Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

01.03.2022 11:36 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Нижневартовск стал для меня школой жизни

Автор: Ирина Черепанова. Фото из домашнего архива Василия Сондыкова.

– Приезжай! Работы много! Жить есть где! Выделим тебе раскладушку! – Василий Сондыков вспоминает, как отслужил три с половиной года в Польше, и сестра позвала его в Нижневартовск.

После службы в танковых вой-сках на бронетранспортёре БТР-40 у молодого солдата специальность водителя третьего класса. Как ни переубеждал Василия старший брат Владимир: «На Севере и без тебя шофёров много, ханты должен белку бить, рыбу ловить», тот выбрал всё-таки Нижневартовск. Мобилизовался и приехал сюда в январе 1968 года. Самолёт ЛИ-2 приземлился на грунтовую полосу на окраине посёлка. На улице минус 45, но сильный мороз парня не смутил, на родине, в селе Селиярово Ханты-Мансийского района, и не такие температуры бывали. На попутке доехал до нужного пятого квартала. Здесь пока только одна улица Пионерская, где стоят одноэтажки и три двухэтажных дома, все удобства на улице, питьевая вода развозится на машинах. Впрочем, Василий Сондыков знал, что приехал на ударную стройку и нечего ему стонать, жаловаться или обижаться, что сестра Тамара, работавшая в школе пионервожатой, не в то место его пригласила. Устроился водителем на автобазу №9 треста «Мегионгазстрой» Миннефтегазстроя.

– Выделили мне ЗИЛ-157 с тремя мостами. Были на автобазе в основном УРАЛы, КраЗы, потому что только такие машины могли осваивать Западную Сибирь, покорять Самотлор и строить на болотах Нижневартовск, –рассказывает Василий Семёнович. – Мы возили для обустройства Самотлора оборудование, снабжали строителей посёлка стройматериалами. Возводили тогда двухэтажные деревянные дома круглыми сутками. Так нужны были посёлку нефтяники, геологи, строители, учителя, которых надо куда-то селить. Начали появляться новые улицы, детский сад, магазины, поликлиника. Когда строили первую кирпичную школу во втором микрорайоне, народ всё боялся, что она не на сваях и потому может уйти в болото... Многие, конечно, помнят, что зимой в посёлке ещё можно было проехать с грузом. Ну а летом мы на своих ЗИЛах еле-еле отправлялись от Оби, куда приходили баржи с грузами, оборудованием, цементом, стройматериалами. За смену совершали один-два рейса буквально в расстояние один-два километра. Брали с собой пилы и топоры, чтобы валить лес под колёса. Я на своём ЗИЛ-157 не один раз застревал и тонул на нынешней улице Нефтяников. Забирался на кабину и ждал, когда подойдёт гусеничный вездеход и оттащит меня к Оби для промывки радиатора и машины.

В 1969 году Василия Сондыкова избрали секретарём комсомольской организации автобазы. В его ячейке пока десять комсомольцев, но на стройки Нижневартовска продолжала приезжать молодёжь. Те, у кого не было среднего образования, учились и работали. Василий Сондыков тоже воспользовался такой возможностью и окончил одиннадцать классов. Это помогло ему получить в дальнейшем средне-техническое образование, а затем высшее и защитить кандидатскую диссертацию.

О 60-70-х годах прошлого века Василий Семёнович говорит с большой теплотой. И не только потому, что это было время равных возможностей. Но оно запомнилось и особыми отношениями между людьми, когда все друг другу помогали. Не дай бог кто-то проехал мимо и не подобрал человека, который идёт с детьми или без детей. Значит, завтра он не будет работать на этой машине. Основное население посёлка молодёжь, и её всё больше.

