Меню

СМИ "Газета Варта-24"

10.04.2020 18:16 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ну, здравствуй, весна!

Автор: Ирина Черепанова. Фото автора.
Источник: 6 полоса

Прилетела ворона, и всё, считай, весна пришла, новый календарный год начался! Так полагали в древности обские угры, и многие традиции почитания вороны дошли и до наших дней.

Н а протяжении ряда лет с Вороньим днём знакомит наших горожан Нижневартовская общественная организация «Центр коренных народов Севера «Тор-Най» (председатель Инна Антонова). Община популяризирует культурное наследие обских угров. Вместе с сородичами из других общин «Тор-Най» организовывал широкий праздник на Комсомольском озере. Им в помощь – специалисты Центра национальных культур, спортсмены, культивирующие разные виды спорта коренных народов Севера.

На озере устанавливали чум, готовили уху, звучала легенда о Вороне, первой из перелётных птиц, вернувшейся с юга и принёсшей нам на крыльях тепло. Так было бы и на этот раз, всё-таки с 2011 года Вороний день официально отмечается в округе во вторую субботу апреля. Но нынче всё изменила непростая ситуация, вынудившая всех сидеть по домам. Тем не менее, весна пришла! Всё чаще и ближе к полудню пробивают тучи солнечные лучи. Мы с большим удовольствием переиначиваем устойчивое выражение «считать ворон». Высматривая таких птиц за окном, не бездельничаем, а наблюдаем за первыми весенними приметами. Если села прилетевшая ворона на высокое дерево – к большой воде (не дай бог, конечно). Много снега в Вороний день – много рыбы и ягод, а это всегда, пожалуйста!

Поздравил жителей Югры с замечательным праздником на сайте окружной Думы вице-спикер регионального парламента Еремей Айпин: «Желаю жителям нашей прекрасной югорской земли тепла домашнего очага, весеннего солнца, здоровья и бодрости духа!». Он напомнил, что Ворона у народа ханты – символ материнства. Прилетая весной на северную землю, когда ещё холодно, она садится греть свои озябшие лапки на проталинки и на кучки использованной берёзовой трухи, которую матери выкладывают из детских колыбелей. В карканье вороны ханты слышат благодарность матери, которая родила ребёнка.

Х орошо знает, как Вороний день встречали жители родной деревни Ханты-Мужи Светлана Хунзи, член нижневартовской некоммерческой семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов ханты «Хунзи».

– Сейчас в этот день приносится бескровная «жертва», развешиваются выпеченные из муки фигурки зверей, а когда-то жертвой был олень. Его тут же разделывали, угощали всех, – рассказывает Светлана Андреевна. – Поздравляли в первую очередь новорождённых, приглашая на праздник молодых мам. Пожелания от имени Вороны произносила пожилая женщина. Особое внимание уделяли детям, для них выпекали сладости, ну, а для всех готовили саламат – густую кашу с гусиным жиром. На деревьях висели баранки – символ солнца. Каждый ребёнок старался дотянуться до калачика, висевшего на самой высокой ветке, чтобы потом вырасти таким же большим. Считалось, что вороны прилетали из Тобольска, где гораздо теплее, чем на Ямале. Вороний день был самым лучшим для нас. Мы старались произнести добрые слова, чтобы потом жилось хорошо. Вся деревня высыпала на улицу, ходили по гостям с подарками. Так же всем миром отмечался прилёт Вороны и в селе Питляр Шурышкарского района, где в детстве жил муж Светланы Сергей Хунзи.

– Приезжих в национальном посёлке мало, традиции Вороньего дня передавались из поколения в поколение, все о них знали, ждали праздника с нетерпением, – вспоминает Сергей Иванович. – Был он когда-то чисто ямальским, потому что вороны как по расписанию прилетали в наше село в один и тот же день – 7 апреля. Ворона – вестница весны, с её появлением начинало повсюду теплеть, всё оживало, рождалось заново. Во времена моего детства Вороний день отмечали на том же уровне, что и проводы зимы. Висели на деревьях сушки, проводились спортивные состязания, шла концертная программа, словом, день был чрезвычайно насыщенным и красочным. Сейчас в связи с коронавирусом и запретом выходить на улицу мы отметим этот день в семейном кругу и обязательно поздравим с ним близких людей.

Т имофей Молданов, руководитель окружной школы «Медвежьи игрища», поделился с «Вартой», как встречали прилёт Вороны в его детстве на реке Надым.

– Прежде всего Вороний день – это праздник Богоматери, посылающей нам детей. У язычников её Ворона и олицетворяла. В этот день обычно просили здоровья, а те, у кого нет детей, – ребятишек. Всю зиму сородичи собирали головы зайцев, глухарей и варили саламат, потом собирались на коллективную трапезу. Кому попадалась голова, тот рассказывал сказку. Таким образом развлекали детей вечером, а утром они искали гнёзда вороны, которые загодя делали взрослые, пряча в них разные сладости.

В начале девяностых годов Тимофей Молданов побывал в этнографической экспедиции в Полновате Белоярского района и записал, как отмечали Вороний день женщины села. Они знали тогда все детали обряда, которые перенимали от старших женщин. Тимофей Молданов называет Вороний день обрядом, причём одним из самых значимых в жизни коренных малочисленных народов Севера. Языческое торжество практически совпадает с Благовещением, и это не случайно, потому что в христианство многое перешло из язычества. В календарных праздниках народов нашей многонациональной Югры немало интересного, и все мы по-прежнему готовы делиться тем лучшим, что нас объединяет в любые времена.

«Вороний день» – по-русски, «Вурна Хатль» – по-хантыйски, «Уринэква Хотал» – по-мансийски, а суть для нас одна: ну, здравствуй, весна!

Социально значимый проект осуществляется на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО – Югры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23