Жить с особым чувством
Для них мы другие. Мы счастливы уже от того, что не испытываем ежеминутной боли и смотрим в завтрашний день без страха. Хотим от жизни всего и сразу, не замечая, что горе гораздо ближе, реальнее, острее. Для них жизнь — борьба. С собой, со своим недугом, со страхом и людским равнодушием. Но каждую её минуту они проживают с особым чувством.
Выпускница Нижневартовской школы №29 Ольга Дидковская внешне мало чем отличается от сверстников: волнуется в ожидании выпускных экзаменов, с нетерпением ждёт начала взрослой жизни. Для родителей она — умница и красавица, для педагогов — яркая «звёздочка» в общем числе выпускников 2016 года. Круглая отличница, разносторонняя личность. Мало кому известно, что эта сильная девушка много времени провела в больничных палатах, а к заслуженной медали «За особые успехи в обучении» пришла, несмотря на сложный медицинский диагноз и ежедневную, ежеминутную боль, о которой не может вспоминать без слёз.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29» одним из первых в системе образования Нижневартовска стало площадкой для реализации проекта «Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья». Сегодня педагоги школы №29 делятся наработанным опытом с коллегами и с гордостью рассказывают об успехах своих выпускников.
— Постепенно, в течение восьми лет, мы готовили безбарьерную среду для детей с ограничениями по здоровью, которые придут учиться в нашу школу, — рассказывает заместитель директора по учебной работе школы №29 Зоя Рякке. — Так как основной упор делается на детей с патологией опорно-двигательного аппарата, начали с установки пандусов и обустройства входной группы, переоборудовали туалетные комнаты. Сегодня, чтобы облегчить передвижение детей с этажа на этаж, нам выделены средства для установки «ступенькохода» — эконом-варианта дорогостоящего лифта. Основная задача — обеспечить комфортное пребывание детей в школе.
Медицинское заключение, рекомендации учиться на дому с применением дистанционных технологий и желание родителей социализировать своего ребёнка в кругу сверстников — основные требования для поступления в школу. Врач определят количество часов, которое ребёнок может провести перед экраном компьютера в виду его физиологических особенностей, в то время как само образовательное учреждение на безвозмездной основе выдаёт ученикам всё необходимое: компьютер, принтер, сканер и другое периферийное оборудование. Часть уроков проходит на дому, то есть к каждому ребёнку приходят учителя-предметники, а часть дистанционно — на базе ресурса «i-школа» (город Москва) посредством Интернета и программы скайп.
- Мой день начинается рано, так как в 8.30 уже первый урок, — признаётся учащийся одиннадцатого класса школы дистанционной поддержки Алексей Бровин. — Занятия идут одно за другим, в день количество уроков может доходить до шести. По сути, всё как в обычной школе, только дома и один на один с учителем. Возможно, что спрашивают больше, но зато и информацию ты получаешь в двойном объёме.
- Лёша у нас из разряда уникальных учеников, — не без гордости рассказывает о своём воспитаннике учитель математики Светлана Рамазанова. — Помимо уроков на дому, в свободное время он приходит в школу и занимается в кругу одноклассников, после чего умудряется идти ещё и на подготовительные курсы в университет. Это пример человека, который учится всё время. Уже сегодня его ждут в качестве студента факультета математики, информатики и вычислительной техники в НГУ. Он — наша гордость! Алексей — постоянный участник и даже победитель дистанционных олимпиад разного уровня.
Время показало, что сложный медицинский диагноз и проблемы со здоровьем для дальнейшей самореализации вчерашних выпускников — не приговор, а скорее, очередное испытание. Учащиеся с ОВЗ школы №29 по окончании образовательного учреждения получают медали за успехи в учёбе, поступают в вузы, осваивают востребованные в современном обществе профессии.
- Особенность нашей работы — в уникальности подхода к каждому воспитаннику, — отмечает учитель математики Гульбина Даянова. — Все дети разные: одни не могут прожить без похвалы, другие чрезмерно упрямы и им нельзя давать спуска, то и дело заставляя заниматься. Крайне важно первое впечатление, когда ты смотришь ребёнку в глаза, здороваешься с ним и спрашиваешь, как дела, как его здоровье. Нужно не просто видеть, а чувствовать своего ученика, на подсознательном уровне предвосхищать смену его настроения, самочувствия.
При всех характерных особенностях образовательного процесса, как отмечают педагоги звена, специализирующиеся на домашнем обучении особых детей, проект «Школы дистанционной поддержки» не делает их образовательное учреждение узкоспециализированным. С особенных детей в плане обучения требуют наравне со здоровыми сверстниками. Единственное отличие в том, что общение один на один с учителем исключает любую возможность списать или прийти на урок неподготовленным. Вот и получается, что спрос как со всех, но ответственности намного больше.
По признанию Ольги Дидковской, есть что-то грустное в расставании со школой.
— Детство заканчивается, — рассудительно говорит Оля. — Вместе с тем, очень хочется поскорее узнать, что же ждёт там — за школьным порогом.
Для себя она давно определила, что поедет в Тюмень, а свою жизнь непременно свяжет с медициной. Слишком хорошо знает, как может быть больно, а потому очень хочет помогать другим людям излечиться, избавиться от болезненных ощущений.
И всё же они — другие! И дело вовсе не в их пороках развития, а в нашем с вами равнодушии, поражающем общество как смертельная болезнь. Они другие. Они растут и развиваются наравне со всеми, но разительно отличаются от обычных детей. Они мудрее. Лишены равнодушия. Всеобщая озлобленность общества даёт им дополнительные силы для борьбы с несправедливостью этого мира, делая добрее. Им нужно не просто выжить, а не сломаться. Вот почему даже капля внимания, всеобщее принятие факта, что они — особенные, делает каждого из них сильнее, придаёт уверенности в своих силах, а значит, даёт новые возможности для борьбы за равноправное будущее.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.