Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

27.04.2022 19:46 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Прокуратура разъясняет

Автор: Прокуратура города Нижневартовска.

В целях правового просвещения населения, прошу опубликовать на сайте газеты «Варта» следующую информацию правового разъяснительного характера, подготовленную сотрудниками прокуратуры г. Нижневартовска:

Взыскание процессуальных издержек по уголовным делам

Процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

В качестве судебных издержек потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, выплачиваются расходы, связанные с понесенными данными лицами денежными затратами: их явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства; суммы, выплачиваемые потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего; суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы или за отвлечение их от обычных занятий за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд; суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия в уголовном судопроизводстве по назначению; иные расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные уголовно-процессуальным законом и т.д. Подробный перечень процессуальных издержек содержится в ч.2 ст.131 УПК РФ

Суммы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета в случае имущественной несостоятельности лица, с которого они должны быть взысканы. Суд вправе освободить осужденного полностью или частично от уплаты процессуальных издержек, если это может существенно отразиться на материальном положении лиц, которые находятся на иждивении осужденного.

Признавая виновными по уголовному делу нескольких подсудимых, суд определяет, в каком размере процессуальные издержки должны быть взысканы с каждого из них. Суд учитывает при этом характер вины, степень ответственности за преступление и имущественное положение осужденного.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, суд может возложить обязанность возместить процессуальные издержки на законных представителей несовершеннолетних.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 111- ФЗ «О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в части 1 и 9 внесены изменения, регулирующие порядок взыскания судебных издержек.

Теперь закреплена возможность взыскания процессуальных издержек с лиц, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, не дающим права на реабилитацию.

Кроме того, определено, что при прекращении уголовного дела частного обвинения по такому основанию, как отсутствие в деянии состава преступления, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 УПК РФ, в случае принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, взыскиваются с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование, в установленных законом порядке и размерах.

Принятие решения о взыскании процессуальных издержек с осужденного возможно только в судебном заседании. При этом осужденному предоставляется возможность довести до сведения суда свою позицию относительно суммы взыскиваемых издержек и своего имущественного положения. Вопрос о процессуальных издержках подлежит разрешению в приговоре, где указывается, на кого и в каком размере они должны быть возложены.

В случае, когда вопрос о процессуальных издержках не был решен при вынесении приговора, он по ходатайству заинтересованных лиц разрешается этим же судом как до вступления в законную силу приговора, так и в период его исполнения.

Особый порядок судебного разбирательства по уголовным делам

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации регламентирует процедуры рассмотрения судами уголовных дел. В главе 40 указанного закона предусмотрена процедура особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением. Особенности применения указанного порядка судопроизводства разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел».

Особый порядок может быть применен лишь по инициативе обвиняемого, заявившего ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением. Ходатайство должно быть добровольным и после консультаций с защитником. Такое ходатайство обвиняемый вправе заявить в момент ознакомления с материалами уголовного дела, а также на предварительном слушании, которое проводится судьей.

При особом порядке суд не проводит исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу (например в суд не вызываются и не допрашиваются свидетели, не исследуются протоколы следственных действий и иные доказательства имеющиеся по делу и подтверждающие виновность лица). При этом исследуются обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, а также смягчающие и отягчающие наказание.

Вместе с тем, в соответствии с ч.7 ст. 316 УПК РФ, судья обязан убедиться в том, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, и подтверждается доказательствами, собранными по делу.

При наличии сомнений судьи в доказанности какой-либо части обвинения, он обязан прекратить процедуру рассмотрения дела в особом порядке и перейти на общий порядок судебного разбирательства, в ходе которого проверить и дать оценку имеющимся доказательствам, и сделать вывод о виновности или невиновности лица.

Кроме того, обязательными условиями, которые дают основания для производства процедуры особого порядка рассмотрения уголовного дела, являются условия, предусмотренные ч.2 ст. 314 УПК РФ, а именно — осознание обвиняемым характера и последствий заявленного ходатайства, добровольность его заявления после консультации с адвокатом и отсутствие возражений государственного или частного обвинителя и потерпевшего.

В случае рассмотрения уголовного дела в порядке главы 40 УПК РФ, назначенное осужденному наказание не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. В свою очередь, в соответствии со ст. 317 УПК РФ, приговор, вынесенный судом в особом порядке, не может быть обжалован в апелляционную инстанцию в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции. Доводы жалобы на приговор, вынесенный при рассмотрении дела в особом порядке, могут касаться только вида и размера назначенного наказания.

