Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

21.04.2020 05:01 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Не вычеркнуть из памяти боль

Автор: Римма Гайсина. Фото из архива Надежды Хроменковой.
Источник: 5 полоса

Мы благодарны памяти за то, что она позволяет нам запоминать.

«Мы благодарны памяти за то, что она позволяет нам запоминать. Но лучше бы только хорошее, а не то страшное время, – говорит, с трудом сдерживая слёзы и волнение, 82-летняя Надежда Хроменкова, дитя войны, ветеран труда ХМАО – Югры.

…Они брели по дороге тихо, еле передвигая ноги, словно побитые собаки. Худые, измождённые, обмотанные тряпьём, пленные фашисты шли работать на благо чужой страны, в которую крадучись, на рассвете, вошли с мечом. «Так им и надо!» – сжимались кулаки и закипало на душе у стоявших на обочине ослабевших людей. А женщины, несмотря на то, что сыновья-подростки жутко сердились на них, совали в руки немцам кусочки хлеба. Вот уж из чьих сердец и калёным железом не выжжешь русское милосердие! Малые дети крепко держались за подолы мам и бабушек, но уже не боялись. Ведь это были далеко не те бравые и циничные бойцы фюрера – куда только девалась их воинственная поступь!

Именно от них семья маленькой Надюши в числе многих беженцев вынуждена была эвакуироваться из военной Москвы в городок Моршанск Тамбовской области. Тогда, осенью 1941 года, немецкие войска, миновав территорию Белоруссии, оставляя после себя пепелища разграбленных сёл и деревень, почти добрались до столицы. Они стояли на подступах и, как цепные псы, рвались в город. Судьба не только столицы, но и всей страны в эти чёрные дни висела на волоске.

«День ли, ночь ли – всё едино, как только громко завывали сирены, люди вскакивали, бросались к дверям и мчались что есть мочи в бомбоубежища. Плакали истошно малыши, а мы, ребятишки постарше, сидели тихо, мужественно пережидая тягостные минуты, пока можно было вернуться в дома с крест-накрест заклеенными бумагой окнами», – рассказывает Надежда Михайловна.

Судьба не баловала её с малых лет. Мама Александра Алексеевна умерла при родах. До года её растила баба Надя. А потом отец Михаил Кириллович женился во второй раз на хорошей женщине – Антонине Ивановне, которая стала для Наденьки настоящей матерью. В семье появился ещё один ребёнок – мальчик Слава, только не выжил он, заболел дифтерией и умер на руках у мамы. Заразилась тогда и маленькая Надюша. В больницу её положили с бабушкой. Долго лечили, и болезнь отступила.

Отец ещё задолго до войны потерял на пилораме руку, поэтому ему дали бронь, и он пошёл в лесники. Трудно было всем. Дети в школу не ходили до самых холодов, до первого снега. Пока все колоски в поле не подберут, никакой учёбы. На изрытой войной, выжженной земле даже картошка приживалась с трудом…

В Нижневартовск Надежда Хроменкова приехала в далёком 1973 году. Всю жизнь проработала в ателье закройщицей, встретила свою любовь. 40 лет прожили душа в душу с супругом Сергеем Романовичем. Вместе воспитали сына Александра. Надежда Михайловна – счастливая мама, бабушка и прабабушка, гордится успехами замечательных внуков, радуется правнукам.

В вынужденные дни самоизоляции все тревожные мысли женщина отгоняет полезным делом: шьёт маски нуждающимся в особой защите людям. «В первую очередь передала их продавцам в ближайший продуктовый магазин, ведь они сегодня на переднем крае», – беспокоится заботливая вартовчанка.

Отдельное спасибо волонтёрам Нижневартовска. Фотографию Надежды Хроменковой помогла переслать нам доброволец Светлана Коваленко, ей 44 года, она сотрудник детского сада «Мечта».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.