У светофоров случился сдвиг по фазе. Но к лету пойдут на поправку
В социальных сетях редко встретишь хорошие отзывы о сотрудниках автоинспекции. Складывается впечатление, что между водителями есть негласный договор: про «гаишников» или плохо, или ничего. А вот обсуждать ситуацию на дорогах, с фактами на руках и спокойным умом, готов не каждый. Хотя удивительного тут мало — критиковать всегда проще. Мы решили не присоединяться к этому молчаливому сговору, а вместо этого сделать добротное интервью с руководителем автоинспекции Нижневартовска Геннадием Котляровым, который в проблематике дорожного движения разбирается досконально. Для того, чтобы разговор получился максимально предметным, взяли темы и вопросы, предложенные читателями. Уверены, что получившийся «сплав» из эмоций, фактов и аналитики оценят по достоинству не только водители.
- Геннадий Викторович, многие вартовчане недовольны новым режимом работы светофоров. Если верить комментариям в социальных сетях и результатам нашего опроса, то новая схема вартовчанам не очень-то по душе (точные цифры в таблице результатов голосования). Что стало причиной этих перемен и есть ли от них толк?
- Причиной стало изменение федеральных стандартов дорожного движения. Если коротко, то, согласно новым правилам, все светофорные объекты должны получить выделенную фазу для пешеходов (раньше она была совмещена с фазой поворота автомобилей — прим. ред). Возможно, это не самая популярная у граждан мера, но безопасность всё-таки важней, чем удобство. Основываясь на статистике нашего города, скажу, что половина всех ДТП с пострадавшими — это наезды на пешеходов, в том числе, и на регулируемых перекрёстках. Новый режим работы светофоров оправдан и уже даёт эффект. На перекрёстках, где была произведена регулировка, не произошло с тех пор ни одного наезда…
- Сейчас мы уже полностью перешли на новую систему или ещё находимся «в пути»? Чего нам ждать в ближайшее время?
- Задача номер один — реализовать норму закона и везде выделить фазу для пешеходов. Сейчас полностью перенастроено уже 32 объекта и ещё 21 «в работе». Кроме того, примерно два десятка светофоров продолжат работу в старом режиме, потому что нет технической возможности для настройки. Однако по мере обновления оборудования их тоже будем корректировать. Это задача на ближайшие годы.
С самого старта этих перемен мы начали работать над улучшением дорожной обстановки. Сейчас отделение дорожного движения в полном составе занимается настройкой режима работы светофорных объектов. Где-то добавляем секунды, где-то убавляем. Это сложный процесс, и он будет продолжаться многие месяцы, поскольку в неделю удаётся настроить 2-3 объекта. Поверьте, сделаем всё возможное, чтобы стало лучше. Мы нисколько не отстраняемся от этой ситуации. Сами каждый день её наблюдаем…
- Насколько затяжной будет «война» с пробками и как вы планируете побеждать?
- Окончательная победа вряд ли возможна. В Нижневартовске сейчас колесит более 90 тысяч легковых машин — это очень большое количество для нашего компактного города. Отсюда же, кстати, появляются проблемы с парковками во дворах и многие другие.
Схема «победы», которую мы запланировали, очень проста. Время для движения автомобилей мы позаимствуем у пешеходов. Не время для перехода дороги, а временные интервалы между включениями «зелёного человечка». Людям придётся немного подождать, ради их же безопасности. Примерно полторы-две минуты. Это не окончательный вердикт, и каждый объект будет регулироваться индивидуально. Наша задача — избежать ситуации, когда единственный пешеход вальяжно и с телефоном в руках переходит дорогу, а 50 машин в это время ждут своей очереди.
- Много ли гневных отзывов поступает от вартовчан после введения новой схемы, и смогут ли они принять участие в настройке светофоров?
- Много. Но все они от водителей. От пешеходов пока не было ни одного сигнала по данному поводу. Пользуясь возможностью, хотелось бы попросить горожан сделать свои обращения в ГИБДД максимально конструктивными. Кляузы и жалобы редко что-то решают. Мы всегда готовы пойти навстречу, но результат получается лучше, если человек чётко, аргументированно указывает на проблему и, тем более, предлагает варианты её решения…
- А такое часто бывает?
- Далеко не всегда, но есть хорошие примеры. Один гражданин, примерно два года назад, внимательно проанализировал ситуацию на перекрёстке улиц Омской и Маршала Жукова. Он постоял, понаблюдал и пришёл с конкретным предложением — разделить потоки движения, чтобы избежать конфликтов. Нам понравилась идея, и мы выставили на светофоре предложенный им режим. После этого аварий на перекрёстке стало гораздо меньше.
- Есть такие граждане, которым никакой режим светофора не указ. Речь о тех, кто водит в пьяном виде, причём даже лишившись водительских прав. С каждым годом таких становится больше. На них можно найти хоть какую-то управу?
- Ситуация складывается очень тяжёлая. В этом году в Нижневартовске выявили 2600 водителей в состоянии опьянения. Это на 15% больше, чем за весь прошлый год. Число «лишенцев-повторников» тоже растёт. В этом году уже более 200 человек остановили. Некоторые граждане упорно игнорируют любые наказания и доводы здравого смысла. Как об стену горох. Бывает, что по восемь раз за год один и тот же водитель попадается пьяным, а мы ничего не можем предпринять, чтобы его вразумить.
Буквально полтора месяца назад из этой ситуации наметился выход — мировой суд Нижневартовска первым в округе принял решение о конфискации автомобиля у любителя пьяной езды в качестве вещественного доказательства и обращения транспортного средства в пользу государства. Мне кажется, что изъятие автомобиля — это очень действенная мера. Она должна сработать.
