Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

27.08.2021 18:31 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вектор жизни Николая Исаева задала партия

Автор: Вероника Саитова. Фото автора.

– Лебедя стрелять нельзя, лосиху – «божью коровушку» – великий грех… летом линяет утка, пух забрать можно, её трогать нельзя. Медведь – он наглый, за 200 метров от стада к корове может спокойно подойти и ей вымя выдирать, та начинает орать, ей же больно, сбегаются остальные коровы на её крик. Медведь злится, вторую, третью корову может поймать и хребет им сломать. Ласку и бурундука не тронь, ласка мышку уничтожит, крысу выгонит. Посмотрел сегодня животный мир музея, как будто в тайге побывал, – признаётся Николай Исаев. Он из местных манси – коренных народов Севера, выросших на этой земле, и впитал все их знания и обычаи.

Мы встретились с ним в краеведческом музее имени Т.Д. Шуваева, в текущем году этому учреждению культуры исполняется 48 лет. Мало кто знает, что в его создании принимал активное участие наш рассказчик. Немного помолчав, продолжает он своё повествование: «Ещё когда багульник цвести начинает, убегайте из леса, токсины опасные выделяются в пору его цветения, гриб-красавец мухомор не для человека, им лось лечится. Мы народ таёжный, знаем и чтим законы тайги, если пришёл в чужую юрту уставший, замёрзший, отогревшись и отдохнув, после себя обязан оставить дрова, продукты, надо пополнить чужой запас! Если нарушил, то тебе в лесу не место. Таёжное радио работает хорошо. Законы здесь суровые!

Человек, близко знакомый с природой родного края, Николай Исаев сразу откликнулся на идею создания краеведческого музея. Он в числе первых поддержал инициативу Тимофея Шуваева и всячески помогал ему. Неохотно он об этом вспоминает. Скромность – отличительная черта его характера. Это подмечает каждый, кто знаком с Николаем Исаевым.

Все мы знаем, что начинать с нуля всегда сложно. Вскользь рассказывает Николай Исаев о том, как обласа долбил, чумы собирал, птенчиков вырезал для экспонатов и о совместных командировках с Шуваевым, с какими трудностями им приходилось сталкиваться, и с благодарностью вспоминает имена тех, кто оказал реальную помощь в создании музея: Василий Бахилов, Роман Кузоваткин, Григорий Пикман, Ян Малинский, Юрий Шереметьев.

На территории ХМАО – Югры обитают самые разные млекопитающие, птицы, рыбы. В округе 56 видов животных, в числе которых бурый медведь, волк, лисица, росомаха, ласка, соболь, куница, горностай, белка, лось и т.д. Редкие виды рыб в акватории реки Оби – обыкновенный таймень, сибирский осётр, стерлядь, птицы в лесных и воздушных просторах – чёрный аист, малый лебедь, орлан-белохвост, обыкновенный скворец и т.д. – все они требуют постоянного внимания и контроля.

«Шуваев убедил руководство в необходимости краеведческого музея. Природу надо суметь сохранить, рассказать, как это сделать. Люди же безобразно относятся к своему наследию»,– обеспокоен будущим родного края наш герой.

Голодное босоногое детство

1942 год. Уже год, как идёт война. Вся страна живёт под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!» Затерянная в сибирских лесах деревня Варпавла, что в Кондинском районе, которой уже нет и в помине, тоже пытается выжить в это суровое время. В одном из 20 домов живёт многодетная семья Исаевых, у них помимо трёхлетнего Николая ещё пятеро детей. Он средненький. Отца в тот год призывают на фронт, все заботы по хозяйству и воспитанию детей ложатся на плечи матери.

– Сено косила, за скотиной смотрела, дрова заготавливала, периодически зимой мама руки, ноги отмораживала, – вспоминает Исаев то голодное босоногое детство. – Во время войны даже зверей в тайге не стало. Мы и лебеду ели, и крапиву, а в школу я босиком пошёл… Помню солнце, роса на траве, а я отбежал от избушки, и такая красивая полоса за моей спиной осталась… Позже чьими-то стараниями появились опорки кожаные, я приделал к ним брезентовые голенища. Так и ходил в них.

