Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

20.08.2021 14:05 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Наш город значительно старше. Просто выглядит хорошо

Автор: Гуля Бессонова
Источник: 6 и 7 полоса

Многим кажется, что Нижневартовск родился, когда рядом было открыто Самотлорское месторождение, другие ведут историю Нижневартовска с 1972 года, когда он получил статус города.

Семья ветерана ВОВ Георгия Борисова прибывает в Нижневартовск. На теплоходе его сын Олег Борисов.

Александра Семёновна Швецова знает: Нижневартовск значительно старше, ведь в её свидетельстве о рождении запись о том, что она родилась в Нижневартовске, сделана в далёком 1947 году.

На индийский фильм – со своей табуреткой

- Родители приехали сюда в 1946 году, сразу после войны, а через год я родилась, – рассказывает наша героиня. – Сначала жили мы в землянке, отец ходил на катере, занимался охотой и рыбалкой, а мама продавцом работала. В Нижневартовске в ту пору была всего одна улица и несколько переулков.

В одном из них родители Александры Семёновны купили маленький домик. Когда дочь стала первоклассницей, мама сшила ей фуфайку и красный мешочек – для тетрадок. Александра Семёновна вспоминает: столовой в школе не было, а потому кроме школьных принадлежностей нижневартовские ученики в школу брали с собой бутылку молока, кусок хлеба или пирожок, чтоб между уроками перекусить.

Дети, родившиеся после войны, отлично знали, что такое трудиться, каждая семья имела своё хозяйство, как минимум большой огород, однако, по словам Александры Семёновны, молодёжь в посёлке Нижневартовском и отдохнуть умела – в клубе, располагавшемся в бывшей церкви, – выступали и приезжие артисты, и свои агитбригады. Там же показывали кино.

Клуб был рассчитан на 120 мест, но если киношники привозили индийский фильм – вартовчане шли в клуб со своими табуретками, потому что клубных скамеек на всех не хватало, а посмотреть хотелось всем сразу, ведь сюжет фильма был известен наутро всему селу. Кстати, билет на киносеанс стоил 25 копеек, а билеты в кассе сельчанам продавала мама нашей героини.

– По средам и субботам скамейки в клубе сдвигали в сторону – устраивались танцы. Сначала в сопровождении патефона, в котором крутилась модная пластинка, а потом уж мы, конечно, танцевали под магнитофон с большими бобинами, – рассказывает Александра Семёновна.

Очередь за книгами

Со временем, уже в шестидесятых годах, приехали геологоразведчики, построили себе посёлок, который как бы стал продолжением Нижневартовска. К пристани стали причаливать большие теплоходы, в небе – стрекотать вертолёты, по улицам стали ездить амфибии. В тихом посёлке стало шумно – загремела большая комсомольская стройка.

– Многие местные жители тоже пошли работать в контору к нефтеразведчикам. А я нашла работу в райкоме комсомола – объездила весь Нижневартовский район – бывала по комсомольской работе и в Корликах, и в Ваховске, и в Ларьяке. Проводила собрания, мероприятия. Потом выучилась на библиотекаря, с передвижной библиотекой ездила по промыслам, раздавала рабочим книжки.

Сначала Александра Швецова работала заведующей читальным залом в районной библиотеке, а потом стала заведующей библиотекой Мегионгазстроя, которая располагалась в 8-м общежитии – двухэтажном здании на улице Мусы Джалиля. В эту библиотеку для читателей столицы Самотлора по почте бесплатно высылали множество книг из ленинградского издательства. Александре Семёновне удалось организовать очень хорошую библиотеку на шесть-семь тысяч томов. Как только на промысел везла лекторов или политинформаторов, она брала с собой и формуляры, и книги – выдавала в перерывах между лекциями. Книги в то время имели огромную ценность, разбирали их мгновенно: пока библиотекарь заполняла первый формуляр, к ней уже выстраивалась очередь – человек десять.

– Я знала предпочтения своих читателей, – не без гордости говорит Александра Семёновна, а потому старалась отложить для каждого книги, которые могут заинтересовать. Больше всего пользовались спросом у молодых нижневартовцев исторические романы и детективы.