Это связано с тем, что все моменты, касающиеся установления судом фактических обстоятельств дела, входят в указанную выше процессуальную процедуру проверки судом обоснованности обвинения. Таким образом, регламентированная главой 40 УПК РФ процедура особого порядка рассмотрения уголовных дел не нарушает права сторон при рассмотрении уголовных дел.

Уголовная ответственность за приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем

За приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем, установлена уголовная ответственность (ст.175 УК РФ).

Для привлечения к ответственности не имеет значения, в результате совершения какого преступления имущество было добыто.

Условиями привлечения к уголовной ответственности являются достижение преступником 16-ти летнего возраста и наличие информации о том, что предмет скупки или сбыта, получен преступным путем. Главным мотивом таких преступлений является корысть.

Под приобретением понимается возмездное или безвозмездное получение имущества любым способом, например, покупка, обмен или получение в подарок, под сбытом — любая форма возмездной или безвозмездной передачи его другим лицам.

Приобретением или сбытом не является получение или передача имущества на временное хранение.

Не могут являться предметом данного преступления вещи, изъятые или ограниченные в обычном обороте, например, оружие, наркотические вещества, драгоценные камни, за незаконный оборот которых уголовная ответственность установлена специальными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Максимальное наказание в виде 7 лет лишения свободы может быть назначено за приобретение и сбыт имущества, добытого преступным путем в составе организованной группы или с использованием служебного положения.

Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

В соответствии с частью 3 статьи 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 Федерального закона № 113-ФЗ, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Правительством продлены сроки действий водительских удостоверений.

Постановлением правительства РФ от 09.04.2022 № 626 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353", продлены на 3 года национальные водительские удостоверения, сроки действия которых истекли с 1 января 2022 года или еще истекут до 31 декабря 2023 года. Вносить в эти документы дополнительные корректировки не нужно.

В 2022 году необязательно переоформлять санитарно-эпидемиологические заключения (СЭЗ), если компания сменила наименование или место нахождения

Кроме того, на год продлят СЭЗ, сроки действия которых истекают в период с 12 апреля до конца 2022 года. Среди исключений — СЭЗ на организацию отдыха и оздоровления детей, на проектную документацию; лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сроки действия которых закончатся с 1 января по 14 марта 2023 года.

Новшества вступили в силу 12 апреля. Органы, которые ведут реестры разрешений, должны пополнить эти своды данных информацией о продлении не позже 18 апреля.

Способы совершения дистанционных мошенничеств

Дистанционное мошенничество, преимущественно, совершается следующими способами:

— Граждане (потерпевшие) под различными предлогами перечисляют денежные средства мошенникам.

— Граждане (потерпевшие) сообщают мошенникам реквизиты и пароли доступа к операциям по счету посредством поступившего им СМС-сообщения, что приводит к хищению денежных средств.

— Значительную распространённость имеют преступления, совершенные с использованием высоких технологий, в сети Интернет, через объявления на сайтах «АВИТО», «Юла», рассылок вирусных ссылок в социальных сетях, информации о получения заработка на различных электронных биржах.

Анализ преступлений, совершенных дистанционным способом, показывает, что одним из признаков подготавливаемого или совершаемого преступления телефонного мошенничества является, когда мошенники выступают в роли «сотрудников службы безопасности банков», «сотрудников прокуратуры и правоохранительных органов различных субъектов РФ» «сотрудников специальных служб Российской Федерации» и в ходе телефонного разговора получают информацию по банковской карте и счетам.

Дальнейшим основным фактором является получение злоумышленниками разового пароля (в виде СМС-сообщения), который поступает на абонентский номер, привязанный к банковской карте. Держатель банковской карты сообщает разовый пароль мошенникам, тем самым предоставляет доступ к денежным средствам

Уважаемые граждане, в целях пресечения и противодействия преступных намерений и действий мошенников, прокуратура города Нижневартовска информирует Вас о том, что в настоящее время активно распространен вид телефонного мошенничества (краж), злоумышленники звонят и представляются вышеуказанными сотрудниками, после чего дезинформируют о том, что с карты осуществляются попытки несанкционированного списания денежных средств, либо в связи с якобы расследованием уголовного дела в отношении недобросовестных сотрудников банка необходимо перевести имеющиеся у Вас денежные средства на «безопасный счет».

Ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своих банковских счетов и карт, пароли от них и тем более не перечисляйте принадлежащие Вам денежные средства по указанию «телефонных мошенников», представляющихся от имени каких-либо из вышеперечисленных государственных структур и служб. В случае возникновения указанных ситуаций обратитесь в ближайшее отделение Вашего банка и уточните в очном формате все возникающие вопросы у оператора либо представителя службы безопасности банка.

