Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

11.02.2022 18:25 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В канун юбилея Нижневартовска продолжаем знакомить вартовчан с первопроходцами Самотлора

Автор: Гуля Бессонова. Фото из семейного архива Александра Вдовина.

Зимний ледовый каток – одно из самых счастливых воспоминаний детства, прошедшего в Нижневартовске 70-х. Там, играя в хоккей, мальчишки отмораживали себе уши и носы, а девочки, напялив среди зимы юбки солнце-клёш, играли в Ирину Роднину. У меня тоже были коньки и такая юбка, а потому мне было особенно приятно познакомиться с Александром Борисовичем Вдовиным – человеком, который залил первые катки в Нижневартовске – во дворах ещё первых деревянных двухэтажных домов.

Свидания за теннисным столом

Спорт всегда был обязательным элементом его жизни. Ещё будучи студентом Тюменского индустриального института, Вдовин добился, чтоб в корпусе на улице Володарского поставили два теннисных стола – прямо под портретами членов ЦК КПСС. С тех пор там разворачивались нешуточные баталии. У этого теннисного стола наш герой и с будущей женой познакомился. Девчонке, которая попросила у него ракетку, посоветовал снять туфли на каблуках. «Ещё чего!» – гордо вздёрнула она подбородок и ушла, унося с собой его сердце. Позже выяснилось, что гордячка из грузинского города Рустави. А ещё – что она вовсе и не гордячка: став его супругой, без раздумий поехала за Александром на Север.

– Для меня северная жизнь началась гораздо раньше, на практике, – вспоминает Александр Борисович. – Только поступил в институт, как студентам бросили клич – помочь на Севере что-то построить. Мы с другом Мишкой Бессоновым в последний момент попали в стройотряд, в составе которого приехали в посёлок Нижневартовский в 1964 году и участвовали в строительстве школы №1 в Старом Вартовске.

Было нашему герою тогда 19 лет. Но к тому времени он уже окончил техникум и успел поработать техником-доменщиком на знаменитых демидовских печах в городе Чусовом. По сравнению со вчерашними школьниками он был дипломированным специалистом с опытом работы. Вот почему через пару лет на практике Александр был уже бригадиром.

В 1969 году первые выпускники Тюменского индустриального института получили дипломы, среди них и Александр Вдовин. Ему, отличнику и активисту, предоставили право выбирать любое направление в распределении молодых специалистов. Он выбрал Находку.

– И тут ко мне подходит друг и однокурсник Лёша Доценко и говорит: «Слушай, Саня, ты же выбрал Находку просто так, ради интереса, а у меня там брат родной!» В общем, поменялись мы местами, и он поехал к брату, а я – на Север, где никого у меня не было, – рассказывает Александр Борисович.

В Сургуте, куда явился по распределению Вдовин, не оказалось на месте начальника. И ему подсказали: «Да чего ты будешь ждать? Вон Самотлор открыли, там люди нужны!» И он поехал на Самотлор.

На работу в НГДУ «Мегионнефть» дипломированного горного инженера-электрика принимал сам Роман Иванович Кузоваткин.

– Александр Борисович, нам специалисты нужны! – с энтузиазмом воскликнул Роман Иванович, заглянув в документы соискателя. И тут же узнав, что в приёмной молодого человека ждёт жена, быстро решил:

– Вдовин, жилья нет! Поезжай в Мегион.

Дом за бильярдным столом

Поселили семью Вдовиных в конторе промысла. На втором этаже были расположены офисы главного геолога, начальника промысла и главного инженера, а на первом была одна комната для приезжих, красный уголок для торжественных мероприятий и бильярдная. Комната для приезжих была, конечно, занята, и Вдовина с семьёй поселили в бильярдной. Большой бильярдный стол делил комнату на две: с одной его стороны была спальня, где супруги Вдовины и их маленький сынишка располагались на ночлег, а с другой стороны стола – кухня. А за деревянной перегородкой в красном уголке каждый вечер репетировал духовой оркестр.

