Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

05.07.2021 19:46 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Нижневартовск, словно первая любовь…

Автор: Дарья Ткаченко.

«Первая любовь – это не первая и не последняя. Это та любовь, в которую мы больше всего вложили самих себя, душу…», – когда-то сказал писатель и драматург Александр Вампилов. Справедлива эта цитата, если говорить и о нижневартовском периоде заслуженного строителя Югры Евгения Дмитриевича Поткина. Он стоял у истоков зарождения нашего города, и в его становление вложил всего себя, весь свой талант, молодой задор и пыл. Воспоминания о тех временах до сих пор заставляют биться его сердце чаще. В этом романе с городом было всё: радости и трудности, первые открытия и первые печали, бури чувств, трудные расставания и долгожданные встречи…

Мы поедем, мы помчимся

В се правильные решения иногда принимаются самым неожиданным образом. Супруги Поткины, вчерашние перспективные выпускники Ленинградского инженерно-строительного института, приезжают работать в город Пушкин, бывшее Царское село. Но однажды, прогуливаясь по Гостиному двору Ленинграда, натыкаются на объявление: «В Тюменскую область требуются строители на обустройство недавно открытых нефтяных месторождений». Недолго думая, молодые супруги решились испытать себя северным приключением. «Сам я родом из Нижнего Новгорода, жена ленинградка, жили небогато, поэтому на Север мы отправились на несколько лет, чтобы заработать денег на машину или на квартиру. Заключили договор с представителем организации, что осуществляла набор специалистов. Нам тут же выдали подъёмные – 400 рублей на двоих, для сравнения: в то время зарплата мастера на стройке начиналась с 90 рублей. Мы купили тёплые вещи, билеты на поезд, собрали чемоданы и отправились в новую жизнь», – вспоминает Евгений Дмитриевич. 11 февраля 1965 года семья отмечала четырёхлетие дочери в поезде по дороге в Тюмень. Новоиспечённых северян обещали встретить на вокзале, но всё оказалось не так просто: трое суток ночевали они с ребёнком на руках на вокзале, ещё двое суток в аэропорту в ожидании лётной погоды, два часа на самолёте и вот он, долгожданный Нижневартовск. Солнце, белые слепящие снега, мороз под -40 – то, что «нужно» для первого свидания. Ну и транспорт для встречи выбрал не менее суровый, чем он сам, – тягач АТ-Л: жена и ребёнок проехали до «барака», где семье предоставили комнату, с почестями – в кабине с водителем (встречающим, кстати, оказался начальник СУ-14 Вечканов Михаил Фёдорович), а Евгений поехал в кузове… Так началась северная жизнь нашего героя.

Делай хорошо своё дело и будь, что будет

Т акого правила придерживался в жизни наш герой. Трудовой путь его был ярким и наполненным событиями. Сначала, 18 февраля, Евгения Дмитриевича назначили прорабом, а уже в ноябре 1965 перевели на должность начальника участка. Тогда строительное управление, с которого и началась застройка Нижневартовска, занималось возведением восьмиквартирных деревянных домов. Кстати, здание, в котором располагалось СУ-14 и с которого, можно сказать, начиналась стройка Нижневартовска, живо до сих пор, находится оно по адресу: Пионерская, 33. «Тогда для работы из строительной документации нам выдавалась только картинка с расстановкой домов в микрорайоне. Дома строили, опираясь на свои знания, свой опыт, было сложно, но интересно. Не хватало строительных материалов. Например, во время строительства первых деревянных домов было недостаточно пакли для прокладывания между брусьями. Мы брали артиллерийский тягач – тяжёлый, ехали на болото и добывали там мох, чтобы продолжать строительство необходимого людям жилья», – вспоминает герой.

В 1967 году его назначают главным инженером СУ-13 (переименовано из СУ-14). На следующий год в семье происходит долгожданное событие – рождение сына: «Приехал к нам в город молодой хирург Михаил Якшин, который делал первую в его жизни операцию кесарево сечение моей супруге. Больница тогда была деревянная, отопление в ней печное, да ещё и электричество прямо во время операции пропало. Пришлось мне на моей рабочей машине ГАЗ-47 светить фарами в окна отделения, чтобы врач мог продолжать все манипуляции…», – такие невероятные истории есть в копилке Евгения Дмитриевича. Долгожданный ребёнок на севере первый свой год только и делал, что болел, поэтому врачи рекомендовали семье сменить климат.

Поткины вернулись в Ленинград в 1969 году, но уже через год возвращаются назад: сын за это время окреп, а здесь работа, которая нравится, здесь друзья, здесь всё стало таким родным… «Кто хлебнул севера, без него уже прожить не может. А трудности хоть и были, но воспринимали мы их как должное: холодно – оденься потеплее, в общем, старались справляться с ними», – шутит собеседник.

