мастерской «Югорский сувенир», заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры, рассказывает, что участников проекта ждут впереди мастер-классы по росписи изделий из глины ангобами (цветными глинами), по батику и изготовлению национальных сувениров. Даёт добро совместному проекту газеты «Варта» и мастерской Инна Антонова, председатель Нижневартовской общественной организации «Центр коренных народов Севера «Тор-Най», заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры. Она отмечает, что у всех на проекте есть уникальная возможность соприкоснуться с культурой коренных жителей Югры – обских угров, узнать, что такое орнаменты, целая наука и жизненная философия в жизни коренных народов Севера. Орнаменты могут рассказать, из какого рода человек, где он живёт, какое у него настроение, сколько ему лет. Орнаментами ханты украшают не только одежду, но и домашнюю утварь. Они и вещью пользуются лишь после того, когда на неё нанесён орнамент. Причём не важно, из чего был предмет, – из бересты, кожи или ткани.
- У нашего народа есть замечательная пословица: «Большому оленю – большая дорога!», – делится со всеми Инна Антонова. – Я вам желаю большой дороги в получении знаний! Художественная мастерская «Югорский сувенир» нашла своё место в нашем полиэтническом пространстве, свой стиль, совместив в творчестве русские и хантыйские мотивы. И все видят, что в основе изделий мастерской крепкое, основательное знание декоративно-прикладного искусства ханты.
Тем временем готов первый кувшин. Руслан советует Земфире вытереть руки полотенцем, потому что снимают изделие сухими руками. И под дружное «ура!» она срезает свою работу.
– За гончарный круг села впервые в жизни, – улыбается Земфира. – По специальности я инженер-механик самолётостроения, всегда самолётами занималась, а сейчас – горшками. Она уступает место следующему участнику мастер-класса, среди которых есть дети. Наши занятия для всех! Некоторые ребята переживают, что сейчас всё закончится, а они ещё не лепили, и на всякий случай берут в руки комок глины побольше. Меж тем ещё несколько человек снимают изделия с турнетки круга, и у всех они разные. Людмила Блохина, например, вытягивала стенки кувшина, но неловко подрезала верх и докручивает вместе с Русланом то, что осталось, до тарелочки. Тут же шутит над собой: «Шила милому рубаху, вышла — рукавица!».
З а отдельным столом сохнут готовые изделия, и Николай Курач знакомит с орнаментами всех, кто «отстрелялся». Предлагает набить руку на простом узоре ханты и манси – «редкой головке». Так называют ромб или квадрат, поставленный на угол. Все ученики Курача начинают с этого орнамента. В зависимости от месторасположения ромб означает голову, сердце, вместилище для души. Художник высыпает из пакетиков вырезанные из картона треугольники, основу «головы», чтобы взрослые ученики вначале обводили их на бумаге, а уж затем вырезали рисунок металлической стекой на боках своих изделий. Мастер поясняет, что ромб может быть внутри узора, и тогда закрашивать его не надо. От вершины такого узора могут отходить крючкообразные отростки, напоминающие лягушку, – «прыгающую женщину», с которой связано семейное счастье. Орнаменты несут в себе несколько смыслов. Это информация, эстетика и магия. Ну, например, на люльку из бересты обязательно наносили главный узор – глухарку, берегущую душу спящего ребёнка. Некоторые орнаменты посвящались какому-нибудь событию. Если охотник добывал медведя, то ему дарили рукавицу, на которой вышивали узор, означающий медвежий след.
У прилежных учеников мастер-класса появились на бумаге первые цепочки узора «редкая головка». Некоторые стали наносить орнамент цветными ангобами. Выбирали с мастером краски, близкие природе, – зелёный, голубой. «Если сложно наносить треугольники, можете расписывать изделия свободным орнаментом», – уточняет Николай Курач, но его взрослые ученики придерживаются канонических рисунков.
Практически все впервые попробовали себя на занятии в роли гончара и мастера по росписи узоров. И наши встречи продолжатся, мы ещё в начале пути. Все мы хотим ещё больше узнать о тех, кто издревле населял эту землю.
Инна Антонова, заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры:
– Организаторы проекта «Мы – северяне» занимаются нужным делом. В рамках празднования 90-летия Югры знакомят современного человека с искусством древних жителей округа. У нас есть огромная наука – орнаменталистика, в которой зашифрована жизненная философия коренных народов Севера. На занятиях проекта люди, неравнодушные к истории, узнают многое о той земле, на которой живут сегодня.
«Мы – северяне» – проект редакции газеты «Варты» и художественной мастерской «Югорский сувенир» нижневартовской Детской школы искусств №2, участницы российских и международных выставок, обладателя товарного знака «Сделано в Югре!».
Социально значимый проект осуществляется на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО – Югры.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.