Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

13.12.2021 12:18 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Боевой самолёт от учителей села

Автор: Ирина Черепанова. Фото автора и из архива школы.

Хранители истории (слева направо): Татьяна Варченко, Людмила Блохина, старожил г. Нижневартовска и Татьяна Гусарова.

В совместном с Нижневартовским краеведческим музеем проекте мы рассказываем о первых поселенцах села Нижневартовского. Кто они, как оказались в наших местах? О самых знаковых периодах общей истории услышим на экскурсии по новому туристическому маршруту музея по старым улицам города.

Мы не могли не вспомнить Шуваева

Одной из остановок на пути следования может стать ещё одно примечательное место. Это музей средней школы №1. По словам Татьяны Варченко, учителя истории и руководителя общественного школьного музея «Память», его открывали в 2009 году, вначале посвятив истории школы. Со временем перешли на восемь направлений. Это прошлое школы, этнография, военный период 1941-1945 годов, поисковое движение, букинистический отдел, экспозиция по быту советского периода, народные промыслы, пионерия. Предметы приносили все. Кто-то из бывших учеников подарил нам чемодан с пионерской атрибутикой, который хранился у бабушки под кроватью. Ещё один бывший ученик, Володя Демидович, стал инициатором создания поискового отряда. Принёс нам находки своего отряда с полей сражений Великой Отечественной войны, потом мы дополнили экспозицию трофеями военных лет, обнаруженными во время раскопок в Краснодарском крае.

В предыдущем материале мы остановились на 40-х годах прошлого века, рассказывая о жизни рыбозавода. В школьном же музее есть свидетельства того, как жили в этот период времени педагоги и ученики, чем они помогали фронту. В музее находятся уникальные документы, и это прежде всего летописи Тимофея Шуваева об истории возникновения и развития Нижневартовска. Факт сам по себе примечательный для проекта «Тихая моя родина». Наша история с музеем, образно говоря, закольцевалась. Краеведческий музей, который с нами участвовал в проекте, носит имя Тимофея Дмитриевича Шуваева, его труды – первые исследования по истории нашего края, города. Они отпечатаны на машинке, переплетены в книги и, по словам Татьяны Гусаровой, заведующей архивом музея «Память», существуют всего в трёх экземплярах. Словом, труд Тимофея Дмитриевича мы не могли обойти вниманием. Он работал в 60-е годы прошлого века директором средней школы №1, преподавал историю, вместе с учениками собирал факты и предметы, связанные с краеведением. Летописи подарены школьному музею Тимофеем Шуваевым и постоянно востребованы любителями истории. Из них мы узнаём, что накануне войны в селе Нижневартовском при 500 человек населения в семилетней школе было 136 учащихся. Население отправило на фронт 103 посылки с тёплыми вещами общей ценностью 1187 рублей. Сдано наличными деньгами, облигациями в фонд обороны 35 тысяч рублей; 2500 на строительство аэроэскадрильи «Омский комсомолец», столько же на строительство танковой колонны «Омский комсомолец» и 5 тысяч рублей на строительство боевого самолёта «Народный учитель» от учителей села.

Моя духовная мать

Хранятся в музее воспоминания ветерана педагогического труда Веры Черепановой, моей мамы (на нижнем снимке в первом ряду в центре, 1942 г.), и я немного их дополню. Она пришла в пятый класс нижневартовской школы в 1943 году из начальной школы деревни Былино, где жила с родителями. Вместе с ней учились дети из ближайших деревень: Соснино, Большетархово, Вампугольска, Меги, Савкино.

– Школа стояла на берегу Оби, небольшая, деревянная, с печным отоплением, а освещалась она керосиновыми лампами. В ней располагались три классные комнаты, учительская, маленький коридор, – вспоминала мама. – Классным руководителем нашего 5-б класса была Ия Николаевна Ветринская (позднее Звягина). Она же вела русский язык и литературу. С первых дней мы к ней сильно привязались. Ия Николаевна излучала материнское тепло, внимание, заботу. Она сплотила класс в один дружный коллектив. Постоянно читала нам сводки от Совинформбюро, организовывала различные концерты и субботники. Благодаря Ии Николаевне я выбрала замечательную профессию – учителя. Эту учительницу считала для себя духовной матерью.

Мама пишет в своих воспоминаниях, что в школе не хватало учебников, не было чернил. Их изобретали изо всего: из свёклы, сажи, берёзового гриба-чаги. В седьмом классе у ребят был один учебник географии на восемнадцать человек. Одевались дети бедно: фуфайчёнки вместо пальто, полушалки, на ногах сшитые из кожи бахилы.

