Мечтаю быть, как все!
Забота о здоровье детей с особенностями возрастного развития – важная часть образовательного процесса.
От того, как воспитатель подберёт ключик к маленькому сердечку, во многом зависят жизнерадостность ребёнка, его мировоззрение, умственное развитие и вера в свои силы. Первый серьёзный барьер, с которым сталкиваются родители особенных деток, – это нарушение их связи с внешним миром и ограниченная мобильность. Выход есть – инклюзивное образование. Какими темпами оно развивается в Нижневартовске, как помогает мамам и папам в социализации особенного ребёнка, расскажем на этой странице.
Создавая все условия
Как отмечают специалисты, внедрение инклюзивного образования на сегодняшний день является инновационным процессом, позволяющим осуществлять обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры.
– Мы за то, чтобы обеспечить комфортную среду обучения всем детям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, – подчёркивает заместитель директора департамента образования администрации Нижневартовска Дмитрий Котов. – В подтверждение этих намерений в городе сформирована и работает программа «Доступная среда», в рамках которой выделяются дополнительные финансовые средства для обеспечения доступности каждого образовательного учреждения.
Речь в данном случае идёт об оборудовании в учреждениях входных групп, установке пандусов для детей на колясках, тактильных досок для слабовидящих и тотально слепых детей, разного рода сигнальных элементов, которые смогли бы указать направление движения, обеспечении специальными знаками стеклянных дверей и тому подобном. Но есть на вооружении школ и детских садов и уникальные методики, которые уже зарекомендовали себя и применяются в работе с особенными детьми.
Раз, два – шаг за шагом
Эта комната – одно из любимых мест детей всех возрастов. Здесь помогают бороться со страхами, находят общий язык даже с самыми неразговорчивыми детьми. Коврики для расслабления, тесты на определение внутреннего состояния, красивая музыка, душевная беседа – всё это помогает раскрасить внутренний мир ребёнка яркими красками. Оборудование для занятий песочной терапией: стол и интерактивная приставка – одно из последних приобретений в кабинете психологической разгрузки МАДОУ №29 «Ёлочка». Педагоги уверены, что с их помощью им удастся вовлечь детей в процесс изучения природных явлений, а спецэффекты, такие, к примеру, как возможность создать вулкан своими руками, заинтересуют, помогут снять напряжение и достигнуть внутренней гармонии.
– Наш сад посещают 437 воспитанников, в том числе 108 детей с ограниченными возможностями здоровья, – представляет работу своих коллег руководитель МАДОУ №29 «Ёлочка» Татьяна Корнеенко. – Диагнозы у таких ребят разные, но в основном специализируемся на работе с детьми, имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
За каждым из таких воспитанников закреплён ортопед. Для каждого разработана индивидуальная программа обучения. В тесном взаимодействии с ребёнком одновременно работают воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед и инструктор по физической культуре.
– Особенные дети обучаются в так называемых компенсирующих группах, – объясняет Татьяна Михайловна. – Наша первоочередная задача – создать для них все условия для комфорта, при этом уделив внимание как процессу интеграции детей, так и заботе об их психологическом и физическом здоровье. Благодаря выделенным из городского и окружного бюджетов средствам обновляем оборудование, необходимое при работе с особенными детьми как в медицинском плане, так и в плане педагогическом, приобретаем игрушки, канцелярские товары. Подарком к новому учебному году для наших воспитанников станет шатёр-планетарий, с помощью которого планируем прививать малышам знания астрономии и любовь к звёздам.
От Юрия Гагарина до Сергея Рыжикова. Почувствовать себя в космическом пространстве можно, просто поднимаясь с одного этажа на другой. Творческий коллектив детского сада «Ёлочка» в этом учебном году придумал и своими руками соорудил внутри образовательного учреждения собственную Вселенную. Здесь звёзды можно сосчитать, а планеты солнечной системы – потрогать.
– Даже занимаясь оздоровительной физкультурой, строго следуем рекомендациям врачей.
В планах педагогического коллектива создать в здании детского сада соляную комнату, дабы в дальнейшем иметь возможность проводить оздоровительные занятия с детьми с бронхолёгочными заболеваниями.
Свет, цвет, звук и голос
Всё в детском саду должно быть ярким, весёлым и детским, убеждены педагоги МБДОУ №67 «Умка». Отсюда и дизайн внутренних помещений детского сада, который соответствует не только требованиям взрослых, но и ожиданиям детей.
– По муниципальному заданию наш сад посещает 434 ребёнка, – подключается к разговору заведующая дошкольным учреждением Ольга Щёголева, – из них 20 детей с тяжёлыми нарушениями речи. У нас есть всё необходимое, чтобы развить интеллект маленького человека, помочь ему познать окружающий мир, завести друзей.
В каждом из корпусов «Умки» работают компенсирующие группы, которые посещают по 10 человек. Помещения оборудованы специальным инвентарём, дидактическими и развивающими играми для коррекции у детей нарушений речи.
– В обязательном порядке в детском саду работают квалифицированные специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, – подчёркивает важность проводимой работы Оксана Щёголева. – Все воспитатели прошли специальную подготовку. При этом сад показывает высокие результаты: все наши воспитанники по окончании дошкольного учреждения идут в обычные школы, ничто не напоминаем ни им, ни родителям, что до определённого момента у ребёнка были проблемы с речью или трудности в звукопроизношении.
Кроме двух компенсирующих групп в детском саду №67 работают два логопункта. Платные образовательные услуги по коррекции лёгких нарушений произношения пользуются спросом. За умеренную плату родители приводят сюда дошколят, которых профессиональные логопеды и дефектологи готовят к школе.
В нашей стране существует строго регламентированный стандарт по доступности образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями, в рамках которого Нижневартовск и проводит вышеперечисленные мероприятия.
– Одномоментно решить все вопросы с доступностью не представляется возможным, – вынужден признать заместитель директора департамента образования администрации города Дмитрий Котов. – Но общими усилиями, привлекая бюджетные средства, окружное финансирование и заручившись поддержкой общественности, нам удаётся сделать доступнее два-три учреждения в год.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.