Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

06.08.2021 20:10 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Город рос на глазах

Автор: Ирина Черепанова. Фото автора.

По воспоминаниям Почётного строителя России Владимира Коротченко можно составить летопись строительства Нижневартовска. На его глазах проходило не только становление, но и дальнейшее развитие города. На протяжении десятков лет Владимир Коротченко принимал активное участие в строительстве промышленных и гражданских объектов Нижневартовска: с 1969 по 1984 гг. был главным инженером в СМУ-5, начальником в СМУ-9, управляющим трестом «Нижневартовскнефтестрой», заместителем начальника в производственном отделе службы капитального строительства города. Словом, любой уголок Нижневартовска хорошо ему знаком, и у каждого своя история.

Д о Нижневартовска у Владимира Коротченко был Нефте-

юганск, куда он приехал по приглашению в 1967 году, уже основательно поработав после окончания Полтавского строительного института. В Нефтеюганске занимался гражданским строительством, обустройством нефтяных промыслов.

– Более-менее обустроился, есть квартира в деревянном доме, жена работает, дочь ходит в школу. Уже всё такое родное в Нефтеюганске, но в октябре 1969 года трест «Тюменьнефтепромстрой» переводит меня в Нижневартовск, – вспоминает Владимир Коротченко.

Конец 60-х годов, в посёлке повсюду, как грибы после дождя, растут деревянные жилые дома. В них же располагаются конторы, столовые. Дома строят все: дорожники СУ-909, промысловое управление НПУ «Мегионнефть». Владимир Иванович говорит, что первый крупный капитальный жилой дом был возведён спустя время трестом «Мегионгазстрой» во втором микрорайоне. Поскольку открыто крупнейшее Самотлорское месторождение нефти, и голыми руками его не возьмёшь, то в 1971 году Совет Министров СССР подключил к расширению строительства жилья, улучшению социальных условий населения Нижневартовска Минпромстрой СССР. Для создания строительной базы высадился первый отряд Минпромстроя. Через год появляется трест «Нижневартовскжилстрой», управляющий – Ян Малинский. Тогда строительство разворачивается в полную силу, привлекаются ресурсы многих городов. Появились иркутские, пермские и другие дома, параллельно создаётся домостроительный комбинат.

О бъекты соцкультбыта возводились параллельно с жильём. Самый крупный дом культуры в Нижневартовске – «Юбилейный». Немногие помнят, но по сути это были бывшие промышленные ремонтно-механические мастерские, переделанные в клуб. Что примечательно, Владимир Коротченко участвовал в строительстве такого же в Нефтеюганске. Всё-таки люди на Севере жили не работой единой. Когда город начал расти, не хватало магазинов, а однажды в кабинет Коротченко зашёл начальник ОРСа нефтяников: «У меня беда – свод в печи хлебопекарни обвалился. Выручай». Население постоянно прибывало, и хлеба не хватало, особенно летом, когда принимали студенческие строительные отряды, словом, начали строить хлебозавод.

– Город возводился в основном на централизованные государственные средства, отпущенные на развитие нефтяной отрасли. Мы работали не за страх, а на совесть, – рассказывает Владимир Иванович. – Было ли у меня ощущение того, что сейчас на наших глазах творится большая история? Предполагал ли, каким будет город? Вряд ли. В 1970 году сидел в клубе «50 лет ВЛКСМ» и слушал, как московские проектировщики докладывали о генеральном плане и перспективах развития города: «Через 15 лет в Нижневартовске будет 35 тысяч населения». Когда это произносили – мне казалось, что это несбыточно, потому что тогда в Нижневартовске было где-то 12-15 тысяч населения. Он бурно развивался, но мы и в самых смелых предположениях не могли ожидать, что это произойдёт так быстро. Теперь понимаю, почему мы победили в войне. Потому что такая мобилизация средств возможна при централизованном государственном строительстве.

– Г лавная проблема молодого растущего города – в своевременном обеспечении строительными материалами, – продолжает Владимир Коротченко. – Река – единственный вид доставки материалов в отсутствие железной дороги. В навигацию везли максимальные объёмы всего. И щебень, и железобетон, и продукты. Из разных министерств и по разным направлениям. Речники работали, не покладая рук. В конце навигации в городе творился особый ажиотаж. Горком партии проводил селекторные совещания с руководителями организаций. Все дневали и ночевали на работе, чтобы обеспечить своевременную разгрузку барж с теми же продуктами. Для овощей строили деревянные полузаглубленные в землю овощехранилища.

