Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

27.12.2021 16:39 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Заведём весёлый хоровод и встретим Новый год

Автор: Ирина Черепанова, Людмила Подройкова, Гуля Бессонова. Фото Александра Униковского.

В наступающем году Нижневартовск отметит свой 50-летний юбилей. Тысячи личных историй самых разных людей связаны с его становлением. О многих мы рассказали на страницах «Варты» в году уходящем и продолжим рассказывать в будущем. Многие истории начинаются с незабываемых впечатлений о снегопадах в июне и суровой зиме, которыми встречал Нижневартовск. И о душевной щедрости людей, умеющих радоваться и радовать. Как Нижневартовск встречал судьбоносный для себя год? Из чего нижневартовцы 50 лет назад творили праздничное настроение? Об этом вспоминают старожилы города.

Перед строящимися кварталами расступается тайга

В 2022 году мы отметим круглую дату с момента присвоения Нижневартовску статуса города. Ему исполнится 50 лет, и в этой связи нам показалось любопытным рассказать о том, каким виделось будущее посёлка Нижневартовского журналистам, работавшим в газете в далёком 1970 году.

Перспективы тогда казались заманчивыми, и коллеги мысленно перенеслись на три пятилетки вперёд – в 1985 год. Видят, что, во-первых, это уже не посёлок с двухэтажными деревянными домами, очередями к автомашинам, колонкам с водой и с непролазной грязью на улицах. Теперь он ничем не напоминает тот, что был прежде. В современном благоустроенном городе проживает почти 200 тысяч человек. Он единственный на Севере по своей планировке и архитектуре. В центре красивая площадь. Прямо от неё выход на набережную, одетую в гранит. Отсюда открывается грандиозный вид на обские просторы. Отстроен новый речной вокзал. Летом по реке день и ночь идут пароходы и баржи. Человек спускается с трапа теплохода и в первую очередь замечает прекрасное, оборудованное по последнему слову техники здание вокзала. В нём есть все удобства для пассажиров.

В Нижневартовск можно добраться и железной дорогой. Причём сейчас-то мы знаем, где находится железнодорожный вокзал, но в 1970 году журналисты предполагали, что он будет располагаться на другой стороне Оби. А через реку – от вокзала до города – перекинут воздушный, лёгкий, кажущийся невесомым мост. Будет выстроен новый аэровокзал не хуже Домодедовского. От нас до Москвы, Ленинграда, Киева, Хабаровска и Владивостока станут летать прямыми рейсами «ИЛ-18» и «ТУ-104». Внешний вид города изменится до неузнаваемости. Перед новыми кварталами из пяти- и девятиэтажных домов расступается тайга. Вагончиков и балков нет и в помине. Справили в городе новоселье ещё одного магазина продовольственных и промышленных товаров, какие встретишь теперь только в Париже и Ленинграде. Магазин весь из стекла, с прекрасно оформленными богатейшими витринами. Товары на любой вкус, не хватает, говорят, только птичьего молока. В Нижневартовске выстроены Дворец спорта и спортивный комплекс. Круглогодично работает плавательный бассейн. Прекрасными местами отдыха являются дворец культуры и парк нефтяников, который закладывали комсомольцы и вся общественность.

Журналисты пишут, что в ту пору молодёжи было проблематично организовать свой досуг, потому что и сходить куда-то по большому счёту не представлялось возможным. На танцы, например, все отправлялись в болотных сапогах, держа туфли под мышкой. Но такие времена в Нижневартовске давно канули в лету. В 1985 году в городе пять кинотеатров. Заложен фундамент под здание театра оперы и балета. Про непролазную грязь на улицах никто уже и не вспоминает: кругом асфальт, бетон, сады и парки. Привлекает внимание одно здание, из многочисленных проходных которого стайками выбегают девушки. Предприятие это сугубо женское – швейная фабрика, одевающая не только жителей Нижневартовска, но и всего Ханты-Мансийского автономного округа. У нас по-прежнему на телевидении два канала. Но на одном с цветным изображением идут наиболее интересные яркие передачи, кинофильмы, концерты художественной самодеятельности, спортивные соревнования, на другом, с чёрно-белым изображением, передают лекции для студентов-заочников нашего города, которые читают преподаватели местного индустриального института и техникума. Поговаривают, что скоро в квартирах установят цветные видеотелефоны, по которым можно будет разговаривать с другим городом, не пользуясь услугами переговорного пункта.

