Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

21.05.2020 18:12 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ты помнишь, как всё начиналось?

Автор: Римма Гайсина. Фото из архива АО «Самотлорнефтегаз».

В преддверии памятной даты расскажем об одном из первопроходцев Самотлора – Николае Даниловиче Казаеве.

П робурить первую разведочную скважину Р-1 на Самотлоре было доверено бригаде бурового мастера Григория Норкина. Самотлор дал первую нефть. В 1969 году, спустя четыре года после открытия, началась промышленная разработка легендарного месторождения. Эксплуатационную скважину №200 бурила бригада мастера Степана Ананьевича Повха. В этом звене помощником бурильщика был Николай Данилович Казаев.

«Тракторы вгрызались в мёрзлую землю, а за ними – люди! Как-то решил я выпрямить ломик и ударил им нес-

колько раз о твёрдую землю, а он, как ломтик сахара, на две части разломился, – вспоминает сегодня ветеран-

нефтяник, с которым мы поговорили по телефону. – Железо крошилось, а бурение не останавливалось. Мы жили на буровой. Трудности закаляли, а достижения вдохновляли. Добыча на Самотлоре росла опережающими темпами. В 1980 году был достигнут её пик – более 158 млн тонн нефти в год, а в 81-м уже добыта первая миллиардная тонна самотлорского чёрного золота».

Вся жизнь и вдохновенный труд семьи Николая Даниловича и Лидии Кирилловны Казаевых вплетены в яркие страницы истории нашего нефтяного края.

«Николай Данилович приехал сюда в декабре 1965 года по вызову – очень требовались тогда на Самотлоре рабочие руки. А нас с десятимесячной дочкой Ирочкой забрал в 66-м, – вспоминает события тех лет Лидия Кирилловна. – Проехали по непролазной грязи на тракторе-«танкетке» до места. Заняли полвагончика и стали жить. Прожили там недолго, и дали нам квартиру в «деревяшке». Тогда был всего один магазин, до которого можно было пройти только в резиновых сапогах».

Хрупкая Лидия Казаева не испугалась пойти кочегаром котельной на месторождении в бригаду Степана Повха. Было тяжело, зато трудилась рядом с мужем.

«Не все тогда выдерживали северный климат с его трескучими морозами зимой и удушливым зноем летом, а также тяжёлые условия труда в метели и холода, когда ветер пробирал до костей, а одежда и валенки становились колом», – вспоминают ветераны.

Сколько нужно иметь знаний, сил и мужества, чтобы найти и добыть нефть, пробравшись через таёжные дебри и непроходимые болота в лютые морозы Севера, гнус и мошкару! Это не забывается, но всё же в памяти Казаевых больше сохранились тёплые воспоминания.

«Трудно давалась нефть Самотлора… Но всё-таки мы её дождались, – рассказывает ветеран. – Фотографии, на которых нефтяники – уставшие, но счастливые бородачи – подставляют под чёрный поток лица и руки, облетели мир. Самотлор подарил нам ощущение небывалой радости, гордости за свой труд. И он мне как родной».

Немало историй из прошлого может рассказать бывалый нефтяник, награждённый множеством правительственных наград. Воспитали троих детей, радуются успехам четверых внуков и двух правнуков. Дочь, сын, внук тоже нефтяники. Лидия Кирилловна признаётся: мечтала, чтобы сын Николай выбрал профессию геолога. Так и случилось. В настоящее время он работает в АО «Самотлорнефтегаз», дочернем обществе НК «Роснефть». Старшие Казаевы гордятся, что их младший сын вместе с большой командой градообразующего предприятия сегодня реализует программу развития легендарного Самотлора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.