Введены новые меры поддержки транспортной отрасли РФ

Федеральным законом от 15.04.2022 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены новые меры поддержки в сфере транспорта.

В частности Федеральный закон устанавливает возможность многократного использования иностранных контейнеров в пределах срока временного ввоза для внутренних перевозок по территории РФ; наделяет Правительство РФ полномочиями по установлению особенностей исполнения договоров лизинга морских судов, судов внутреннего водного транспорта или судов смешанного плавания, железнодорожного подвижного состава, контейнеров, особенностей открытия пунктов пропуска через Государственную границу РФ; увеличивает с 2 до 10 процентов допустимую нагрузку на ось фуры при международных перевозках; наделяет Правительство РФ полномочиями по установлению особенностей осуществления государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через государственную границу РФ, что позволяет отменить на 6 месяцев 2022 года весовой и габаритный контроль транспортных средств, перевозящих продовольственные товары и товары первой необходимости, на многосторонних автомобильных пунктах пропуска.

Документом, в числе прочего, устанавливается обязанность иностранных инвесторов, владеющих более чем 50% акций в капитале компаний по перевозке водным транспортом РФ грузов из перечня, определяемого Правительством РФ, подать ходатайство о согласовании установления контроля над такой компанией или произвести отчуждение части принадлежащих им акций до размера менее чем 50% в течение 365 дней со дня вступления в силу акта Правительства РФ, определившего такой перечень грузов, перевозка которых морским и водным транспортом РФ является стратегически значимой.

Прокуратура города разъясняет законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ) установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Обращение, поступившее должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем должностному лицу в письменной форме.

Статьей 32 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ регламентировано, что обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные данным законом.

Статьёй 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ возбуждаются прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ).

Внесены изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 № 458-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) внесены изменения, в частности, введена в действие статья 264.2 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность лиц, подвернутых административному наказанию и лишенных права управления транспортными средствами, за нарушение правил дорожного движения (далее – правила).

Так, уголовной ответственности будут подлежать лица, допустившие превышение установленной скорости движения на величину более 60 км/ч либо осуществившие в нарушение правил выезд на полосу встречного движения (трамвайные пути встречного направления).

При этом нарушитель должен являться лицом, подвергнутым административному наказанию за повторное превышение установленной скорости либо повторный выезд на «встречку», и в связи с этим, лишенным права управления транспортными средствами.

За совершение указанного преступления соответствующему лицу грозит: — штраф в размере от 200 до 300 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью (далее – права) на срок до 3 лет; — обязательные работы на срок до 480 часов с лишением прав на срок до 3 лет; — принудительные работы на срок до 2 лет с лишением прав на срок до 3 лет; — лишение свободы на срок до 2 лет с лишением прав на срок до 3 лет.

Для осужденного по названной статье водителя, а именно за повторное совершение обозначенных деяний в период судимости, частью 2 статьи 264.2 УК РФ предусмотрено более суровое наказание: — штраф от 300 до 500 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за период от 2 до 3 лет с лишением прав на срок до 6 лет; — исправительные работы на срок до 2 лет с лишением прав на срок до 6 лет; — ограничение свободы на срок до 3 лет с лишением прав на срок до 6 лет; — принудительные работы на срок до 3 лет с лишением прав на срок до 6 лет; — лишение свободы на срок до 3 лет с лишением прав на срок до 6 лет.

В то же время действие статьи 264.2 УК РФ не распространяется на случаи фиксации нарушений правил в автоматическом режиме специальными средствами.

Изменения вступили в силу с 10.01.2022.

Жестокое обращение с животными.

Необходимость включить жестокое обращение с животными в УК РФ в качестве самостоятельного состава назрела давно. Исследования, проведенные в отношении лиц, совершивших убийство, в том числе убийство с особой жестокостью, очень часто обнаруживают незримую связь между жестоким обращением с животными и убийством. Это деяние нарушает нравственные принципы общества, проповедующие гуманное отношение к животным существам. Оно посягает на душевное здоровье подрастающего поколения, воздействует на худшие стороны личности, пробуждая патологическую склонность к насилию.

Жестокое обращение заключается в мучении животных или издевательстве над ними, причинении страданий. Оно может выражаться в побоях, причинении вреда здоровью животного (например, членовредительство животного, длительное лишение его пищи и воды).

Санкция части 1 статьи 245 УК РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с животными в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до трех лет.

Часть вторая статьи 245 УК РФ предусматривает ответственность, если указанные действия совершаются группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), в отношении нескольких животных и влечет более строгое наказание – максимальный срок до 5 лет лишения свободы.

