Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Летим к истокам!

Автор: Ирина Черепанова. Фото Николая Курача. Материалы проекта подготовлены на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных и внешних связей Югры

Заключительное занятие проекта «Мы – северяне», посвящённого 90-летию Югры и культуре народов ханты и манси, нам пришлось провести в форме онлайн. Как бы ни хотелось всем встретиться за одним рабочим столом, но режим ограничений, введённых из-за пандемии коронавируса, пока ещё не отменён. В этот раз соавторы проекта – художники мастерской «Югорский сувенир» при нижневартовской Детской школе искусств №2 – предложили нам изготовить из глины оленя.

С чем ассоциируется Югра

Автор фигурки – Николай Курач, руководитель мастерской «Югорский сувенир», заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры, заместитель директора ДШИ №2. Исполнитель – также хорошо знакомая нам Евгения Потёмкина, ведущий художник мастерской «Югорский сувенир». С Евгенией мы делали национальный оберег из кожи и меха, в центре которого располагался орнамент «солнце», означающий жизнь, настоящую и будущую. И вот сейчас олень. Тоже не случайная работа мастерской.

– Это знаковое животное для Ханты-Мансийского автономного округа. Согласитесь, что югорский край ассоциируется не только с нефтью, но и с тайгой, рыбой, оленями, и поэтому мы не могли не обратить на это внимание, – уточнила Евгения. – Национальный орнамент народов ханты и манси в виде стилизованных рогов оленя есть на флаге Югры. Оленеводством занимаются коренные малочисленные народы Севера. Сувенирные стилизованные фигурки оленя, изготовленные в нашей мастерской, пользуются популярностью на различных выставках, считаются своеобразным фирменным знаком округа, его визиткой. Знак или орнамент оленя считают своеобразным символом оберега и наносят на мужские предметы – ножи, туесочки для табака, как когда-то было…

Евгения напомнила, что мы много говорим на наших занятиях о национальных орнаментах, поэтому и на фигурку оленя она нанесёт орнамент под названием «свободный», мы его использовали на первом мастер-классе, когда расписывали глиняные кружки и крынки. Свободный (изменяющийся) орнамент идёт как дополнительный к основным. Он не несёт смысловой нагрузки и позволяет заполнять собой пустые пространства изделий, делать общий рисунок законченным.

Евгения взяла в руки глину для ручной лепки и пояснила, что такая есть в канцелярских магазинах, но лучше брать для ручной лепки самозатвердевающую массу для моделирования. Обжечь свои изделия читатели не смогут, так как для этого нужна не кухонная духовка, а муфельная печь, но специальная масса, которая также продаётся в магазинах, вполне подойдёт.

Синтезируем наше вчера и сегодня

Занятие мы выложим на площадках газеты в сетях, чтобы читатели смогли с детьми повторить действия мастера и приготовить таким образом свой сувенир-подарок к юбилею округа.

– На тряпочку кладём раскатанный пласт глины и шаблон в виде квадрата, у которого углы вытянуты, как у крыльев бабочки, а боковые стороны слега выгнуты. Шаблон обводим стекой – инструментом из железа в виде лопаточки, который можно заменить ножом. Таким же образом вырезаем по шаблону произвольной формы рожки. Затем края изделия заглаживаем пальцем с обеих сторон, чтобы они были не острыми, а округлыми, – комментирует свои действия Евгения.

Первая заготовка – туловище оленя, вторая – рожки. Художник всё слегка сгибает пополам. Рога прикрепляет сверху туловища, сделав насечки и смазав шликером – жидкой глиной, которая служит клеем. Декорирует рожки небольшими отверстиями, которые продавливает пастой от обычной ручки. Затем приступает к росписи.

– Краски у нас глиняные – ангобы: белая и коричневая. После обжига можно использовать и гуашь, и акрил, – продолжает мастер. – Свободный орнамент – это закруглённые линии, которые мы наносим тоненькой кисточкой. Он хорош тем, что его можно наносить произвольно, не боясь нарушить каноны, к которым народы ханты и манси относятся трепетно. Отступать от них ни в коем случае нельзя, то есть нельзя додумывать своё, иначе это будет уже что-то иное, не имеющее отношения к традиционным орнаментам.

После сушки и обжига синеватая глина приобретёт нежный оранжевый цвет. Рисунок тоже станет ярче. Тогда же Евгения начнёт декорировать изделие кусочками меха (норки) – приклеит их шликером на места, обозначающие хвост и холку оленя. Сувенир, представленный Евгенией Потёмкиной на мастер-классе, – это синтез культуры народов Севера и современного искусства, но в использовании орнамента она не отошла ни на йоту.

Встреча была знаковой

Отметим, что национальная тематика в работе мастерской появилась благодаря увлечению Николая Курача культурой, традициями народов ханты и манси. С 1997 года он собирал в поездках по стойбищам материал по культуре, быту народов Севера и по орнаментальному искусству. Дополнительные сведения черпал из книг учёных-этнографов.

Затем произошла знаковая для него, он считает, встреча с Маргаритой Анисимковой, нижневартовской писательницей, членом Союза писателей России. Можно сказать, что она благословила Николая Курача заниматься национальной темой.

– В 1997 году я взял билет на вертолёт до деревни Чехломей, чтобы отснять её жителей, сделать бытовые зарисовки. На этом же рейсе летела Маргарита Кузьминична с коллегами из Нижневартовска – писательницей Альбиной Кузьминой и поэтом Владимиром Мазиным. Они планировали собирать фольклор народа ханты, – вспоминает Николай Курач. – С Маргаритой Анисимковой я уже был знаком. В 1996 году она предложила оформить книгу поэтов и прозаиков Нижневартовска, ну, а потом увидела в Чехломее мои зарисовки и сказала, что мне надо заниматься культурой народа ханты и дальше. Так вышло, что знание образа жизни ханты, манси и лесных ненцев, национальных народных промыслов и ремесёл, духовной и материальной культуры коренных народов помогло потом в работе с Маргаритой Анисимковой. Вначале оформил книгу «На священных берегах Ваха» М. Анисимковой и А. Кузьминой, в которой были собраны по итогам той экспедиции архивные документы, исторические факты, хантыйские легенды, поверья и сказы. Затем оформлял произведения Маргариты Анисимковой «Великий камень», «Мангазея, или Златом кипящая царская вотчина», «Невероятные приключения вогула Ерофея Анямова».

Дополним, что на протяжении всего проекта Николай Курач и художники мастерской «Югорский сувенир» не таили в себе накопленные знания, а щедро делились ими с читателями.

Мы всё-таки надеемся, что соберём вместе участников мастер-классов, чтобы подвести итоги того, что узнали на занятиях. Ну, не смогли побывать в мастерской «Югорский сувенир», но в курсе, над чем работают художники, чему обучают нижневартовских детей. И все уроки на основе глубоких знаний о культуре народов ханты и орнаментальном искусстве. Есть среди работ мастерской скульптурные композиции, рассказывающие о животном мире сибирской тайги, обереги с традиционной национальной символикой, гобелены, батики на сюжеты мифологических сказаний. И нам на занятиях с помощью художников, учёных-этнографов, общественных деятелей, искусствоведов, писателей удалось соприкоснуться с миром древней Югры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.