Зоя наедине со всеми
Год назад, 5 июля, ушла из жизни Зоя Илларионовна Криволапова — журналист с полувековым стажем. Более двух десятков лет она объединяла наше профессиональное сообщество, возглавляя городскую организацию Союза журналистов России. А многие горожане помнят её как человека, которому всегда можно было позвонить с вопросом или проблемой.
Она подсказывала нужное решение, давала советы. Не сразу, так по радио или через газету. «Спросите Зою» — призывала рубрика.
Матильда в центре событий
Читаю архив документов Зои Криволаповой. «Журналистской матерью, заботливой и строгой» назвал её в одном из посланий наш коллега. 22 года она руководила Нижневартовской городской организацией Союза журналистов России, в которой порядка полусотни человек. При этом была в курсе дел каждого, созванивалась, приглашала в гости. И, конечно, помогала. Вот копии писем, которые она рассылала во все инстанции с просьбой выделить средства для лечения журналистки. Вот заявление в управление соцзащиты на материальную помощь. Его она помогала составлять ветерану журналистики, чья квартира пострадала от пожара.
Зоя Илларионовна очень любила свою профессию и всегда старалась поддерживать её престиж. При ней в организации учреждены премии памяти первопроходцев нижневартовской журналистики — Льва Соловьёва и Галины Кузнецовой. Особое внимание она уделяла молодым журналистам: всегда звонила, отмечала удачные сюжеты или статьи. Если надо — подсказывала. При этом общалась на равных. Могу сказать, что несмотря на разницу в возрасте мы сдружились. К ней всегда можно было забежать на чашку чая, обсудить последние новости. Кстати, это была ещё одна особенность Зои Криволаповой — быть в курсе всего. При этом она не пользовалась Интернетом. Зато выписывала несколько газет, отслеживала несколько новостных телеканалов и ещё слушала радио. Причём выбирала средства массовой информации с различными точками зрения, чтобы составить своё мнение. «Матильда в центре событий» — так она себя называла по аналогии с зарубежной кинокомедией о журналистке, которая всегда была в центре общественной жизни. Зое Илларионовне было интересно жить, интересно общаться с людьми! Именно такой жажды общения часто не хватает нынешним журналистам. Из парикмахерской, из магазина, из поликлиники или после поездки в такси она всегда возвращалась с кучей новостей. И была неиссякаемым источником информационных поводов, как говорят в нашей среде.
Слепой предсказатель
- Мне звонили от Андрея Малахова из программы «Пусть говорят», — поделилась как-то Зоя Илларионовна. — Пригласили поучаствовать в передаче про гадалок. Но я отказалась. Думаю, найдутся истории интереснее.
Московские редакторы отыскали в Интернете интервью с Зоей Криволаповой, где она советовала не верить гадалкам. До конца жизни она оставалась убеждённой атеисткой и считала, что человек сам творит свою судьбу. Как рассказала Зоя Илларионовна, в юности, гуляя по Новосибирску, остановилась возле слепого мужчины, который на ощупь по линиям и бугоркам ладони предсказывал людям их судьбу. Протянула ладонь и Зоя. Сначала он рассказал о её прошлом. Всё совпало. А потом изрёк: «Зря учишься. Высшего образования всё равно не получишь». К тому времени она закончила восемь классов и ремесленное училище, где выучилась на штукатура. Но штукатурить ей не пришлось. Группу по распределению отправили на мыс Лазарева Нижнеамурской области для участия в строительстве тоннеля под Татарским проливом, по которому, предполагалось, будут ходить поезда на Сахалин. Там Зою избрали секретарём комитета комсомола, и закрутилась общественная деятельность. К этому добавилось активное увлечение игрой в народном театре.