Когда построили за «Кедром» Дом культуры «50 лет ВЛКСМ» – там уже проводили не только лекции, киносеансы и концерты, но и свадьбы комсомольские, которые тогда были частыми. Такой комсомольской свадьбой стало и её собственное бракосочетание.

– Когда Нижневартовску присвоили статус города, мы все были счастливы, – вспоминает Александра Семёновна. – Было приятно видеть, как он растёт и меняется, выстраиваются в стройные улицы пятиэтажки.

Символ благополучия – рыба

- Мы с одноклассницами вели дневник, записывая в блокнот: сколько фундамента заложили, сколько этажей построили, сколько новых крыш появилось, сколько заселили, – подхватывает рассказ Александры Семёновны другой старожил Нижневартовска, Людмила Блохина, о новой вехе в биографии Нижневартовска, в котором живёт с 1960 года.

Именно тогда родители привезли её, десятилетнюю девчонку в город на Оби. Да, и в шестидесятые люди с удовольствием переселялись в Нижневартовск в поисках лучшей жизни. Для отца Людмилы Михайловны, рыбака и охотника, символом и ресурсом таковой являлась рыба. В поисках богатого рыбой места он сел на пароход и вышел на последней пристани – в Нижневартовске. Прошёл по Первомайской улице до рыбозавода и устроился туда на работу. Тут же написал письмо жене: «Аннушка, здесь столько рыбы, ты в жизни столько не видела!»

– Мама в слёзы – в семье уже было двое детей, – рассказывает историю своей семьи Людмила Михайловна. – Но поехала за мужем. В Нижневартовске отцу сразу дали квартиру. Это был дом на двух хозяев – прямо возле пристани, на той самой улице Первомайской. Позже он построил большой дом для подросшей семьи, в которой уже было четверо детей.

Именно на Первомайской улице встречала детвору первая нижневартовская школа. Сегодня общеобразовательная школа №1 располагается уже в четвёртом по счёту здании. Улица Школьная до сих пор хранит память о местонахождении одного из школьных зданий. Вообще в незатейливых названиях улиц старой части города хранится его история: на Клубной улице располагался клуб, в Больничном переулке стояла когда–то больница.

Провожая первую нефть

– Когда в детстве я оказалась в Нижневартовске, на карте страны не было точки, обозначающей это место, я пыталась найти его, ориентируясь по другим географическим названиям. И вдруг наш Нижневартовск появился на картах. Я испытала настоящую гордость, – вспоминает Людмила Михайловна тот момент, когда после открытия Самотлорского месторождения Нижневартовск изменил свой статус, став городом.

На чёрно-белой фотографии в руках Людмилы Михайловны – берег Оби, пристань, танкер на воде и счастливые школьники с букетами черёмухи. Где-то среди них – четырнадцатилетняя Людмила.

– Это май 1964 года, торжественный митинг по поводу отправки первой нефти с Баграса, – объясняет она. – А вот этот скромный обаятельный мужчина в берете на трибуне – Григорий Норкин!

Сопровождали школьников на это торжественное мероприятие легендарные нижневартовские педагоги Евдокия Петровна Максимова и Екатерина Васильевна Зонова. На других школьных фотографиях – вся педагогическая элита, знаменитые учителя: Дина Фёдоровна Каморкина, Вера Матвеевна Винокурова, Антонина Петровна Сущая, Фрида Андреевна Губина. На одном из кадров запечатлён день первого выпускного экзамена, который, очевидно, был по-настоящему летним: выпускницы в лёгких платьях и туфлях.

– А через три дня всё замело снегом, – вспоминает Людмила Блохина. – Север всегда был суровым и непредсказуемым.

Она вспоминает, как после выпускного бала в 1968 году с одноклассниками поехали к «Юбилейному», который ещё не открылся, но перед которым уже уложили плиты, и танцевали на этих плитах до утра в белой ночи, а потом по Оби катались на лодках.