В марте 1970 года семья вновь прибыла в Нижневартовск, в это время в городе начинает набирать обороты капитальная застройка. Тогда страна ставит задачу Самотлору – увеличить добычу чёрного золота, на что власти города и нефтяники заявили: было бы жильё, было бы и развитие. Так в Нижневартовске началась новая строительная эпоха. Евгений Дмитриевич устроился в трест «Тюменьоблстрой», который занимался организацией капитального строительства в Нижневартовске. Уже через два месяца в городе было создано СУ-29, где продолжил трудиться Евгений Дмитриевич в должности главного инженера. «Материалы, детали для строительства доставляли тогда по реке... Не успел я вернуться в город, как пришлось заниматься организацией причала барж со строительными конструкциями: нужно было найти подходящее удобное место на берегу. Место было найдено, но оно оказалось завалено бесхозными металлоконструкциями и прочими деталями. Очень помог мне в очистке территории председатель горисполкома Устьянцев, помогали расчищать место и нефтяники: предоставили транспорт и грузоподъёмную технику. Ведь все знали, зачем я в Нижневартовске землю топчу, все ждали капитальной застройки. Благодаря такой поддержке у меня крылья вырастали, чтобы работать. Уже вскоре мы смогли принять баржи с материалами для начала строительства», – делится герой. Работы у него было много: уходил Евгений Поткин на работу, когда дети ещё спали, приходил, когда уже спали… Уже в должности начальника СУ-29 на него возлагалась ответственная задача по организации в городе строительства социальных объектов: школ, детских садов, общежитий. А дома строили привлечённые из других городов строители Перми, Иркутска, Омска. В это же время был создан трест «Нижневартвоскжилстрой». В его состав вошли вновь созданные СУ-26, СУ-27, СУ-28. В него же вошло и СУ-29. Первым управляющим был назначен Щербаков Виктор Михайлович. Но ненадолго. Не прижился. Через пару месяцев его сменил Малинский Ян Михайлович. Город бурно рос, и создание треста отвечало поставленным задачам по ускоренному обеспечению нефтяников жильём и другими объектами городской инфраструктуры. В сентябре 1975 года Евгений Дмитриевич перешёл из СУ-29 в «Нижневартовск-

жилстрой», где снова занял должность главного инженера. Объёмы строительства треста росли, поэтому вскоре его преобразовали в объединение «Нижневартовскстрой», соединяющее в себе три трест-площадки, автобазу, управление механизации, завод строительных материалов, управление комплектации, ЖКХ. Поткина назначают управляющим трест-площадкой №1. Он отвечал за первую очередь строительства важнейшего для отрасли объекта – домостроительного комбината (позже во главе с Е.И. Куропаткиным ДСК перерос в ЗАО «Нижневартовскстройдеталь»). Затем Евгения Дмитриевича Поткина назначают на должность главного инженера объединения. Но уже через некоторое время, в декабре 1979 года, он переехал в Сургут, где живёт и сейчас.

Там работал сначала заместителем начальника управления капитального строительства в «Сургутнефтегазе», а затем перешёл в горисполком в отдел перспективного развития. Позже Евгений Дмитриевич открыл своё дело, первый организовал долевое строительство в городе. Сейчас также продолжает работать в своей фирме, но уже отошёл от строительства как профессиональной деятельности. «Всю жизнь работал, поэтому и сейчас продолжаю. Просто не могу по-другому, – признаётся собеседник. – А желание где-то что-то пристроить, улучшить остаётся и сейчас: приезжаю к брату, у него частный дом, и тут же предлагаю варианты переделки и свою помощь. Наверно, этот строительный ген по наследству передаётся: дочь, сын закончили тот же институт, что и их родители когда-то, внук интересовался строительной сферой, зять, кстати, тоже выпускник этого института», – делится Евгений Дмитриевич, который теперь уже дедушка двоих внуков и внучки.

Горжусь тобой, Нижневартовск

– Н ижневартовск – это моя первая любовь северных городов, это моя молодость, – делится чувствами Евгений Дмитриевич. – Работал я здесь с удовольствием, было интересно, имел полную самостоятельность в принятии решений, поддерживали во многом и властные структуры, и коллеги. Хотя и сталкивался порой с трудностями, но они никогда не перечеркнут того хорошего, что было здесь. Это был очень интересный период, приятно прожить его в воспоминаниях снова.

Несколько лет назад Евгений Дмитриевич Поткин был приглашён на празднование Дня строителя и посетил Нижневартовск: «Был рад вновь побывать здесь, пройтись по знакомым улицам и где-то вовсе не узнать город: вырос и возмужал, похорошел – им можно гордиться, и я горжусь».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15