Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

25.02.2022 18:18 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Это удивительное желание творить своё, новое

Автор: Ирина Черепанова. Фото из архива Равгата Закирова.

Равгата Закирова всегда отличало жгучее желание учиться. Он из поколения тех детей, чьи родители отстояли свободу своей страны в Великой Отечественной войне и восстанавливали Родину из руин. Тех, кто рано взрослел и приходил на помощь родителям, стараясь всеми силами уже в мирное время на другом – трудовом – фронте, быть не хуже отцов и дедов.

– Семилетку я окончил в национальной деревенской школе Куйбышевского района, где обучение велось на татарском языке. Очень хотелось учиться дальше, чтобы получить хорошую специальность, но покинуть свой колхоз мог только с решения общего собрания, – вспоминает Равгат Закиров. – В итоге меня отпустили в соседнее село, где была девятилетка, и потом я поступил в Казанское радиоракетное военное училище. Нельзя сказать, что у меня мечта была такая – стать военным. Родители всё-таки люди простые, работали в колхозе, в семье пятеро детей, но тем не менее, они поддерживали нас во всём. Правда, с военным училищем у меня не сложилось, медицинская комиссия освободила от учёбы, и в итоге я выучился в нефтяном училище на бурильщика, окончил Куйбышевский политехнический институт, отделение «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», чтобы ступить на новую для нашей семьи стезю.

С 1958 года Равгат Закиров работал на промыслах НГДУ «Первомайнефть» объединения «Куйбышевнефть», пока летом 1971 года у него не произошла знаменательная встреча с Романом Кузоваткиным. Он уже назначен начальником НГДУ «Нижневартовскнефть», вновь созданного для освоения Самотлорского месторождения, и собирает под своё крыло профессионалов. Бригада, в которой работал Равгат Закиров, была на хорошем счету в своём управлении, постоянно внедряла в работе рационализаторские предложения, и Закиров практически повторяет шаги Романа Кузоваткина. Тот в 1968 году поехал на Самотлор из Поволжья по приглашению Виктора Муравленко, начальника Главтюменьнефтегаза. Вот и Равгат Закиров также принимает предложение Кузоваткина взяться на Самотлоре за организацию капитального ремонта скважин в должности начальника цеха.

– Поехал я на Север с удовольствием, – рассказывает Равгат Минниханович. – Всё-таки накоплен определённый опыт, и к тому же мне очень хотелось освоить в Западной Сибири новые для себя горизонты. На новом месте нет ничего: ни здания, ни людей. Но Роман Иванович так и говорил: «Начинать будете с нуля», так что всё было в моих руках, и это ли не заманчиво – в очередной раз проверить себя! Дали мне возможность приглашать специалистов из старых нефтяных районов страны. И они приезжали, и были в равных со мной условиях. У них так же впереди пока ничего. В какой-то мехколонне нашли списанный энергопоезд из нескольких вагонов. Забрали их, как бы сказали сегодня, под обустройство офиса, который позже друзья окрестили «закировкой». Пригласил я на работу тех, кого уже хорошо знал, и в первую очередь опытных людей на основные специальности. Это Виктор Секирин, старший инженер; В. Якушев, старший геолог; В. Пырков, мастер КРС; Ильдус Вахитов, мастер КРС. Одни прибывали из Татарии, другие из Куйбышева.

Вначале Равгат Закиров приехал в Нижневартовск один, и было это летом, что было вполне понятно. Куда едет – неизвестно. Что ждёт на месте – тем более. Однако уже в ноябре новоиспечённый нижневартовец привёз из Отрадного семью. Говорит, что в какой-то момент Роман Кузоваткин сказал всем: «А что это мужчины у нас одни да одни? А ну-ка, марш за семьями»! И Равгат Закиров собрал в дальнюю дорогу жену с двумя дочками, старшая из которых тут же по приезде в Нижневартовск пошла в первый класс второй школы.

Приглашённым специалистам давали жильё, и трёхкомнатную квартиру семье Закирова выделили в доме, где находились кассы Аэрофлота. На четвёртом этаже он с женой и детьми, на пятом его однокурсник Борис Кошелев, приглашённый Кузоваткиным для организации подземного ремонта скважин в том же управлении. Семьи Закировых и Кошелевых и в Отрадном дружили, и так же дружно одним самолётом прибыли на новое место жительства. Закировы никогда не жили одни, постоянно принимали тех, кого Равгат Минниханович приглашал в Нижневартовск на работу, зная, что вот именно этот специалист ему нужен сейчас. И этот не знакомый другим членам семьи человек останавливался на постой у своего начальника, пока тот подбирал ему жильё. «Муравейником» жили тогда многие семьи, и никого такой факт не удивлял, а напротив, говорил о том, что создаётся новая общность людей, которой при такой сплочённости все трудности нипочём, потому что у всех есть ощущение надёжного локтя.