Читаем сейчас об этом с большой теплотой и даже с улыбкой, потому что многое из того, о чём мечтали старшие коллеги, давно претворилось в жизнь. В наше время город строит грандиозные планы до 2050 года, и мы о них ещё не раз обязательно расскажем.

Заведём весёлый хоровод и встретим Новый год

Всё ближе тот сакральный миг, когда мы из 2021-го мгновенно окажемся в 2022-м. Люди веками пытались придумать и смоделировать машину времени из металла и чего-то ещё, но так и не придумали. А на самом деле всё так просто, по крайней мере в России: каждый год 31 декабря с первыми ударами курантов на Спасской башне мы переносимся в будущее. Правда, мечта вернуться в прошлое по-прежнему остаётся несбыточной. Но ведь по большому счёту в прошлом делать нечего, там уже ничего не изменить. Зато в будущем – ах, какие перспективы!

Но сегодня мы всё же постараемся – если не вернуться в прошлое, так хотя бы просто вспомнить то хорошее, что было. С моей давней знакомой Надеждой Щербаковой вспоминаем, как первый раз праздновали Новый год в Нижневартовске.

– Нижневартовск стал городом в 1972-м, соответственно, в новогодний праздник мы поздравляли друг друга: «С новым, 1973 годом!» Хотя, конечно же, и до этого каждый год в посёлке отмечали этот праздник. Но 1973-й был особенным. Я тогда работала в горкоме комсомола, а жила в общежитии. Так и хочется сказать или даже спеть: «Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя». Сами придумывали сценарий, сами костюмы шили из чего придётся. Тогда ведь центральной площади в городе ещё не было, но зато ёлки и горки были и в балочных посёлках, и в каждом микрорайоне. Санки у многих были самодельные деревянные, а уж если обычные фабричные – так это всё равно что карета. В те годы морозы от 45 и больше были не редкость, однако в новогоднюю ночь на улицах было полно народу. Выходили семьями, с детишками. Звучали гармошки, песни на всех языках. Классика жанра: знакомые и незнакомые, взрослые и дети становились в хоровод и пели «В лесу родилась ёлочка…» Деды Морозы со Снегурками поздравляли прохожих, вовлекали в танцы. Весело было по-настоящему.

Кстати, ёлки и в домах, и во дворах были живые. Ёлочных базаров не было, зато на каждом предприятии организовывали выезд сотрудников в лес, каждый сам выбирал сосенку себе и соседу. Игрушки были стеклянные, хрупкие, их привозили с «большой земли», как ценный груз. Даже разбившимся игрушкам находили применение: осколками украшали новогодние костюмы и самодельные звёзды. У меня до сих сохранились стеклянные ёлочные бусы – наш семейный раритет. Из бумаги делали гирлянды, флажки, фонарики, вырезали снежинки из салфеток, фигурки из картона. Украшали ёлку разными лакомствами: орехами, яблоками, печеньем, конфетами. Не помню, когда в городе появились фейерверки, но хлопушки и бенгальские огни каким-то чудом были всегда. Обычно перед Новым годом в магазинах появлялись апельсины, яблоки – мы их закупали сразу ящиками. За шампанским летали в Тюмень. Мандарины – вообще экзотика по тем временам, поэтому Новый год у нас ассоциировался с запахом цитрусовых и подарками под ёлкой.

А в конце 1973-го мы с мужем получили квартиру в «деревяшке», как раз к моему дню рождения. Щели в полу – видно комнату соседей на первом этаже. Зато радости было – не передать словами. Мебели никакой не было, но ёлку поставили – как же без неё. Скатерть-самобранку на полу раскинули, гости тоже сидели на полу. Вот так отпраздновали и мой день рождения, и новоселье, и новогоднее застолье. Сейчас всё это вспоминается с теплотой.

Причёски были сладкими

Всё начинается с головы, и самый грандиозный праздник – тоже! И я не только о смелых мечтах и сказочных сценариях, которые в ней рождаются. Я о том, что голова должна выглядеть так, как будто только короны на ней и не хватает. Впрочем, в 1972-ом, когда Нижневартовск стал городом, актуальная праздничная причёска сама по себе выглядела, как корона. Об этом нам рассказывает Людмила Блохина, первый нижневартовский дамский мастер.