В бильярдную то и дело открывалась дверь. Заглядывали нефтяники и любопытствовали: «А что вы тут делаете?» Или: «Стаканчиком не богаты?»

Так Вдовины прожили с конца лета до начала зимы – несколько месяцев. Потом семье выделили однокомнатную квартиру в «деревяшке». Сразу в Нижневартовск приехала грузинская теща – посмотреть, на какой такой север увёз зять её красавицу-дочь.

Вдовин вспоминает: между квартирами в том доме перегородки были хлипкими, в них были такие щели, что можно было соседям сигареты передавать.

В 1970 году семье дали две комнаты в трёхкомнатной квартире с подселением в доме №19-а на улице Чапаева. Когда Вдовины туда заселялись, им сказали: «Да это временное жильё. Этот дом через два года снесут!» Снесли его прошлым летом, в 2021-ом! Он простоял больше пятидесяти лет, и всё это время служил кому-то жилищем.

Вскоре Александр Борисович перешёл работать на нижневартовский участок, он стал дежурным инженером смены и трудился в дизельной, которая располагалась на перекрёстке улиц 60 лет Октября и Нефтяников.

– Мы обслуживали и месторождения, и город. Потом меня перевели мастером в лабораторию КИП. Там я вырос до старшего инженера цеха.

Однажды руководитель заказчиков, понаблюдав за работой Вдовина, предложил перейти в создаваемое на тот момент управление «Союзнефтеавтоматика» главным инженером.

Через два года начальник объединения нефтяников Тихонов предложил из участка «Союзнефтеавтоматики» в Стрежевом создать управление. И Александр Вдовин создал боеспособный коллектив, заодно решив все социальные проблемы своих сотрудников. Когда уходил из управления, все они получили жильё и места в детских садах для своих детей. Этим результатом своей работы он до сих пор гордится.

– Ведь если не будет комфортных условий для работников, то какие задачи можно с ними решать? – объясняет он и с удовольствием рассказывает, как залил первые ледовые катки.

Путёвка в Югославию

Спортом Александр Вдовин занимался с детства: и лёгкой атлетикой, и футболом, и боксом, и настольным теннисом. Когда приехал на Север, был уже кандидатом в мастера спорта по настольному теннису. Именно за его умение организовать спортивную жизнь в любом коллективе его выбрали в комитет комсомола НГДУ «Мегионнефть». И там он не собирался тихонько отсиживаться. Зимой пришёл в комитет с инициативой залить пару катков, чтоб пацаны просто так по дворам не бегали без дела.

– А как же мы это сделаем? – удивились комсомольские вожаки.

– Пожарных попросим! – Вдовин уже всё продумал.

– Да они сами тебя попросят! – усомнились комсомольские вожаки.

Но Вдовин, который ещё студентом подрабатывал пожарным, просто поговорил с бывшими коллегами по душам. И они помогли! Вскоре к радости детворы два катка сияли во дворах. А Вдовина за инициативу наградили путёвкой в Югославию.

Александра Борисовича привёл в Нижневартовск долг – нужно было после института отработать три года по распределению. Но через три года им был уже создан крепкий коллектив управления «Союзнефтеавтоматика». Уехать от того, что создал сам, было совершенно немыслимо – тресту «Союзнефтеавтоматика» он отдал более двадцати лет работы.

Александр Вдовин создал и семейный, тоже большой и крепкий коллектив. С супругой они прожили более 50 счастливых лет, отметили золотую свадьбу. У него шестеро детей и двенадцать внуков и правнуков. Всех он приучает к спорту, и сам каждый день начинает с зарядки.

– В Нижневартовске теперь каждую зиму много катков. Вас это радует? – спрашиваю его.

– Да, это очень хорошо, но переживаю вот о чём. В составе олимпийской сборной никто из нижневартовцев в Пекин не поехал. Нам нужны прославленные лыжники и биатлонисты, ведь у нас столько снега!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.