Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

12.04.2021 18:07 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Загадали желание? Пусть оно исполнится!

Автор: Ирина Черепанова. Фото Игоря Жданова.

Весенний день был щедрым на тепло. Горожане спешили на территорию спортивно-оздоровительного комплекса «Радуга», где предстояло встретить всем миром Вороний день. По поверьям коренных малочисленных народов Севера, эта птица приносит на своих крыльях весну. Молодёжный центр пригласил на праздник не только нижневартовцев, но и гостей из национальных посёлков Сургутского и Нижневартовского районов и даже из Ямало-Ненецкого национального округа, поэтому на «Радуге» было как никогда весело.

П алатки манили пирогами, сувенирами. Игровые площадки предлагали попробовать свои силы в спортивных играх – прыжках через нарты, в метании тынзяна на хорей, которые заменяли обручи и стилизованные фигуры оленей. Для ребятишек не было большего удовольствия чем погладить настоящих оленей, запряжённых в нарты. Их привёз из деревни Русскинская Сургутского района Валерий Русскин и катал на оленях всех желающих. Любой мог побывать на мастер-классе по изготовлению куклы Акань и символа праздника – Вороны, отведать ухи, пирогов или каши-саламата.

Всем также предлагали повязать ленточку на одно из четырёх солнышек, символизирующих любовь, здоровье, счастье и богатство, и загадать желание. Побывавший на празднике глава города Нижневартовска Василий Тихонов повязал ленточки на все четыре солнышка и тут же пояснил: хочет, чтобы у жителей города всё было: и любовь, и здоровье, и счастье, и богатство. Причём ленточку на солнце, обозначающее богатство, повесил как можно выше, чтобы бюджет нашего города был большой. Василий Тихонов отметил, что на празднике собралось много людей, включая гостей из соседних районов и даже с Ямала, и это радует, что к нам приезжают. Мы все не должны забывать, что живём на территории коренных малочисленных народов Севера. Все соскучились по хорошей погоде, которую, как говорят ханты, делают в этот день шаманы. И она не подкачала. Гостья праздника вице-спикер Думы Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Западнова также отметила, что югорчане помнят традиции земли, на которой живут. Вороний день символизирует наступление весны, и пусть она приходит на Север поздно, но всё равно праздник прилёта Вороны создаёт всем приподнятое настроение, и это повод познакомиться с культурой коренных народов Севера и просто порадоваться жизни и весне. Наталья Западнова пожелала всем благополучия в семье, красивой, счастливой и доброй весны и лета без пандемии.

В продолжение темы традиций Вороньего дня волонтёры Молодёжного центра Ярослав и Сергей, учащиеся нефтяного техникума, раздавали гостям праздника калачики, символы солнца, чтобы любой мог повязать их на берёзу, задобрить духов и загадать желание. Вообще-то берёза у ханты считается покровительницей женщин, но праздник разлился широкой рекой, так что как тут устоять и не повязать и волонтёрам свой калачик на дерево.

На сцене читали стихи, демонстрировали костюмы Вороны дети. Говорят, что праздник был когда-то рассчитан на детей и женщин, так как Ворона покровительствует матерям и младенцам. В Вороний день из детских люлек извлекали древесные опилки и высыпали на окраине села у пенька, чтобы птица, прилетевшая с юга, грела свои лапки в тёплой стружке. Об этой особенности праздника, оказывается, давно знает депутат Тюменской областной Думы Вячеслав Танкеев. Рассказывает, что в Нижневартовске он с 1975 года, много общался с коренными жителями Югры в Варьёгане, особенно в тот период, когда работал председателем совета директоров «Аганнефтегазгеологии». Вячеслава Танкеева радует, что праздник отмечается широко, и у всех есть возможность узнать о традициях народов Севера. Это вообще замечательно, что в многонациональном Нижневартовске у каждого народа есть свои календарные праздники, и любой из нас может на них побывать, чтобы прикоснуться к народным истокам.

Д епутат Думы г. Нижневартовска Алексей Сатинов впервые на дне прилёта Вороны, но тоже наслышан о его предыстории. Говорит, что по легендам эта птица является прародительницей народа ханты. Появилась она весной на севере, а вокруг никого – холодно, зябко. Её громкий крик полетел над Обью до самого Урала, и пробудилась тогда земля, и ожил человек, и начался род ханты. Алексей Сатинов был поражён масштабами национального праздника на «Радуге». Не ожидал, что приедет сюда чуть ли не половина города. Широко представлена на празднике продукция коренных малочисленных народов Севера, организован концерт с участием представителей народа ханты. Мы должны знать о своих истоках, национальных особенностях, и их надо поддерживать, уверен Алексей Сатинов. В мире современных скоростей человек не успевает отслеживать всю информацию, так что хранители народных традиций делают большое дело. Они передают из поколения в поколение вековые знания, которые делают нас духовно богаче.

На празднике невозможно было не обратить внимание на Ирину Сопочину (на верхнем снимке слева) из посёлка Тром-Аган Сургутского района. Она знакомила горожан с национальными песнями и танцами, переодевалась в костюм Вороны, чтобы любой мог сфотографироваться с ней на память. Пояснила, что у народа ханты не принято считать, какой праздник самый значимый, а какой нет. Есть день оленевода, праздник нарождения луны. Более узнаваем всеми, конечно, Вороний день. Ворона приносит на крыльях весну, означает обновление, смену времён года. О значении праздника Ирина узнавала от мамы и бабушки, когда жила до замужества в селе Ванзеват Белоярского района. К нам на праздник приехала впервые. Надела по такому случаю национальное платье своей бабушки, нагрудное украшение из бисера, сплетённое своими руками. Шить национальную одежду тоже умеет. Это всё к вопросу о том, может ли молодёжь делать сегодня то же самое, чем с лёгкостью владели их отцы и деды. Может! И ещё как! Ирина научилась шить кисы, малицу, когда стала «лесной», то есть начала жить с мужем и двумя детьми в лесу недалеко от Тром-Агана. Без удобной национальной одежды на природе никак. И научил её этому искусству муж – рыбак и охотник. Ирина успевает вести домашнее хозяйство и изучать тромаганский диалект языка ханты, на котором говорит муж. У неё самой – казымский. Ирина говорит, что в лесу другая атмосфера. Только здесь, приловчившись к особым условиям существования, ты понимаешь, что такое жизнь, в чём её ценность и начинаешь дорожить каждым днём, который никогда не бывает похож на другой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2