Вспоминает, что работать они начали раньше, чем учиться. В 6 лет маленький Коля уже возил копны в колхозе, зарабатывая 0,75 трудодня. Но от этого чувство голода у мальчугана не пропадало, продовольствия в стране не хватало, даже в тот победный 1945-й. После войны отменили карточную систему, Николай уже учился во втором классе, они вместе с одноклассником, с которым за одной партой сидели, по полбулки хлеба разом съели, тот умер, а он остался в живых, до сих пор удивляется, что судьба его сберегла. У народов манси главными занятиями всегда были охота, рыболовство. Так и Николай охотиться и сети ставить начал в начальных классах. После войны не было пороха, он искал пули, чтоб зарядить ружьё: «Где раньше стреляли, дробь выковыриваешь и ею стреляешь…»

Бережно хранит он воспоминания, как учиться в Тюменский лесотехнический техникум ходил за 400 километров на лыжах. В послевоенное время с транспортом туго было. В рюкзаке лежали сало, кружка, маленький топорик, тоненький кусочек хлеба и заварка. Вместе с ребятами по 70 км в день пробегали, останавливались в деревнях. Люди удивлялись, даже лошади столько не проходят, а они проходили: «Хотели дать мастера спорта по лыжам, да где-то звание затерялось. Правда, в одном из изданий упомянули, что представитель манси подготовил команду лыжников».

Позже Николай Исаев получил высшее образование по специальности «агроном», окончил высшую партийную школу в городе Свердловске (ныне – г. Екатеринбург) и, как себя помнит, общественной работой занимался всегда.

Дорога в Нижневартовск

В 1962 году Исаев был избран секретарём комитета ВЛКСМ Кондинского лесопромышленного комбината. Спустя шесть лет произошла судьбоносная встреча с секретарём Нижневартовского горкома Страховым в тюменском аэропорту. Она изменила дальнейший ход жизни Николая.

– Где болтаешься? В Урае у Наиля Салихова?

– Да.

– Переговорю с ним. Давай ко мне в Нижневартовск приезжай.

Так в марте молодой специалист Исаев по вызову прилетел в рабочий посёлок, который застраивался «деревяшками». В те времена была дана команда предприятиям строить временные посёлки, но всё равно жилья не хватало, вспоминает наш герой. Четыре года отработал он инструктором в горкоме партии, отвечал за национальные посёлки района. Потом был секретарём парткома в УТТ-5, Самотлорнефтеавтоматике, УБР-4. Остались за спиной 23 года работы. И никогда не изменял он своему принципу: «Делай, как я», что означало честно и справедливо относиться ко всем рабочим. Лично с ними выполнял планы горкома партии по заготовке сена, поэтому и благодарности получал.

– Что сделал с ними? – спрашивал его один из руководителей автоколонны.

– За людей их считал и не кричал, как ты, – хладнокровно отвечал ему Исаев.

Прошло больше сорока с лишним лет, а к нему до сих пор на улицах Нижневартовска подходят уже не знакомые ему люди и признают в нём секретаря парткома.

Патриот

Выйдя на пенсию, Исаев нашёл себя в новой для него нише – образовательной, четыре года он вёл занятия по национальным видам спорта ханты и манси для школьников. Обучал их управлять лёгкими и юркими обласами, держаться на воде, ставить сети, стрелять из лука, словом, всем премудростям выживания в тайге. Занималось у него порядка 200 ребятишек. Много хорошего было сказано в его адрес, дети менялись в лучшую сторону, приучались к труду.

– Вы что сделали с моим сыном, он дома метёлки в руки не возьмёт, а тут вон подметает? – как-то интересовалась мать одного из подопечных.

– Это они сами. У них расписание.

– А денег не берёте?

– Вы что оскорбляете меня на старости лет?

Снаряжение для тренировок, участие в соревнованиях требовали затрат. Приходилось искать спонсорскую помощь, свою пенсию вкладывать. Когда его подопечные в первый раз ездили на соревнования, они с огромным интересом разглядывали чумы и находящиеся в них экспонаты, много нового почерпнули из той поездки. Довольные и счастливые возвратились домой.

Не всё шло гладко. В первый год у Исаева украли вёсла, даже закрыть секцию хотели, но находились помощники, спонсоры. В конце концов, появился тот самый «благожелатель», и его деятельность прикрыли. «Поставили в вину, что не обучен. Я рыбак и охотник, не написано, что с правом образования, меня жизнь научила. Я с шестилетнего возраста в лесу, в тайге выживает сильнейший», – говорит Исаев. Видимо, истинные причины находились в другой плоскости. Сегодня много говорится о патриотизме, о воспитании подрастающего поколения. Будучи самым настоящим патриотом родной Югры, Исаев сделал многое, чтобы передать свои знания ученикам, для которых он стал как «отец родной». Гордятся своим папой и дедушкой и его родные дети и внуки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.