Меню

СМИ "Газета Варта-24"

20.02.2020 15:29 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Раз словечко, два словечко – будет песенка

Автор: Гуля Бессонова.
Источник: 6 полоса

Впервые в Нижневартовске и Югре открылся класс для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках сетевого взаимодействия.

Из-за двери несётся задорная песня про «тачанку-ростовчанку» – пятиклассники изучают песни гражданской войны. И не только песни, а целую эпоху: урок, как и положено современному уроку, – метапредметный. Учитель ведёт речь о том, что такое гражданская война, показывает картины, посвящённые этой вехе в истории Родины. Ребята узнают об уникальном памятнике «Орлёнку», который горожане, собрав деньги, установили в Челябинске. Присев за свободную парту, увлекаюсь материалом. Остальные парты заняты. За каждой – инвалидная коляска. В этом классе всего пятеро учеников, все они – дети с ограниченными возможностями здоровья. Этот класс в нынешнем учебном году открылся на базе многопрофильного реабилитационного центра для инвалидов.

У ребят в расписании те же самые уроки, что и у всех школьников. И у каждого есть любимый предмет, а второстепенных предметов нет.

– С этими детьми мне очень радостно работать, потому что я особенно ясно вижу эффективность преподавания музыки в этом классе, – говорит после урока Ольга Кожина, учитель музыки нижневартовской общеобразовательной школы №34. — Благодаря моему предмету ребята не просто многое узнают о композиторах и народной песне, живописи, скульптуре, истории, но и развиваются эмоционально. Дети на уроках музыки рисуют, развивают моторику рук. К урокам в этом классе я готовлюсь специально, продумываю, как сделать их максимально полезными.

По системе одного окна

Рассмотреть идею открытия такого класса вне школьных стен департамент образования администрации Нижневартовска предложил двум руководителям: директору Нижневартовского окружного реабилитационного центра для инвалидов Ольге Ивановой и директору нижневартовской общеобразовательной школы №34 Ирине Долба. Начальник отдела общего образования департамента образования Алсу Гайфуллина объясняет: просто назрела необходимость в таком проекте.

– Заключённое соглашение о сотрудничестве и сетевом взаимодействии между двумя учреждениями позволяет реализовать индивидуальный реабилитационно-образовательный маршрут ребёнка, имеющего выраженные ограничения жизнедеятельности, по системе одного окна, – отмечает Алсу Гайфуллина. – Значит, качество услуг для ребёнка с особенными потребностями повышается.

В общеобразовательных школах, построенных в прошлом веке, в последние годы стали появляться атрибуты доступной среды: комфортнее стало присутствие в школьных зданиях детей с ослабленными зрением и слухом, но доступная среда для инвалидов, которые передвигаются на колясках, как правило, ограничивается лишь входной группой – пандусами, специально оборудованной дверью. По школе и в учебных кабинетах дети в инвалидных колясках не могут безопасно и комфортно передвигаться. Существуют определённые стандарты, согласно которым для детей в инвалидных колясках предназначены специальные индивидуальные парты. И стоять друг от друга парты должны на определённом расстоянии – таком, чтоб на коляске можно было проехать, ничего и никого не задев.

– В здании реабилитационного центра все это возможно. Мало того, деятельность школы и мероприятия реабилитационного центра удачно дополняют друг друга в создании условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, – рассказывает заместитель директора реабилитационного центра «Таукси» Ольга Немцова. – С утра дети получают образовательные услуги. К ним приходят педагоги из расположенной неподалеку школы №34, учениками которой и являются ребята. Одновременно ученики получают реабилитационные услуги, проходят процедуры, назначенные врачом.

Во второй половине дня маленький дружный класс вливается в большой коллектив реабилитационного центра, участвует во всех мероприятиях центра, и это, пожалуй, самое важное, что изменилось в их жизни с открытием класса в «Таукси» До сих пор почти все они находились на домашнем обучении. Утром к ним домой приходили учителя, а потом до вечера ребята проводили время в ожидании возвращения с работы родителей. Компьютер, телефон и телевизор заменяли им общение. В классе, открытом в реабилитационном центре, у них есть и споры по учебным проблемам, и литературные диспуты, и веселые перемены.

С плотным расписанием раскисать некогда

Диана Шубина родилась с редким заболеванием, из-за которого не может двигаться самостоятельно. Этой болезнью от рождения поражены и руки девочки. «Я плакала несколько лет, терзая себя вопросом: что случилось во время беременности, почему моя единственная дочь страдает, – говорит мама Дианы Елена Валерьевна. А потом подросшая Диана вдруг спросила: «Мама, почему ты всё время плачешь? Потому что я не такая, как все?» И это было переломным моментом в их общей судьбе. Позволить собственной дочери страдать кроме прочего от чувства вины Елена Валерьевна не могла. Она решила, что каким бы ни был старт жизни дочери, жить она будет радостно и взахлеб. И она стала искать возможности для развития Дианы. В её расписании появились секция плавания в «Олимпии», занятия вокалом в ансамбле «Лада» Центра детского творчества, рисование и подходящая школа – с классом, где Диане комфортно. Сегодня Диана член сборной Югры по боче, она замечательно поёт и рисует. Но больше всего она любит уроки математики.

– Да, по математике у меня одни пятерки, – делится Диана и тут же объясняет. – Мне с учителем просто повезло. Светлана Викторовна Рамазанова так объясняет математику, что трудных тем просто не остаётся. Все понятно и легко с ней!

- А я больше литературу люблю! – вступает в разговор одноклассник Дианы Артём. – Мне нравится читать, а больше всего сказки Пушкина. Но в школу люблю приходить даже не поэтому, а просто класс у нас дружный. Хорошая тут атмосфера!

Пятиклассники частенько встречают гостей – к ним приходят волонтёры из Нижневартовского социально-гуманитарного и медицинского колледжей, сотрудники детской библиотеки. «Сибирские увалы» проводит экологические акции и конкурсы. В прошлом году дети с ограниченными возможностями выступали в качестве моделей на показе мод. Наряды были великолепные. Диана убеждена, что она, как и другие модели на колясках, украсила показ, став изюминкой всего мероприятия, и собирается повторить приятный для любой девочки опыт в этом году. Недавно пятиклассники вернулись из Ханты-Мансийска с окружных соревнований среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Веселые старты» Дети, хохоча и перебивая друг друга, вспоминают, как много ели в долгом пути, но это было так давно, а есть приключения и посвежее. И о них рассказывают наперебой.

– Вчера мы с Артемием читали стихотворения во дворце культуры «Октябрь» на конкурсе «Мой папа – самый лучший» И мы волновались, конечно! Все артисты ведь волнуются всегда, ну и мы…Зрительный зал такой огромный!

– Но все же мы справились с волнением, а ведь это не всем удалось. Некоторые чтецы выходили, называли автора стихотворения и тут же уходили, совершенно забыв сам стих, а мы нет! А мы с Дианой молодцы!

И нет ничего важнее и существеннее этого звучащего рефреном «мы»! Ради этого «мы» всё и затевалось городом. И значит точно – не зря затевалось.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3