Первого сентября Зоя пошла в девятый класс вечерней школы. Вот только закончить его не получилось. Работа, репетиции… Зимой в составе агитбригады приходилось целый месяц ездить с концертами по колхозам. Вернувшись, она пошла в школу, но поняла, что слишком много пропустила, уже не догнать. Пришлось бросить. Ну как тут не вспомнить предсказание слепого хироманта! Но на следующий год Зоя снова села за парту… и снова бросила вечернюю школу. И так четыре года подряд! Уверена, что большинство сдались бы окончательно после третьей неудачной попытки. Но только не Зоя! Через пять лет строительство тоннеля на Сахалин было законсервировано. Комсомольцы вернулись в Новосибирск. И там уже Зоя закончила девятый и десятый классы.
Свободный журналист
«Наедине со всеми» — так называла своё положение Зоя Криволапова. И ещё представлялась — «свободный журналист». Это действительно было так. Офисом ей служила собственная квартира. С вопросом каждый мог позвонить на домашний телефон. Звонков, кстати, ежедневно поступало немало. Бывало по несколько десятков в день. И это на протяжении двадцати с лишним лет!
Мы познакомились во времена работы радиоцентра «Эфир» — проводного радио, позывные которого каждое утро будили вартовчан из динамиков на кухне. Зоя Криволапова вела там рубрику «Есть в законе строчка о тебе».
В 90-е годы законодательство менялось стремительно, как и вся жизнь вокруг. Сложно было сориентироваться в этой массе нововведений. И здесь на помощь приходила Зоя. Она работала не как юрист, нет. Скорее, как соседка, добрая знакомая, которая всегда могла дать дельный совет. Кому-то отвечала сразу, так как была во многом сведуща. Кому-то просто было необходимо поговорить по душам, высказаться, и здесь она не отказывала. Иные вопросы брала в разработку, чтобы адресовать компетентным людям и дать ответ в эфире. Отвечать на вопросы в студию радиоцентра приходили чиновники, депутаты, руководители различных структур и ведомств.
Её выпуски радиослушатели ждали еженедельно. Как и читатели газеты «Местное время» — рубрику «Спросите Зою». Народная любовь бесхитростна: то тёплую кофточку специально для Зои Криволаповой связала почитательница, то ведро картошки у двери оставил неизвестный. Конечно, такие знаки внимания грели душу. Хотя Зоя Илларионовна от них категорически отказывалась.
Своей дорогой
Зоя Илларионовна не боялась совершать нестандартные поступки. Жить по шаблонам — это было не для неё. Вопреки пророчеству она всё же решила получить высшее образование. Это в 29 лет! В эти годы не всякий пойдёт на то, чтобы бросить работу, выделенную комнату и жить на стипендию в студенческом общежитии. А Зоя Криволапова махнула в другой конец страны, в Алма-Ату, где поступила на факультет журналистики. Вот так запросто изменила судьбу.
После университета Зоя Илларионовна по распределению работала в Тольятти, в редакциях газет. А через 14 лет снова круто изменила свою жизнь. Просто решила положить конец многолетнему любовному роману. Собралась за несколько часов. Ночью разбудила главного редактора, он отдал ей трудовую книжку. Поехала в аэропорт и купила билет на ближайший рейс. Самолёт летел в Тюмень. Прилетев на северную землю, Зоя Криволапова получила направление в Нижневартовск.
Здесь начался новый этап жизненного пути. Видимо, действительно слеп был хиромант, если не почувствовал, насколько круто изогнута её линия жизни. Начинать жизнь с чистого листа, когда тебе почти пятьдесят лет — дело для сильных духом. Зоя Илларионовна, не сожалея о прошлом, сразу взяла быка за рога. Возглавив многотиражную газету треста «Мегионгазстрой» «Трибуна строителя», она вывела её в число лучших многотиражек Советского Союза. Потом работала руководителем пресс-центра администрации Нижневартовска, где налаживала отношения СМИ и власти…
Более 35 лет отдала Зоя Криволапова нижневартовской журналистике. И несмотря на то, что родом из Новосибирска, завещала похоронить её здесь, на земле Самотлора. На её памятнике будет надпись: «Она приходила в этот мир, чтобы словом и делом помогать людям».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.