Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

13.12.2021 12:34 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Раскрыть свой потенциал нам помог Нижневартовск

Автор: Людмила Подройкова. Фото из архива семьи Секериных.

Вот как быстро время-то бежит! Вроде бы недавно всё начиналось: первые балки и деревянные двухэтажки, непролазная грязь на единственной улице и гусеничный транспортёр-тягач вместо автобуса. И вот уже Нижневартовск отмечает полувековой юбилей! К этому событию газета «Варта» публикует серию очерков под рубрикой «50 лет – 50 историй». Проект посвящён людям, чьими руками строился город, кто оставил свой след в его славной истории. В их числе – Виктор Михайлович Секерин, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ. Награждён орденом «Знак почёта».

К тому времени, когда решился на переезд в Нижневартовск, Секерин имел за плечами уже достаточно большой жизненный и производственный опыт: нефтяной техникум, три года армейской службы, работа помбуром параллельно с учёбой на вечернем отделении индустриального института. И больше 10 лет работы на нефтепромысле.

Можно сказать, что Секерина на Север переманили Борис Кошелев и Равгат Закиров, с которыми они вместе работали в НГДУ «Первомайнефть» в городе Отрадном Куйбышевской области. А если «зрить в корень», судьба троих товарищей удивительным образом была связана с Романом Кузоваткиным, кстати, их земляком.

– Кузоваткин приехал на Самотлор ещё в 1968 году, в 1970-м его назначили начальником нового НГДУ «Нижневартовскнефть». Он приглашал надёжных людей, специалистов из Куйбышевской области. Кошелеву предложили должность начальника цеха поддержания пластового давления, Закирова назначили начальником цеха капитального ремонта скважин. По рекомендации моих друзей и я получил приглашение от Кузоваткина, – объясняет хронику событий Секерин.

Новый, 1972 год Виктор Михайлович всё же отметил с семьёй в Отрадном и затем уехал в Нижневартовск. Начинал во вновь организованном НГДУ «Нижневартовскнефть» в должности старшего инженера цеха капитального ремонта скважин.

– Квалифицированных рабочих не было, пришлось ездить по нефтяным регионам и набирать людей в КРС. Хотя Нижневартовск получил статус города, но на самом деле не соответствовал привычному пониманию этого слова. Деревянные дома, на весь город лишь одна столовая. Большинство специалистов жили в неблагоустроенных общежитиях, зачастую одна койка на троих. Спали по очереди. Да и спать мне приходилось редко: мотался по командировкам, набирая штат, на объектах сутками пропадал, иногда в конторе или на месторождении ночевал. Порой даже поесть было некогда и негде, – рассказывает Виктор Михайлович.

В таком бешеном ритме прошло около года. Жена с детьми всё ещё оставалась в Отрадном. Однажды осмелился – пошел на приём к Кузоваткину: дескать, хочу семью забрать в Нижневартовск… Осенью 1972-го ему дали квартиру в «деревяшке». Счастью не было предела, хотя пол перекошенный, так что плиту ровно поставить с трудом удалось. Весь дом ходил ходуном: внизу дверь хлопнет – у нас на втором этаже окна дребезжат, – смеётся Виктор Михайлович.

О своих детских впечатлениях рассказала старшая дочь Ирина.

– Когда мы приехали в Нижневартовск, мне было 12 лет, сестре 6. Жили в двухэтажке на улице Мусы Джалиля, тогда это было престижно. Родители постоянно на работе, и я в таком возрасте сама лепила пельмени, варила борщи. Училась в школе №4. На большой переменке бегали с подружкой через дорогу в лес, собирали ветки, шишки, корешки для своих поделок – и возвращались в школу мокрые по пояс. А ещё помню, был конкурс национальных костюмов, так мы с ней сами сшили казахские костюмы, сами придумали танец и заняли первое место. Там, где был лес, – сейчас улица Ленина. Хотя удобств никаких не было, но мы этого не замечали, а жили очень весело, – говорит женщина.

Зимой морозы такие, что техника замерзала, летом – полчища мошкары и комаров. Это знакомо всем старожилам.