– Причёски тогда были объёмными, поэтому обязательно начёсывались волосы – и короткие, и длинные, уже потом из созданной массы волос можно было делать причёску, – рассказывает Людмила Михайловна. – В моде была женственность, обладательницы длинных волос заказывали мастеру бабетты и букли.

Наша героиня вспоминает: лаков для волос, как теперь, не было, частенько высокую причёску скрепляли сахарный сироп или попросту лимонад, особенно в холодное время года, когда можно было не опасаться пчёл и мух. Новогодние причёски отличались блеском.

– Женщины приносили бусины под цвет праздничного платья или туфель. Эти бусины я нанизывала на шпильки, которыми скрепляла прическу, – вспоминает Людмила Михайловна. – Получалось эффектно: как будто жемчуг рассыпан по волосам.

Если же бусин у клиентки не находилось, в ход, бывало, шла ёлочная мишура, которая искусно вплеталась в причёску.

В моде в начале 1972-го были и практичные парики, и шиньоны. Казалось бы, с ними никаких хлопот! Но нет! И парик приходилось подвивать, придавать ему новую форму. А украсить причёску шиньоном так, чтоб он смотрелся естественно – настоящее парикмахерское искусство.

– А мне казалось, что в 1972-ом все кудрявые, все с химической завивкой. Она была в моде?

– Конечно, но химическая завивка – не причёска, а её основа. На ней дольше держалась любая укладка, – объясняет Людмила Михайловна, в том числе укладка на бигуди. Я помню, что за смену могла сделать десять химических завивок, а ведь это долгий и трудоёмкий процесс.

Это теперь у каждой модницы в домашнем арсенале много инструментов красоты: и электрощипцы, чтоб стать кудрявой, и выпрямитель волос – чтобы наоборот, и, конечно, фен, в который уже не нужно засовывать голову. А в семидесятых женщины с закрученными на бигуди волосами рядком сидели под фенами-колпаками. Это теперь в каждом нижневартовском дворе по нескольку салонов красоты, а к мастеру дамы записываются заранее, выбирая удобное для себя время…

– А накануне 1972 года к парикмахеру была живая очередь! – рассказывает Людмила Михайловна. – И в этой очереди можно было провести весь день. Ещё бы! Ведь в Нижневартовске было всего две парикмахерские: в доме быта в старой части города и на улице Пионерской.

Вартовчанки «стояли» сразу в нескольких очередях, из которых время от времени отлучались, чтоб проверить очередь за мандаринами, шампанским, конфетами или сделать ещё какие-то важные предпраздничные приготовления и дела.

– Женщины всегда прекрасны, особенно теперь, когда для создания красоты есть всё и даже больше, – говорит Людмила Михайловна. – Но самое важное в красоте – это счастье. Счастливые люди красивы, нужно лишь их как следует причесать.

Главное, чтобы костюмчик сидел!

О новогоднем наряде нижневартовцы-семидесятники начинали беспокоиться ещё летом: именно из отпусков с «большой земли» они везли ткани, из которых предстояло сшить одежду – праздничную и повседневную. В магазинах необходимых вещей было не купить. «Работы было у нас очень много!» – вспоминает закройщик, швея Татьяна Цурикова.

– Бригада нижневартовского дома быта из девяти человек шила десять платьев ежедневно, – вспоминает Татьяна Степановна. – Накануне 1972-го в моде была парча разного цвета. Силуэты платьев – прямые, приталенные. Обязательно – выше колена, все носили короткое. Но вечерние платья, конечно, длиной – в пол. Часто модницы заказывали гипюровые платья на атласном чехле. Трикотажных тканей в продаже практически не было.

Теперь так называемый стрейч отлично садится на фигуру – практически не нужно изделие подгонять. Для того, чтобы сшить красивое платье к новому, 1972 году, нужно было не одну примерку сделать, смещая вытачки и их глубину.

– Чтоб платье облегало фигуру, молнию вшивали в боковой шов на линии талии, – раскрывает секреты закройщика Татьяна Степановна.

На платье у нашей героини уходило не больше двух дней, а брюки её талантливые руки шили с невероятной скоростью – 150 пар в месяц!

– Нижневартовский ведь был молодёжным посёлком и готовился стать молодёжным городом, а парни тоже следили за модой. Накануне 1972-го все они мечтали быть одетыми в брюки клёш! И мы старались всех одеть модно, красиво и с изюминкой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.