Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

11.12.2020 10:41 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Павел Лариков: учиться надо всю жизнь

Автор: Гуля Бессонова

Депутаты Думы Нижневартовска продолжают вести приём избирателей по телефону. Самые разные вопросы поступили от горожан председателю комитета Думы города Нижневартовска по социальным вопросам Павлу Ларикову. Они касались замены лифтов в многоэтажных домах, опоздания, с которым закрываются больничные листы в поликлиниках, возможности получить социальные выплаты и проблем с трудоустройством, с которыми сталкиваются выпускники вузов. «Без опыта не берут!» – говорят молодые специалисты. Почему выпускникам теперь так сложно найти работу? Такой стала тема разговора с Павлом Лариковым.

– Павел Анатольевич, как Вы считаете, в чём тут дело? Переизбыток одних и тех же специалистов? Или проблема в чём-то другом?

– Во-первых, не все выпускники испытывают такие сложности. Я знаю, что выпускники нижневартовского строительного колледжа, политехнического колледжа, нефтяного техникума, медицинского колледжа, получив диплом, уже имеют представление о том, где именно они будут работать. Такие специалисты нарасхват, рабочих рук не хватает на многих предприятиях. Другое дело выпускники вузов. У них иная психология. Её определяет само словосочетание: «высшее образование». Если же за обучение пришлось заплатить немаленькую сумму, в глазах выпускников и их родителей оно ещё более ценно. Получив высшее образование, они считают, что вправе сразу же рассчитывать на высокую зарплату, и здесь их ждёт некоторое разочарование, потому что специалисту нужен опыт, а приобретается он постепенно и оказывается, что к успеху нужно идти, встав на самую низшую ступеньку, даже если в дипломе пятёрки. Сейчас такое время, что ценится именно материальный успех, молодым не терпится получить его сразу. Вот и отказываются, если работодатель предлагает небольшую зарплату. Могу посоветовать воспринимать первый год работы – как ещё один практический курс, и на этом курсе постараться научиться всему у наставника или опытных коллег, и не только у коллег, нужно ещё читать дополнительную литературу по своей профессии. И тогда всё сложится, если профессия выбрана осознанно. Но бывает так, что ребята поступают в вузы, ещё не зная, кем они хотят быть. К одиннадцатому классу не определились с будущей профессией. И родители советуют, исходя из подмеченных способностей, из возможностей сдать тот или иной экзамен: «Поступай на этот факультет, а там видно будет».

– А Вы когда-то осознанно выбирали профессию, знали, чем хотите заниматься в жизни?

– Я чётко знал, что хочу заниматься биатлоном, быть спортсменом, а потом тренером. И жизнь давала мне такие возможности, которыми я воспользовался. После восьмого класса из родного посёлка в Свердловской области уехал в Тюмень и поступил в ПТУ, потому что в Тюмени можно было заниматься биатлоном, но профессионального спорта тогда не было. Работал на заводе и одновременно занимался спортом. Позже поступил в Омский институт физкультуры, после армии приехал в Нижневартовск и двенадцать лет работал тренером-преподавателем. Другой этап жизни потребовал двигаться дальше, приобретать экономические знания, создать своё дело. На своём опыте я убедился, что учиться нужно всю жизнь. Только так и можно расти, развиваться.

– Когда я училась в школе, мы с классом часто ходили на экскурсии – на хлебозавод, в котельную… Теперь какие у школьников возможности познакомиться с профессиями?

– И сегодня немало ресурсов, они стали современнее. Я знаю, что в системе образования Нижневартовска реализуются федеральные профориентационные программы, в основном – на цифровых виртуальных площадках. И всё-таки нам нужно больше открывать мир профессий детям, говорить с ними серьёзно о том, что если хочешь заниматься творчеством, то не всегда и не сразу получишь большой и стабильный доход. Если приоритет – высокий заработок, стоит посмотреть, за что люди готовы платить деньги, в каких сферах большие зарплаты. Будет ли готов молодой человек заниматься делом нелюбимым, но прибыльным? Пусть выбирают с открытыми глазами.

– У Вас дочь студентка. Как повлияли на выбор профессии? Акцент на каких приоритетах делали, когда советовали что-то? Говорите ли Вы о профессиональном самоопределении с другими, младшими детьми?

– Старался не советовать старшей, хотел, чтоб она следовала мечте. Настя увлеклась востоковедением, культурой Японии, решила поступать на факультет международных отношений в Санкт-Петербургский университет, сейчас учится на третьем курсе, видит себя в профессии переводчика и гида. Сейчас в девятом классе учится Лиза, тоже говорим с ней о выборе профессии. Ещё недавно она мечтала стать врачом. Когда стала серьёзно задумываться о получении этой профессии, поняла, что не готова учиться десять лет. Она творческий человек, занимается рукоделием. Мне кажется, что человек, который умеет создавать что-то руками, точно не потеряется в жизни.

– Кстати, сейчас, когда многие школы работают в режиме дистанционки, некоторые родители высказывают мнение, что можно пренебречь уроками развивающего цикла, такими как технология, изобразительное искусство, музыка. Как Вам кажется, это хороший способ разгрузить школьное расписание?

– Ни в коем случае не разделяю этого мнения! Именно эти предметы учат творчески подходить к любой проблеме, созидать, развивают память, моторику, глазомер – всё это пригодится в любом деле даже интеллектуалам. Именно по этой причине детям стоит заниматься и искусствами, и спортом – эти занятия развивают ребёнка. Не случайно и спортом, и искусством занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Когда мы тренируем координацию движений, мы развиваем мозг.

– Не потеряли ли свою актуальность в этом году, прошедшем под знаком пандемии, такие профессии как спортсмен, артист?

– Думаю, что нет. Большинство людей занимаются спортом для того, чтобы быть здоровыми и подтянутыми. Вдохновляют их на эти полезные занятия достижения профессиональных спортсменов, чемпионов. Музыка, театр, живопись всегда будут нужны человеку, потому что человек – это не только рациональный ум, человек – это ещё и душа.

– И всё-таки мир быстро меняется. Многие профессии уходят в небытие. Случается ли Вам задумываться о том, какие специальности будут востребованы завтра?

– На встречах со школьниками и студентами мне часто задают этот вопрос. Я им всегда отвечаю: будущее потребует знания иностранных языков, информационных технологий, конечно, экономические знания пригодятся практически всем, потому что на любом предприятии предложенный проект придется экономически обосновать. И конечно, всегда будет работа для врачей, строителей, военных, полицейских. И никогда мы не сможем обойтись без педагога, даже в том случае, если все знания будут в компьютере. Воспитать человека может только человек.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.