Нижневартовску не хватало жилья, в районе парка начал расти стихийный самострой, появлялись балки, люди ехали на Север, зная, что здесь высокая зарплата. Первый секретарь горкома партии Василий Бахилов собирал руководителей тех организаций, в которых работали жители балков, и насильно заставлял разбирать самострой, наводить порядок. Вот таким был наш город в начале своего пути.

В ладимир Коротченко хорошо помнит историю появления многих объектов, которыми мы пользуемся и поныне, не догадываясь, что за них в своё время пришлось хорошо побороться, как, например, за разрешение на строительство стадиона. Планировали построить его в две очереди на 30 тысяч человек. Да, конечно, строительство в городе финансировалось из бюджета, заложенного в нефтяную отрасль, и деньги шли на основные объекты. Но однажды на встрече с заместителем министра нефтяной промышленности председатель горисполкома и секретарь горкома всё-таки сказали, что мы хотим построить стадион. В ответ услышали: «Зачем?». В общем, в итоге разрешение на финансирование этого стадиона Владимир Коротченко несколько дней выбивал в Госплане и в Стройбанке СССР. Только и слышал, что лето у нас короткое, в основном зима, какой нам стадион? И потом, что это за спорт, когда одни гоняют мяч, и их мало, а остальные сидят на трибунах и наблюдают. Всё разрешилось лишь с помощью секретаря ЦК КПСС, закреплённого за нами. Он позвонил куда-то, и мы получили недостающую подпись.

Ещё одна история была связана с базой отдыха «Лесная сказка», которую трест «Нижневартовскнефтестрой» построил в своё время за счёт прибыли. Старались для своих работников, чтобы у них была возможность выехать на природу, отдохнуть всей душой, но кто-то из доброжелателей написал, что это начальство для себя старалось, хотя каждые субботу, воскресенье трест организовывал автобусы, агитировал людей на отдых за городом, профсоюз продавал билеты по полтора рубля. В итоге подключился к письму отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Проверяющая из Красноярска написала, что на базе применены такие дорогостоящие материалы, как кожа, дуб. Хотя вместо кожи был дерматин, а древесину просто обожгли под дуб.

– Около года тянулось разбирательство, – вспоминает Владимир Коротченко. – Помню, как к нашему ОБХСС подключился областной ОБХСС. Мне задавали перекрёстные вопросы. Хорошо, наш руководитель подсказал пригласить специалиста из областного Совета художников, чтобы они дали свою оценку нашей работе, и художница написала, что используемые нами материалы – это имитация под дорогие дуб и кожу. В результате услышал слова извинения и благодарности за то, что мы занимаемся социальными вопросами, что думаем о своих работниках, но первая седина всё же появилась у меня, наверное, именно тогда.

В ладимир Иванович в 1984 году перешёл из треста в службу капитального строительства города на должность замначальника производственного отдела. Главная задача – работа с проектными институтами. Была тогда своя история, связанная с шестнадцатиэтажками. Генеральный план города, вся инженерная структура сформированы. Тепловые, водопроводные, канализационные сети привязаны к определённым объёмам жилых домов, кварталов. При строительстве московских домов решались две задачи: встроить объёмы жилых домов в существующие инженерные сети, в планировочные решения, чтобы не нанести урон уже созданной инженерной инфраструктуре. Архитекторы Главстроя – основного законодателя в строительстве, требовали, чтобы силуэт города смотрелся красиво с точки зрения архитектуры и сбоку, и сверху. В итоге нашли правильное решение и разместили шестнадцати-

этажные дома, без которых Нижневартовск уже не мыслится. Они придают городу определённую вертикаль, словно отрывая от земли и возвышая над болотами. Мне кажется, что долгая трудовая жизнь Владимира Коротченко так же была посвящена тому, чтобы мы на Севере ни в чём не чувствовали себя ущемлёнными, чтобы жили красиво, чтобы труд в тяжёлых климатических условиях был вознаграждён достойными условиями жизни. Вот поэтому в День строителя, который отмечаем в это воскресенье, мы с особенной благодарностью поздравляем с профессиональным праздником Владимира Ивановича Коротченко!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.