Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

04.02.2022 17:08 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Почти Чукотка: вартовчане продолжают знакомиться с первопроходцами города

Автор: Гуля Бессонова. Фото из архива Натальи Соколовой.

Билет был куплен с пересадкой в Тюмени. И полпути из родного Саратова она преодолела без особых волнений. Когда же в Тюмени объявили регистрацию билетов на рейс до Нижневартовска, к стойке регистрации вдруг бросилась толпа, как будто собираясь штурмовать самолёт. Она едва устояла на ногах, невольно подумав: «А я-то улечу?» Какой-то немолодой пассажир, выразительно посмотрев на её неуместные глубокой сибирской осенью лаковые туфли на манке и растерянный вид, вдруг выхватил её документы из рук и, пробравшись сквозь толпу, сам зарегистрировал её билет, а потом молча вернул. «Это был первый житель Нижневартовска, которого мне довелось встретить. Город мне понравился в этот момент, ещё до того, как я увидела его», – вспоминает о судьбоносных событиях октября 1973 года заслуженный врач России и ХМАО – Югры, отличник здравоохранения, ветеран труда РФ, организатор здравоохранения высшей категории Наталья Соколова.

Наталья Соколова (четвёртая слева) с коллегами и профессорами Тюменского медицинского института на крыльце нижневартовской городской больницы на улице Ленина. 1975 год.

В Саратове, где она родилась, выросла и окончила ординатуру медицинского института, у неё всё складывалось благополучно. Получив диплом, Наталья Вячеславовна стала ординатором терапевтического отделения в городской больнице.

Несмотря на то, что на руках у неё была новорождённая дочка, она работала на две ставки и не отказывалась от ночных дежурств. Летом, когда была отпускная пора и врачей не хватало, у неё в графике стояло десять-двенадцать дежурств в месяц. Так по крупицам, трудно формировался заработок молодого врача, и не только – приобретался уникальный профессиональный опыт.

– Однако вскоре я поняла, что в таком темпе долго не продержусь, – вспоминает Наталья Вячеславовна. – Вот и стала думать, куда поехать, где заработать.

Совсем рядом была Москва, и вскоре девушку туда пригласили на работу. Предлагали вакансию в московской поликлинике и место в общежитии, обещали, что вскоре молодой доктор обзаведётся московской пропиской, а об этом мечтали в советской стране многие, это открывало большие перспективы.

– Но у меня было всю жизнь такое кредо: лучше быть первой в деревне, чем последней в городе, – говорит Наталья Вячеславовна. – Мне хотелось работать с интересом, работать в стационаре. В поликлинике мне было неинтересно. Мне было важно тяжёлого больного поставить на ноги, видеть конкретный результат своей работы. Хотелось сложности, одним словом. Советских медиков в те годы зазывали в страны Африки и Азии, где не хватало специалистов и требовалось развитие медицинской помощи. А ей хотелось на Чукотку!

– Почему? Наверное, много фильмов смотрела я про Чукотку и много книг читала, и казалось, что интереснее на свете места нет.

Наталья, дочь нефтяника жила в родительской семье в ведомственном доме, и неудивительно, что в начале семидесятых в разговоре соседей стал упоминаться Нижневартовск, который где-то на Крайнем Севере.

Она с восторгом подумала: «Почти Чукотка!» и мигом отправила в нижневартовский горздравотдел личный листок по учёту кадров, который в то время, видимо, заменял соискателям вакансий резюме.

В Нижневартовске нужны были медики, как и все остальные специалисты. Но самое главное, здесь нужны были врачи именно в стационар. Именно этим ещё невиданный ни разу северный город стал в глазах Натальи Соколовой привлекательным.

– А родители были, конечно, в ужасе! – вспоминает она. – «Ты умрёшь там с голоду, ведь ты совсем не умеешь готовить!» – причитала мама. А мне не хотелось жить по инерции, мне хотелось интересной жизни, испытаний на прочность, в которых я бы поняла, чего я стою на самом деле.

И испытания начались уже в пути. В Тюменском аэропорту людской поток подхватил её и понёс в центр притяжения – Нижневартовск. Здесь Наталья Вячеславовна остановилась у знакомых своих земляков. Они были нефтяниками, приехавшими из Западной Украины, и жили на улице Нефтяников, что нашу героиню позабавило.