– До сих пор собираемся с одноклассниками, встречаемся, дружим, помогаем друг другу, – Людмила Михайловна показывает фотографии, запечатлевшие тёплые моменты этих встреч.

С любым шиньоном на ты

После школы Людмила попыталась поступить в Томский политехнический институт. Чтобы стать студенткой, ей не хватило половины балла – она вернулась домой, в Нижневартовск, где так нужны были руки самых разных специалистов. Первым местом работы Людмилы Блохиной стал дом бытового обслуживания, где в пошивочной – так неказисто называлось ателье – работала мама. Там она стала учеником швеи. Закройщики и швеи были очень востребованы в конце шестидесятых, когда в магазинах готовую одежду по своему вкусу найти было непросто.

– Отдельно стояла небольшая избушка, где участник Великой Отечественной войны Мария Прокопьевна Мозгалёва причёсывала жителей Нижневартовска, – рассказывает Людмила Михайловна. – Мужчин стригла машинкой, а женщинам делала паровые завивки. Она была единственным парикмахером в посёлке.

Через какое-то время Людмила отправилась на курсы парикмахеров – таких специалистов к тому времени в растущем молодёжном Нижневартовске очень не хватало, и вернулась настоящим профессионалом, умеющим делать сложные причёски с модными тогда шиньонами.

Коллектив пошивочной мастерской: Анна Петлина, мама Людмилы Блохиной, – вторая слева.

Митинг, повящённый отправке первой нефти Баграса. Григорий Норкин – второй слева.

Всё начинается с истории семьи

Тринадцать лет Людмила Михайловна Блохина причёсывала нижневартовцев, создавала дамам настроение, превращая их в настоящих красавиц, – до тех пор, пока её забота всецело не понадобилась тяжело заболевшим свёкру и свекрови. В то время не умевшая сидеть без дела заботливая Людмила Михайловна восстановила утерянные документы участника войны – свекрови, которая неохотно рассказывала о своём фронтовом прошлом. Вела переписку с архивами, где подтвердили, что её свекровь с 1941 года по август 1943 года воевала. Потом она восстановила и мамины документы, оформив для неё статус труженика тыла. Можно сказать, что с этого момента и началась её общественная работа. С мамой она стала ходить в Совет ветеранов и помогать в делах организации. Поэтому всех ветеранов Великой Отечественной она знает и помнит в лицо. Многим пришлось так же, как и маме, восстанавливать документы по архивным данным, многим – помогать в домашних делах. С какими проблемами обращались ветераны – такими их проблемами и занималась Людмила Блохина.

– Эта деятельность мне всегда была в радость, потому что давала возможность пообщаться со свидетелями великой истории. А историю нужно помнить, нужно беречь, не только историю страны, но и историю села, в котором прошло детство, – убеждена Людмила Михайловна.

Уже пять лет, являясь председателем клуба «Сельчане», созданного при городском краеведческом музее, Людмила Михайловна Блохина вместе с сотрудниками нижневартовских музеев занимается проектом «Семейный альбом», по крупицам заново собирая хронологии жизни семей старожилов Нижневартовска. Второй год они восстанавливают и кладбище №1 в старой части города. Общественники составили электронный реестр данных обо всех, кто покоится на старом кладбище. Для этого разыскали родственников покойных, описали их биографии, организовали выставку, посвящённую землякам.

Каждое событие в жизни города хранит сердце Людмилы Михайловны: появление дворцов культуры, первый фестиваль «Самотлорские ночи», день, когда подле мемориала погибшим в годы ВОВ воинам-землякам стараниями главреда газеты «Ленинсоке знамя», председателя Совета ветеранов Владимира Корчёмкина впервые загорелся Вечный огонь.

В 1972-м Нижневартовск получил статус города, Людмила Блохина всегда об этом помнит, ведь в этом же году у неё родился сын.

– Ровесник Нижневартовска! – восхищаюсь я.

– Нет! – упрямо говорит Людмила Михайловна. – Нижневартовск значительно старше. Просто выглядит хорошо!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.