На протяжении пяти лет Равгат Закиров работает начальником цеха капитального ремонта скважин на Самотлорском месторождении НГДУ «Нижневартовскнефть», в 1976-1983 годах получает новое назначение. Он заместитель начальника НГДУ «Мегионнефть», начальник НГДУ «Покачёвнефть». В 1983-1986 годах – начальник производственного отдела ПО «Нижневартовскнефтегаз», начальник НГДУ «Приобьнефть». Создавались новые предприятия, рос и развивался на глазах молодой северный город Нижневартовск. Равгат Закиров не подвёл Романа Кузоваткина, вписал свои достойные страницы в общую летопись становления и развития Западно-Сибирского нефтегазодобывающего комплекса.

В НГДУ «Покачёвнефть» в 1978 году эксплуатировалось 8 разведочных скважин, бурилось несколько кустов, буровые бригады считались лучшими в Мегионском управлении буровых работ. На их базе было создано УБР с 11 бригадами бурения и четырьмя бригадами освоения. Они обеспечивали ввод и разработку новых скважин Покачёвского, Южно-Покачёвского, Нонг-Еганского месторождений, самых перспективных из ближайших к Самотлору. Нефтяники работали в тяжёлых северных условиях и проходили свою проверку на прочность.

Жена Равгата Закирова Анузя Магаллимовна вспоминает, что училась с ним в одном классе. Никогда не думала, что выйдет замуж за первого парня в классе. Он был старостой, всегда такой деятельный, активный. Встретилась с ним через несколько лет, когда он отучился и однажды приехал к родителям. Те надумали ему подобрать жену. К мнению родителей тогда прислушивались, и парню было впору ахнуть, когда отец показал ему девушку, на которой хотел женить сына. Это была его бывшая одноклассница. Чутьё родителей не подвело: именно такая покладистая, скромная девушка нужна сыну при его энергичном характере. И Анузя Магаллимовна оправдала ожидания свёкра и свекрови. Всегда была для мужа надёжным тылом. Они воспитали двух дочерей. Старшая, Дина, как и отец, работает в нефтяной отрасли, живёт в Нижневартовске.

– У папы был сложный характер. Он весь принадлежал работе, – рассказывает Дина Равгатовна. – За мамой оставался дом. Она успевала и нами заниматься, и работать. Вначале была в детском саду поваром. Затем в Приобьнефти трудилась в соцотделе. Работа не отпускала отца даже по приезде с промысла. Это было нам понятно и по разговорам с мамой, и по телефонным звонкам. Каждые субботу, воскресенье у нас собиралось по два, три десятка человек. Вот так дружно, открыто жили северяне, и им вместе было уютно, комфортно, весело. Друзья отца приводили с собой своих детей, и нам отводили отдельную комнату. Семья наша была гостеприимной. Я маме говорила, что никогда бы, наверное, не смогла жить так, как они с папой. Отец мог в любое время, даже в два часа ночи, позвонить с работы и сказать: «Анузя! Я буду не один». И мама накрывала на стол, и отец продолжал уже за столом общаться с кем-нибудь по работе.

Дина Равгатовна помнит из своего детства, что на ногах отца и в праздники, и в будни всегда была рабочая обувь. Это или болотники, или меховые унты. Отец всегда в разъездах, и любое торжество вначале встречал у себя на производстве. Он был настолько увлечён жаждой жить, творить на Севере своё, новое, что никто в семье вслед за ним и мысли не допускал, что можно работать в другом регионе страны. Ведь именно здесь и сейчас творится новая история, и твои знания, умения так нужны всем! Детей Равгат Минниханович при своём статусе большого начальника воспитывал людьми скромными. И они, как и отец, считают, что человек должен всего достичь сам – своим умом, талантом, способностями. Север всегда выбирал лучших. Он их влюблял в себя, завораживал, и ему такие люди платили ответной любовью, не желая с ним расставаться.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.