– Однажды меня пригласили в учительскую: «Вера, администрация школы поощряет тебя за хорошую учёбу и выделяет валенки. Только ты сама должна заплатить за них 14 рублей. Сможете дома найти деньги?» Я очень обрадовалась, сообщила маме. Валенки мы, конечно, выкупили. Но всё же одеваться приходилось не по сезону. Даже зимой девочки ходили в ситцевых платьях, других просто не было. Я жила на квартире у тёти Тани Ермоленко с девочкой из Мегиона. Однажды хозяйка выкрасила моё светлое платье марганцовкой, чтобы оно не было марким. И тогда мой ситчик стал грязно-жёлтого цвета. Мне даже было как-то не по себе, но тогда все одевались бедно, кто во что горазд, не судили друг друга по одёжке, так что стесняться своего внешнего вида не приходилось.

Ещё один эпизод из военных лет, оставивший яркое впечатление в памяти мамы, был связан со сбором денег на строительство военного самолёта. Включились тогда все, писала она: и учителя, и ученики, никому не хотелось ударить в грязь лицом. Как бы бедно ни жили, несли последние копейки. Зато очень гордились, когда их 5-б занял второе место, после 8-го класса, и пятиклассники радовались, что смогли оказаться вровень со старшими. Позднее в школу пришла правительственная телеграмма за подписью Сталина, в которой всему коллективу выражалась глубокая благодарность.

И ещё несколько воспоминаний остались у мамы о школьной жизни. В течение года класс таял на глазах, большинство мальчишек побросали учёбу, уехали домой, им пришлось заменить ушедших на фронт отцов. Где-то в середине войны пришёл с фронта без руки Феоктист Васильевич Анненков. Он преподавал физкультуру и военное дело, учил собирать винтовку, стрелять в цель, бросать гранаты. Позднее вернулся с войны ещё один учитель – Афанасий Дмитриевич Панкин. У него вся грудь была в орденах. Директором работал Адольф Адамович Богер. Он вел немецкий язык, был добрейшим человеком, но мальчишки его не любили, видимо, потому что он был немцем, и за спиной называли его то фрицем, то фашистом. В середине зимы появился в классе эвакуированный мальчик из Ленинграда Лёва Койколайнен. Жил он вместе с мальчишками в интернате…

По значку определили год

Школьный музей ведёт большую исследовательскую работу и пополняет свой фонд документами, в которых также просматривается жизнь села в военные годы.

– Какие-то важные для нас ведомости, отчёты находили в городском архиве, – говорит Татьяна Варченко. – Из них мы узнали, что в школе велись кружки, на которых изучали, что такое средства противовоздушной и химической обороны. Судя по количеству занимающихся, проходили обучение не только школьники, но и жители села. Из отчётов школы мы узнали о количестве выбывших и прибывших учащихся.

По экспонатам музея наши ученики дополнительно изучают историю. Есть в музее трудовая книжка и фотография Павла Ситникова, до войны работавшего в школе учителем, а в 1944-м – директором, когда он вернулся с фронта после контузии. Снимок, на котором Павел Ситников запечатлён с учащимися школы, не был подписан, и мы с учениками определили, что он мог быть сделан в 1939-1940 годах. Помогли уточнить время зажимы на пионерских галстуках. Ещё на одном снимке Павел Ситников вместе с учениками у макета первого здания школы, стоявшего на берегу Оби. Макет делали сами школьники. Под школу приспособили дом мещан Кушниковых, перевезённый в 30-е годы из села Вампугольска. Позже к школе сделали пристрой.

Мы завершаем наш проект и рады, что нашим проводником в прошлое стал краеведческий музей, который в конце уходящего года был удостоен звания лауреата II степени на конкурсе Департамента культуры ХМАО – Югры «Музейный Олимп-2021» в номинации «Музей места». Этот проект был посвящён увековечению памяти защитников Отечества, тружеников тыла, первопоселенцев села Нижневартовского, выявлению заброшенных могил ветеранов на Нижневартовском городском кладбище №1. Суть проекта состояла в развитии территории Старого Вартовска в достопримечательное место города благодаря включению старого кладбища в экскурсионные маршруты. Об этом нам рассказала куратор нашего проекта, старший научный сотрудник краеведческого музея Юлия Ветюгова, и мы с читателями искренне рады, что одними из первых узнали об открытиях музея.

Материалы проекта подготовлены на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных и внешних связей Югры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3