Совершение преступления в состоянии опьянения, как обстоятельство отягчающее наказание

Под «состоянием опьянения» понимается опьянение, вызванное употреблением алкоголя, наркотических средств или одурманивающих веществ.

Такое состояние может быть подтверждено как медицинскими документами, так и показаниями виновного лица, потерпевшего, свидетелей и иными доказательствами по делу.

Само по себе совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ, не является основанием для признания такого состояния обстоятельством, отягчающим наказание.

В решении суда должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к выводу о необходимости признания состояния опьянения отягчающим обстоятельством.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что при решении подобных вопросов необходимо принимать во внимание влияние состояния опьянения на поведение обвиняемого при совершении преступления, учитывать личность подсудимого, характер и степень общественной опасности преступления и обстоятельства его совершения.

Исходя из практики, состояние опьянения должно существенно отразиться на поведении виновного лица, способствовать ослаблению контроля за поведением и являться одним из условий совершения преступления.

Признание состояния опьянения отягчающим обстоятельством влечет назначение более строгого наказания.

Возмещение ущерба потерпевшему, причиненного в результате совершения преступления

Согласно ст. 42 УПК РФ потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением.

Имущественный вред может быть возмещен в натуре (в частности, путем предоставления имущества взамен утраченного, ремонта или исправления поврежденного имущества), в денежной форме (например, возмещение стоимости утраченного или поврежденного имущества, расходов на лечение) и т.д.

Кроме того, виновный может загладить вред, под которым понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.

Способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц.

Возмещение ущерба и (или) заглаживание вреда могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами.

В силу положений ст. 61 УК РФ добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, является основанием для признания данного обстоятельства смягчающим наказание.

Наказание в таком случае грозит не более двух третей от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией конкретной статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

К заведомо ложным сообщениям об акте терроризма законом отнесены сообщения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий, совершенные из хулиганских побуждений.

Уголовной ответственность за совершение данного противоправного деяния подлежат привлечению лица, достигшие 14-летнего возраста. Общественная опасность преступления заключается в попытке нарушить нормальную деятельность предприятий, учреждений, транспорта, правоохранительных органов, отвлечение сил и средств на проверку ложных сообщений.

За совершение данного преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, ограничения свободы, либо принудительных работ.

Квалифицирующими признаками, ужесточающими ответственность, являются заведомо ложные сообщения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий, совершенные в отношении объектов социальной инфраструктуры (организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера), либо повлекшие причинение крупного ущерба; совершенные в целях дестабилизации органов власти; повлекшие по неосторожности смерть человека и иные тяжкие последствия.

За совершенные данных деяний законом предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, либо лишения свободы.

В ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, закреплено понятие сторон

В ст.5 Уголовно-процессуального кодекса РФ приведены основные понятия, используемые в кодексе, в том числе приведено понятие сторон.

Так, согласно пункта 45 статьи 5 кодекса, стороны — участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения.

Понятие стороны защиты приведено в пункте 46 кодекса, согласно которому: сторона защиты это обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель.

Понятие стороны обвинения приведено в пункте 47 кодекса, согласно которому к стороне обвинения относятся прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.

Понятие и права каждой из сторон, детально раскрыты в главах 6 и 7 Уголовно -процессуального кодекса РФ.

В ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, закреплено понятие свидетельского иммунитета

В ст.5 Уголовно-процессуального кодекса РФ приведены основные понятия, используемые в кодексе, в том числе приведено понятие свидетельского иммунитета.

Согласно пункта 40 статьи 5 кодекса, свидетельский иммунитет — право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных Уголовно – процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).

Данное право закреплено в статье 51 Конституции РФ, а также в статье 56 УПК РФ.

Согласно ч.1 ст.51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Согласно п.1 ч.4 ст.56 УПК РФ, свидетель вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний.

Введены меры социальной поддержки для жителей автономного округа

Законом ХМАО-Югры от 03.04.2022 №15-оз «О внесении изменений в Закон ХМАО-Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре» с 01.09.2022 установлены меры социальной поддержки семей, воспитывающих детей, в которых единственный родитель или оба родителя являются студентами, обучающимися по очной форме обучения на территории автономного округа по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в виде: компенсации фактически понесенных затрат по оплате родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования; компенсации части расходов по договорам найма (поднайма) жилых помещений, в размере не превышающем 10 000 рублей в месяц и меры социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих и обучающихся в государственных общеобразовательных организациях, не обеспеченных организованным подвозом к месту обучения и обратно в начале учебного года и по его завершении, а также в каникулярный период, в виде компенсации стоимости проезда по предельным максимальным тарифам на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах автономного округа.