– На улице Пионерской построили дом культуры, и мы в субботу, воскресенье ходили на танцы, знакомились с девчатами, с парнями, – вспоминает Василий Сондыков. – Однажды довелось мне пройтись по сцене ДК в качестве модели. Тюменские модельеры привезли коллекцию одежды, и у них заболел парень, который должен был демонстрировать мужские костюмы. Попросили в доме культуры найти высокого, стройного парня, и там, не сговариваясь, сказали, что знают такого. Так я очертя голову пришёл на выручку тюменским швейникам и старался во время выхода на сцену не улыбаться, так как в зале меня узнавали и шумели: «Да это же наш Вася!» Мы тогда все друг друга знали, со всеми дружили. Молодёжь ехала к нам отовсюду, из разных республик Союза – Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, из Башкирии, Татарии, из российских городов. Жилья не хватало, начали расти как на дрожжах балки. Но никто не препятствовал – стране нужна нефть. Появился лозунг «Нефть любой ценой!». Строительство будущего города вёл трест «Мегионгазстрой», который возглавлял опытный строитель Григорий Пикман. Меня вместе с машиной ЗИЛ-157 направили в бригаду Николая Нежданова. Ему поручили строить нефтеперекачивающую станцию в районе центрального товарного парка, и бригада работала круглыми сутками. Я возил кислород, оборудование, строительные материалы, саму бригаду, накрыв кузов тентом. И станция была построена в короткие сроки. Николаю Нежданову присвоили звание Героя Социалистического Труда. Многим членам бригады вручили ордена и медали. Меня в мои 27 лет наградили Орденом Дружбы народов. Так страна оценила наш труд.

Василий Сондыков шесть лет работал водителем и нисколько о том не жалеет. Считает, что в Нижневартовске прошли самые интересные годы жизни. На его глазах разворачивалась огромная стройка. На карте будущего города появлялись улицы Мусы Джалиля, Фурманова, Таёжная. Всех сближала общая неустроенность. Конечно, не забыть, как летом в отсутствие дорог на протяжении двух-трёх лет все ходили в аэропорт в старую часть посёлка пешком. Шли с чемоданами, с маленькими детьми по знаменитой трубе диаметром 1200 см, заменявшей дорогу, и начиналась она от нынешней улицы 60 лет Октября. Ехали на ГТТ или плыли на трамвайчике. У людей, прикипевших душой к Северу, была твёрдая вера, что пройдёт время и появятся новые дороги, автобусы для перевозки жителей Нижневартовска. И вскоре начали строить взлётно-посадочную полосу с твёрдым покрытием, новый аэровокзал, и вот уже в воздух поднялся первый самолёт до Москвы.

На слуху у всех комсомольско-молодёжные бригады буровых мастеров Виктора Китаева, Владимира Глебова, штукатура-маляра Ольги Гончар, строителей Владимира Папоудина, Вячеслава Танкеева из треста «Мегионгазстрой». В Нижневартовске работают штабы шести ударных комсомольских строек, и для молодёжи это хорошая школа жизни, которую также прошёл Василий Сондыков. В дальнейшем он работал заместителем начальника СУ-13 треста «Мегионгазстрой», был избран секретарём парткома треста, председателем исполкома Нижневартовского районного Совета народных депутатов, работал в должности генерального директора Фонда реконструкции и развития Нижневартовского региона, заместителя главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа, замес-тителя председателя правительства региона по вопросам национальной политики и малочисленных народов Севера, на протяжении нескольких созывов занимал должность председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Перечень должностей можно продолжать долго, но главное, что Василий Сондыков никогда не был сугубо кабинетным работником, всегда был на местах и в глубинке, понимая, что на его плечах персональная ответственность перед людьми, с которыми его связало общее прошлое. Он уверен, что именно Нижневартовск помог ему состояться как руководителю, и всегда платит ему взаимной любовью.

Дорогие земляки!

Поздравляю всех с 50-летием города Нижневартовска и особо ветеранов-первопроходцев 60-70-х годов!

Когда-то вы в самых смелых планах не могли вообразить, каким станет Нижневартовск через 50 лет. И вот спустя десятилетия мы видим, что ваши усилия принесли свои плоды: построен красивейший город с широкими проспектами и улицами, благоустроенными микрорайонами и скверами, памятниками и высотными зданиями. Одним из любимых мест отдыха стала благоустроенная набережная, с которой можно любоваться полноводной рекой Обью. Желаю всем крепкого здоровья, долгих лет жизни, уюта вашим домам и сердечного тепла семьям!

Ваш Василий Сондыков.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17