– Сейчас многим не понять, но для нас не это было главным. Мы получали ни с чем не сравнимое удовольствие от уникальной, пусть и трудной, но интересной работы. На месторождении со временем появились дороги с твёрдым покрытием, обустраивались кусты скважин. В городе строили дома в капитальном исполнении и сносили «деревяшки». Увеличивался объём добываемой продукции, открывались всё новые и новые месторождения. Настало время создания новых предприятий и новых назначений. Борис Гаврилович Кошелев был назначен начальником НГДУ «Повхнефть», Равгат Минниханович Закиров возглавил НГДУ «Покачёвнефть». А меня в 1976 году назначили начальником Управления по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин (УПНПиКРС), – пропуская многие подробности, отметил Виктор Секерин.

Начальниками ведь становятся не просто так. Особенно в тот период: они не сидели в кабинетах в кожаных креслах, а шагали в болотниках по лежнёвкам, и возле каждой новой скважины чуть ли не ночевали. Секерин сумел за короткий срок создать 45 бригад КРС, но и этого оказалось мало. К тому времени на Самотлоре работали три УБР, в месяц сдавали до 30 скважин – понятно, что освоение не успевало. Да и текучесть кадров была проблемой всех предприятий, многие «романтики» не выдерживали суровых условий и попросту сбегали. А те, которые выдержали испытание морозами, мошкарой, бешеными темпами и бессонными ночами, становились золотым фондом. Человеческим. Без них и «чёрного золота» не было бы.

Секерина в 1981 году назначили начальником НГДУ «Белозёрнефть», через два года – на должность главного инженера в ПО «Нижневартовскнефтегаз». А в 1986 году назначили директором вновь создаваемого института «НижневартовскНИПИнефть». И каждый раз на новом месте всё с нуля: искать кадры, задать стиль и ритм работы. Секерин сам ездил в Англию, привёз оттуда первые компьютеры и специалистов по наладке и обучению своих сотрудников.

– Горжусь, что мы в своё время с коллегами создали комплект оборудования для бригад подземного и капитального ремонта скважин, который применяют по всей Западной Сибири. Спроектировали и создали растворные узлы для глушения скважин, без которых и сегодня бригады КРС не могут работать. Для привлечения специалистов нам было выделено 100 квартир, позже получили разрешение и построили несколько домов для своих сотрудников.

То, что сейчас называют корпоративной политикой или культурой, тогда формировалось на основе личных качеств руководителя.

– Для меня примером всегда был Роман Иванович Кузоваткин, впрочем, как и для многих. Руководители такого масштаба, как Муравленко и Кузоваткин, сейчас большая редкость. Помимо высоких организаторских и профессиональных качеств, они притягивали своей честностью, порядочностью, – с уважением и благодарностью отмечает Виктор Секерин.

Все радости и огорчения, победы и разочарования он преодолел благодаря терпению любимой жены Марии Сергеевны и дочерей Ирины и Галины.

– Семья у нас дружная, да и времени на ссоры не было – работали, как говорится, на износ. В редкие выходные с друзьями ездили в лес по грибы и ягоды. На праздники собирались семьями – с Кошелевыми и Закировыми, чаще у нас, потому что жена моя очень вкусно готовит, это у неё от тещи талант, – похвалился Виктор Михайлович.

Супруги Секерины живут в счастливом браке 62 года, из них 25 лет пришлись на Нижневартовск. Выйдя на пенсию, Виктор Михайлович и Мария Сергеевна сначала вернулись в родной город Отрадный Самарской области, а в 2012 году переехали в Тюмень, где обосновались их дети и внуки – сейчас их 20. В окружении вот такой большой семьи Виктор Михайлович Секерин в ноябре отметил 85-летие.

– Совсем скоро Нижневартовск отпразднует свой полувековой юбилей. Мы с женой и вся наша большая семья желаем нашему прекрасному городу дальнейшего процветания и красивого будущего! Я благодарен Нижневартовску, здесь я смог раскрыть весь свой потенциал.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.