Уголовное законодательство Российской Федерации

Уголовный кодекс РФ определяет круг формальных источников российского уголовного права, относя к ним прежде всего Конституцию, общепризнанные принципы и нормы международного права и уголовное законодательство. Последнему принадлежит особая роль в уголовно-правовом регулировании, поскольку именно уголовные законы определяют преступность и наказуемость общественно опасных деяний.

Декларируемое ч. 1 ст. 1 утверждение о том, что уголовное законодательство РФ состоит только из УК, на сегодняшний день можно отнести к разряду правовых фикций ввиду того, что в реальности уголовное законодательство России включает в себя не только УК, но и иные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, в частности оперативные законы о введении в действие или применении УК или отдельных его положений, постановления Госдумы ФС РФ об объявлении амнистии, постановления Правительства РФ, принятые в целях применения отдельных норм УК.

Субъекты РФ не вправе принимать уголовно-правовые нормативные акты, причем не только по вопросам установления преступности и наказуемости деяний, но и по иным вопросам, относящимся к сфере уголовно-правового регулирования.

Ядро уголовного законодательства составляет Уголовный кодекс РФ — принятый в установленном порядке, отражающий волю народа, соответствующий Конституции, а также общепризнанным принципам и нормам международного права федеральный, кодифицированный уголовный закон, который целостно, системно и исчерпывающим образом определяет перечень деяний, признаваемых преступлениями, и уголовно-правовые последствия их совершения.

В состав уголовного законодательства входят оперативные законы о введении в действие УК или отдельных его положений.

Уголовное законодательство включает в себя постановления Госдумы ФС РФ об объявлении амнистии.

Замыкают систему уголовного законодательства постановления Правительства РФ, в которых по прямой отсылке УК или без таковой раскрывается содержание отдельных признаков уголовно-правовых норм.

Все элементы системы уголовного законодательства находятся в отношениях субординации между собой и подчинены нормативным источникам высшего уровня — Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права. Возможные противоречия между уголовным законодательством и нормативными правовыми актами более высокого уровня разрешаются в пользу последних.

В отечественной правовой системе презюмируется соответствие уголовного законодательства РФ общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

В ряду источников уголовного права особое место занимают постановления Пленума ВС РФ по вопросам применения уголовного закона, которые формально не признаются нормативными правовыми актами уголовно-правового содержания.

Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

Уголовно-правовое регулирование является необходимым элементом государственной системы обеспечения национальной безопасности страны. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ

Статья 2 определяет задачи УК, а следовательно, место и роль уголовного права в системе обеспечения национальной безопасности. Традиционной стала нормативная постановка перед уголовным правом двух задач: охранительной и предупредительной, реализация которых составляет выполнение юридических функций отрасли. Наряду с этим наука уголовного права аргументирует достижение уголовным правом и иных, общесоциальных задач: воспитательной, ценностно-ориентационной, социально-интегративной, обеспечения справедливости.

Охранительная задача уголовного права заключается в охране уголовно-правовыми средствами таких социально значимых объектов, как права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.

Средствами решения охранительной задачи уголовного права являются:

- определение основания уголовной ответственности, которое четко зафиксировано в ст. 8 УК, в соответствии с которой единственным основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК;

- определение принципов уголовной ответственности;

- криминализация деяний, т.е. фиксация их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых, выступающая итогом процесса выявления общественно опасных форм поведения, изучения его причин, признаков и последствий, определения допустимости, возможности и целесообразности борьбы с ним уголовно-правовыми средствами;

- пенализация деяний, т.е. установление санкций и пределов наказания за то или иное преступление;

- установление определенных уголовно-правовых последствий совершения преступлений.

Предупредительная задача уголовного права заключается в использовании уголовно-правовых средств в общей системе государственных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступлений, а также в удержании отдельных людей от совершения преступлений.

Предупреждение преступлений достигается нормативными положениями Общей и Особенной частей уголовного закона. В Общей части предупредительный эффект заложен в предписаниях о добровольном отказе от преступления, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственности, о принудительном психиатрическом лечении лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, об установлении уголовной ответственности за подстрекательство к преступлениям, о превентивном назначении ПМВВ. В Особенной части уголовного закона профилактическую нагрузку несут предписания об ответственности за поведение, препятствующее раскрытию преступлений, за вовлечение тех или иных лиц в совершение преступлений или антиобщественных действий, за преступления, служащие криминогенными условиями, благоприятствующими совершению более тяжких преступлений, предписания о специальных случаях деятельного раскаяния. Значительный предупредительный эффект имеет также последовательная реализация идеи неотвратимости уголовно-правового реагирования на каждое совершенное преступление.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.