- Планируется ли усилить и изменить работу передвижных экипажей? Стоять в засаде сейчас нет никакого смысла, ибо в соцсетях тут же публикуются места работы экипажей. Это вопрос читателя нашей группы в социальной сети Сергея Сидорова.
- Мы, как правило, выставляем экипажи в тех местах, где возникают очаги аварийности и нужна профилактическая работа. У нас нет и никогда не было задачи оштрафовать побольше людей — выполнить некий план, разнарядку. Следовательно, прятаться от водителей вовсе незачем, и передвижных патрулей больше не станет. Кроме того, такой формат работы создаёт много неудобств для других участников дорожного движения. Если же брать количество экипажей в целом, то оно заметно уменьшилось за последние пять лет. Сейчас, к примеру, у нас 196 человек личного состава, в том числе сотрудников РЭО ГИБДД и других структур, которые на улицах не работают. В среднем мы выставляем 5-6 патрулей каждый день, а в выходные и праздники работаем в режиме усиления. В 2011 году, для сравнения, личного состава было 346 человек, а дежурных патрулей 11-12. Сокращения в силовых структурах, как видите, не обошли нас стороной.
- Система автоматической фиксации правонарушений, которую запустили на прошлой неделе, как-то поможет компенсировать сокращение числа патрулей?
- Для этого она и задумывалась. Хотя говорить о полноценной замене не стоит — человека и машину сложно сравнивать. В каком-то смысле автоматика даже эффективней, пусть и в своём узком поле. Этот программно-аппаратный комплекс, к примеру, выявляет лишь четыре вида нарушений ПДД на семи перекрёстках города и способен автоматически выставлять за них штрафы, а также производить фотофиксацию. Когда система работала в тестовом режиме, то в среднем за сутки она выявляла по 2000-2500 нарушителей, а патрульные экипажи за тот же срок выявляли в десять раз меньше. Нижневартовским автолюбителям придётся теперь быть гораздо внимательней к своему стилю вождения.
- Скоро откроют новый участок дороги вдоль дома №19 на улице Северной. Как планируют бороться с машинами, припаркованными на обочинах? Мы слегка дополним вопрос нашего читателя Виталия Волковского и поинтересуемся: насколько активно, вообще, работают эвакуаторы в Нижневартовске?
- С проблемой парковки на обочинах мы уже худо-бедно научились бороться. В качестве примера можно привести улицы Ленина, Жукова, Чапаева, где транспорта на обочинах стало значительно меньше. На улице Северной, когда данный участок дороги откроется, в случае необходимости будут установлены дорожные знаки, ограничивающие время стоянки. За их нарушение будет проводиться эвакуация транспорта. Это именно та схема, которая даёт результат.
Всего за сутки на штрафную стоянку отправляется от 5 до 25 машин. Это зависит от количества нарушений, за которые предусмотрена эвакуация транспорта на спецстоянку.
- Силовые структуры в России критикуют часто, а ГИБДД в этом смысле, вообще, вне конкуренции. Почему люди так негативно настроены в отношении именно автоинспекторов и можно ли как-то преодолеть эту тенденцию?
- А можно ли ждать чего-то другого? Мы ведь не подарки раздаём, а штрафуем людей за нарушение правил движения или приезжаем на место аварии. Это всегда неприятная, сложная для человека ситуация. Крайне редко бывают случаи, когда водители благодарят наших ребят за работу. Просто подъезжают и говорят: «Молодцы!». Крайне редко. Хотя есть за что, ведь наша главная задача — уберечь людей от гибели на дорогах, и мы ради этого делаем всё возможное.
Чаще бывает совсем наоборот — люди целенаправленно вступают в конфликт с инспекторами, стремятся всеми силами доказать собственную правоту. Зачастую мнимую. Дело доходит даже до прямых провокаций, до оскорблений. Один гражданин, к примеру, включил мобильный телефон и восемь раз подходил к автоинспектору с одним и тем же вопросом. На девятый раз тот не стал представляться, а пешеход вырезал и отправил эту часть записи в прокуратуру. Сотрудник получил взыскание. Весь этот сыр-бор начался из-за того, что человеку не понравилось место размещения пешего патруля. Дело было у «Сибирского балагана», сразу после нескольких ДТП на этом участке.
И подобные ситуации — не редкость. Удивляюсь выдержке и ангельскому терпению ребят, которые каждый день работают в патрулях. Умных водителей у нас много, а вот элементарной человечности и понимания некоторым недостаёт.
- Геннадий Викторович, вопрос к вам как к водителю, а не сотруднику полиции. Насколько комфортно ездить по Нижневартовску и что вас раздражает сильней всего?
- Мне нравится Нижневартовск. Расстояния у нас небольшие и дороги хорошие. Хотя атмосфера на них порой оставляет желать лучшего. Совсем не чувствуется братства между водителями, некоего дружелюбия, что ли. Хотя во многих других городах России оно вполне ощутимо. В том же Краснодаре, например. У нас, к сожалению, многие едут так, как будто они одни на дороге.
Но больше всего меня как водителя раздражает беспечность пешеходов. Они не привыкли думать о собственной безопасности. Наушники в ушах, капюшоны, разговоры по телефону — обычное явление. Часто приходится наблюдать, как люди начинают переходить улицу, едва взглянув по сторонам. Бросят беглый взгляд и спешат вперёд, не убедившись в собственной безопасности. Они считают, что их должны пропускать автовладельцы и зачастую это на самом деле так. На пешеходных переходах, например. Но когда человек оказался под колёсами, то разве эта правота способна чем-то помочь?
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.