Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

15.02.2022 14:04 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Милосердие как призвание: в преддверии юбилея Нижневартовска знакомимся с его первопроходцами

Автор: Вероника Саитова. Фото из личного архива Анны Черепановой.

Анна Павловна Черепанова принимает пациента, 1979 г.

– Белым-бело в Нижневартовске и зимой, и летом, – говорит Анна Павловна Черепанова, большую часть жизни проходившая в белом халате. Почти полвека она отдала медицине, а местом её подвига стал Нижневартовск, куда молодая женщина приехала с мужем и двумя маленькими детьми ещё в далёком 1969 году.

В то время слава о Самотлоре гремела по всей стране, начиналось его промышленное освоение, и только ленивый не слышал о Среднем Приобье. Молодая семья на тот момент уже два года проживала в небольшом совхозе вблизи города Новокузнецка на Алтае. «Перспектив на будущее не было: скукотища страшная, для нас молодых померкла жизнь из-за серости и однообразия тамошнего бытия», – вспоминает Анна Павловна, которая трудилась на тот момент процедурной медсестрой, а её супруг – электриком на ферме. И глава семейства, выпускник нефтяного техникума, который всегда грезил о большой нефти, решился на переезд. Произошло это не сразу, а после того, как он встретил своего однокашника, который обосновался в Нижневартовске. Жену ему не пришлось даже уговаривать. Диалог был короткий:

– Анюта, едем?

– Да.

Так семья Черепановых всю романтику первопроходцев Крайнего Севера испытала на себе. Их, закалённых послевоенным детством, не пугали временные трудности взрослой жизни. С твёрдой уверенностью в том, что не останутся на улице, прибыли они в рабочий посёлок Нижневартовский.

Самое страшное – это быть чёрствыми и жестокими людьми

Родителям Анны Павловны пришлось очень тяжко: в кровавые 1930-е годы сталинского режима Строиловых раскулачили, отослав из обжитого волгоградского края в холодные казахстанские степи. Оттого, наверное, многодетная семья привыкла обходиться малым и трудиться не покладая рук. В новых краях Строиловы опять занялись обустройством быта: подняли дом, разбили огород, завели хозяйство, скотину держали, а излишки продавали. Конечно, война, суровые крестьянские будни – из пятнадцати детей остались в живых лишь восемь. Среди них предпоследняя, Анечка, 1942 года рождения. Думала ли она о медицине? Наверное, нет. Но выросшая в многодетной семье, она с малых лет понимала, что её предназначение в служении людям. «В медицину должны идти люди с щедрой душой, милосердные, – уверена и сейчас женщина, – а ещё со большим сердцем, чтобы любить своё дело и спасать чужие жизни, уметь подбадривать и взглядом, и добрым словом». Анюта с малых лет поняла, что такое терпимость и сострадание. Эти качества воспитали в своих детях её родители, которые всегда говорили, что самое страшное – это быть чёрствыми и жестокими людьми.

Выбор на всю жизнь

Душевная, скромная и небезразличная к чужой боли девушка после школы поступила в медицинское училище. По её признанию, выбор-то у неё был небогатый – медицинское или горное училище. Но у неё уже был достойный пример – это её старшая сестра, которая к этому времени, окончила медицинский институт в Алма-Ате и впоследствии стала терапевтом. Анюта не задумывалась о престижности профессии, ей было важно заниматься любимым делом, оттого и учёба давалась легко, она успевала учиться, да и на танцы в клуб бегать. Молодость брала своё. На одном из таких вечеров познакомилась с будущим мужем, который находился в армейском отпуске. В ритме вальса протанцевали они весь вечер, а спустя пару лет образовалась семья Черепановых.

Город, ставший судьбой

«Аэропорт был за речкой. По прилёту посадили нас в лодку, – вспоминает женщина. – Схватила я девчонок своих в охапку и думаю, как бы не перевернуться нам. Плавать я никогда не умела. К счастью, всё обошлось».

Небольшой посёлок на берегу Оби встретил Черепановых приветливо: для них сразу же нашлось жильё. Это был вагончик, в котором они прожили пару месяцев. А уже к зиме семья переселились в собственный дом. «Вернее, это была комната в деревянном одноэтажном здании, но своя! Дом был рассчитан на четыре семьи и располагался напротив СУ-909, – уточняет Анна Павловна. – С соседями мы жили дружно, помогали друг другу».

На новом месте удивляться было чему: продукты в магазине имелись, ассортимент предлагался широкий: и молоко, и мясо – бери, что хочешь. Да и впоследствии её семья ни разу не пожалела о переезде. Здесь у них началась новая счастливая глава жизни, в которой нашлось место ещё одной доченьке. Она ровесница города и продолжатель славной династии медиков, которую уже подхватила внучка Анны Павловны, она тоже пошла по стопам бабушки и мамы.

Рабочие будни медсестры Анны не были спокойными: с утра детей в садик, потом в поликлинику бежала. Муж трудился энергетиком: ни свет ни заря уходил из дому, возвращался, когда уже все спали. «Времена были хорошие, люди отзывчивые, – рассказывает ветеран труда. – На попутках детей отвозила в садик. Выйдешь на дорогу, махнёшь рукой, и любая машина останавливалась и охотно подвозила».

Напротив «Кедра» располагалась поликлиника, в которую устроилась молодой специалист. Несколько месяцев она поработала в регистратуре. По её воспоминаниям, деревянное двухэтажное здание вмещало много пациентов. Приезжие обследовались на наличие туберкулёза, выясняли, подходит ли им северный климат, проходили проф-осмотры. Некоторых «счастливчиков» разворачивали и обратно отправляли назад из-за противопоказаний.

Пусть на первых порах ощущалась нехватка медицинских инструментов, оборудования, но клятву Гиппократа медики Нижневартовска выполняли всегда добросовестно и качественно. С теплом и благодарностью вспоминает ветеран труда свою коллегу врача-отоларинголога Лидию Евменовну Лазуткину, с кем долгое время ей довелось трудиться. Кстати, она ушла на заслуженный отдых в 2014 году, в 72 года: «Она меня многому научила. Это был прекрасный специалист и человек, врач от бога. Я вместе с ней принимала пациентов. Не только помощником была, но и правой рукой врача».

Со временем круг обязанностей у Анны Павловны стал шире: провести профилактические осмотры пациентов, физиопроцедуры, с помощью специальных приборов провести визуальный осмотр, удалить серную пробку из уха и т.д.

Частыми заболеваниями у людей были ангины, отиты, насморки, гаймориты, разного рода жалобы на ухо, горло, нос, ведь тот климат не чета нынешнему! Зимой суровые холода бушевали, весной и осенью – ветра, а летом – зной и нашествие мошкары было! Почти 45 лет проработала в нижневартовской поликлинике Анна Черепанова, уйдя на заслуженный отдых лишь в 70 лет. Сегодня в медицине требуется не меньше героизма и самоотдачи. Восстановить силы женщине всегда помогали дети, внуки, а теперь уже и правнуки.

С того времени, когда началось строительство прекраснейшего города, выросшего на глазах у нашей героини, прошло уже более 50 лет. От молодости и задора сестрички милосердия осталось огромное чувство любви и благодарности за чудесные годы, прожитые здесь, в этом дивном суровом крае. И если покидает она город, лишь повидаться с родственниками, да и то ненадолго, чтобы быстрее вернуться в лучший город на земле, к которому она прикипела душой, а в песне поётся: «Душа и Родина – едины!»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.