– Радушные хозяева предложили мне первым делом умыться с дороги. Я зашла в ванную, открыла воду, а она коричневая! Я вышла оттуда озадаченная и говорю: «Если я помоюсь этой водой, я ведь наоборот испачкаюсь!» Помню, как они, уже привыкшие, видимо, ещё и не к таким бытовым трудностям, смеялись, утешали меня и убеждали, что вода вполне пригодна для жизни.

Позже нашу героиню поселили в общежитии нефтяников. В первую же ночь она обнаружила на себе клопа и тут же разбудила дежурную:

– В комнате клопы!

– Ну и что? – спокойно отреагировала та.

Но Наталья Вячеславовна – врач до мозга костей – не собиралась мириться с таким неприятным сожительством и первым делом в своём новом жилище вывела насекомых.

В своей новой северной жизни – почти Чукотка! – Наталья Вячеславовна каждое утро шла на работу пешком три километра вдоль бетонки: общественного транспорта тогда в Нижневартовске не было, тротуаров – тоже. Спешащие мимо машины частенько останавливались, чтоб подбросить доктора до больницы.

Терапевтическое отделение нижневартовской больницы, которой руководил Павел Московкин, находилось в старой части города. Кроме Соколовой в нём трудились заведующая отделением и молоденькая врач-интерн. Деревянное здание на 60 коек, доски под ногами ходили ходуном, каблуки увязали в щелях. Не было там даже самого необходимого оборудования для диагностики: ни аппарата ЭКГ, ни рентгена. Из нового больничного комплекса, что к тому времени построили на улице Ленина и где расположили хирургию, инфекционное отделение, гинекологию и роддом, приходил специалист, который проводил нужные обследования.

– Да что там оборудование! Вода была привозная, её запас, помню, хранился в синих бочках, – вспоминает Наталья Вячеславовна.

Но неслучайно наша героиня хотела интересных трудностей. Ей нравилось создавать новое буквально из ничего. Многому научившись в Саратове, Соколова начала внедрять в нижневартовской больнице такие методы, как эндотрохиальное вливание лекарств, плевральные и спинномозговые пункции.

Летом 1974 года терапевтическое отделение переехало в здание напротив магазина «Кедр», а в следующем году Наталья Соколова возглавила отделение. В 1976 году в Нижневартовске был организован горздравотдел, который возглавил Павел Московкин, главным врачом больницы стал Виктор Пузатов.

– Я в этот момент была в отпуске, но оставалась в Нижневартовске. Виктор Тихонович прислал за мной машину и предложил стать его заместителем, – вспоминает Наталья Вячеславовна. – Начала было отказываться, а управляющий строительным трестом Шереметьев, который случайно оказался в кабинете Пузатова, вдруг и говорит мне: «Соглашайтесь! А то назначат какого-нибудь дурака, и будете под ним ходить!»

В новой должности Наталья Вячеславовна искала способы повысить уровень оказания медицинских услуг. Она ввела врачебные консилиумы для тяжёлых больных, клинико-анатомическую конференцию, где происходил разбор историй болезни умерших по результатам вскрытия. Это повышало ответственность врачей, убеждена Соколова.

Восемь лет она была заместителем главврача, а в 1984 году, когда Пузатов ушёл на повышение в горздравотдел, стала главным врачом нижневартовской городской больницы на 1820 коек.

– Ответственность и сложность, конечно, была невероятная!

– Сложность? Значит, вы нашли то, что искали?

– Это правда!

Уже более двадцати лет Наталья Вячеславовна на заслуженном отдыхе, живёт в родном Саратове и часто вспоминает Нижневартовск, который в годы её молодости был похож на большое дружное общежитие.

– Я квартиру закрывала, лишь когда на работу уходила, – рассказывает Наталья Вячеславовна. – Друзья мои это знали, они в дверь мою никогда не стучали, просто толкали и заходили. Если вдруг гости оказывались нежданными, и угощения не оказывалось, его тут же приносили соседи. Это было в порядке вещей. У меня вечно скапливались стопки соседских тарелок. Точно так же мои скапливались у кого-то. Дружба, которая зародилась в те годы в Нижневартовске, оказалась крепкой – на долгие годы. И теперь, хоть и разъехались по стране, поддерживаем связь, общаемся. Мои лучшие годы прошли в Нижневартовске.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.