Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

29.11.2021 12:50 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Итоги года колхозный счетовод подводил сутками

Автор: Ирина Черепанова. Фото из архива Музея истории русского быта.

Татьяна Корпусенко (справа) в послевоенное время.

Всё-таки в знаковом районе находится Нижневартовский музей истории русского быта. Построен рядом с местом, где стоял дом первых поселенцев Нижневартовской пристани. Здание музея служит своеобразным водоразделом, если речь вести о двадцатых-тридцатых годах прошлого века. По одну сторону жили люди, трудившиеся в колхозе «Красное знамя», созданном в конце двадцатых годов, во времена коллективизации. По другую – те, кто работал на рыбозаводе, организованном в 1942 году.

Реликвия из Сургута

Напомним, что Нижневартовский краеведческий музей имени Т.Д. Шуваева готовит новый туристический маршрут по улицам старой части города с рассказом о первых поселенцах Среднего Приобья, и мы уверены, что непременно познакомит нас с рукописной картой довоенного Нижневартовска. На волне интереса к истории её начертили по памяти в 80-е годы прошлого века Степан и Геннадий Ламбины, что из первых поселенцев пристани Нижневартовской. На карте обозначены места, где находились конторы колхоза, маслозавода, сельпо, школа-интернат, избы жителей села – Новосельцевых, Мотошиных, Шестаковых, Пановых, Слинкиных, Кайдаловых, Дурандиных... В 1925 году на Нижневартовской пристани – 14 дворов и 105 жителей, в 1926-м уже 134. Материалов о жизни села в тридцатые годы мало, поэтому на вес золота воспоминания жителей пристани о довоенной жизни Нижневартовска.

Недавно сотрудники краеведческого музея разыскали в Сургуте родственников Татьяны Пановой, жительницы Нижневартовской пристани, о которой уже рассказывали нашей газете в канун 9 Мая. Она призывалась на фронт из Томска, где училась на землеустроителя, во время войны служила в штурмовой авиации мотористом, затем воздушным стрелком. На её счету пять успешных боевых вылетов, сбитый вражеский самолёт. После войны Татьяна Спиридоновна некоторое время жила в Нижневартовске, в Казахстане, потом осела в Сургуте, где работала на рыбозаводе. Родственники нашли после ухода из жизни Татьяны Пановой её тетрадку «Мои маленькие мемуары» и познакомили с рукописью Нижневартовский краеведческий музей.

По воспоминаниям Татьяны Пановой, её родители, Спиридон и Евдокия Пановы, приехали на пристань Нижневартовск примерно в 1900 году из Тобольской губернии, по другим источникам, – приблизительно в 1911-1913 годах. Отец рос сиротой в деревне Понушково, с детских лет был в работниках. Став взрослым парнем, женился на девушке из соседнего села Аремзяны. Семья у родителей была большой, но бедной. Услышав, что на Севере люди живут неплохо, снялись с места и обосновались на Оби, построив себе дом, ставший третьим на пристани Нижневартовск.

Некоторым и получать было нечего

Старший научный сотрудник музея Юлия Ветюгова рассказывает, как вспоминала в своих записях о колхозной жизни Татьяна Панова: «Насильственной коллективизации не было. В основном люди создание колхоза восприняли положительно, потому что существовала идея равенства». В 1928 году отец Татьяны пошёл в колхоз «Красное знамя» одним из первых. Увёл туда две лошади и две коровы. Помогал строить колхозные дворы. В первые годы народ жил неплохо. Позднее всех стали облагать большими налогами на шерсть, на мясо, на молоко. Люди почти ликвидировали овец, так как не было никакого резона их держать. Появился маслозавод, на который в обязательном порядке поставляли молоко. Родившегося телёнка нечем было выпоить, и поэтому многие лишились коров.

– Во время летних каникул ребята помогали колхозу на покосе. Здесь было раздолье, такая вокруг природа, – писала Татьяна Панова. – Уезжали мы «с житьём». Кормили нас хорошо. Парни освоили сенокосилки, конные грабли, лихо возили на лошадях копны, девчата подгребали сено. За день наработаемся до упаду, но вечером после ужина успевали ещё пойти на близлежащие озёра за утками. Вечером у костра их чистили, опаливали, и повариха добавляла всем к обеду утиного мяса.

В 1938 году Татьяна Панова уехала учиться в Томск, но каждое лето трудилась на каникулах на колхозных покосах, чтобы заработать на одежду и обувь. Она пишет, что в колхозе работали, не зная за что. Только в конце года счетовод сутками подсчитывал результат всеобщего труда колхоза и лишь потом – каждого колхозника. В это время все томились в мучительном ожидании, когда же они узнают, сколько выработали за год трудодней? У некоторых за минусом выданного аванса и получать было нечего, так и оставались должниками. Тем не менее колхозники готовились, как они говорили, к «отчётному». Мастерицы заваривали бражку. Вечером женщины собирались у кого-нибудь, стряпали пельмени и замораживали их. Для торжественного дня забивали скотину. Готовили хороший стол. Были и рыба, и мясо. После того, как объявляли на собрании результаты года, в контору заносили приготовленные на улице столы, и начиналась гулянка. Пили и пели не один день, а потом снова за работу. Татьяна Спиридоновна вспоминала, что её отец пел лучше всех. Он всегда начинал первым, и голос у него был сильный. Любимые его песни: «Смело, товарищи, в ногу» и «Варяг». Звучали тогда разные песенные мелодии, но эти отец пел по-особому.

Хвост осетра волочился по земле

В мемуарах Татьяны Пановой упоминается и о том, что в колхозе в плюсе были только те, кто имел большую семью, так как дети приносили за работу лишнюю копейку. Трудились сельчане не только в колхозе. Отец Татьяны сдавал, например, пушнину. Осенью со старшим сыном Иваном готовился идти «белковать» на Полуденную гору, это район нынешнего посёлка Зайцева Речка, брал с собой ловушки на горностая, лисицу, мать пекла им хлеб, сушила сухари, в магазине запасались сушками и сахаром, остальное питание добывали на местах в виде дичи и белки. На охоте находились по месяцу-два. Затем привозили из леса мешки пушнины, и ребятишки разбирали связки шкурок, развешивая их по дому. Лиса, горностай, колонки и особенно белки стоили дёшево, но на полученные деньги родители покупали детям что-нибудь из одежды, и все были этому рады. Заниматься охотой было выгодно. Отстрел пушнины и рыбалка считались в колхозе отходничеством – работой сезонной, и получали за неё не трудодни, а деньги, отчисляя колхозу определённый процент. Колхоз же имел план по сдаче рыбы и пушнины государству, располагая также и своими рыбартелями. Спиридон Панов рыбачил километрах в 15-20 на верхнем и нижнем Чехлонее. Ловил самоловами осетров и одновременно зажигал бакена по своему «плечу».

– Отец умело ловил осетров, – пишет Татьяна Спиридоновна. – Осторожно их багрил, после насаживал на кукан и, когда накапливалось штук пять-шесть, вёз в приёмный пункт в Вартовск. Я помню, как папа лихо заваливал кукан с рыбами на плечо, причём хвост тащился по земле. Осетров сдавали только живыми – снулые дёшево стоили. Мама наша, как и отец, тоже была большой труженицей. Работала в колхозе дояркой, выращивала телят. Я научилась доить коров где-то в классе четвёртом. Рано утром, почти сонная, брела с матерью в скотник, где она давала доить мне смирных коров.

Отметим, что в довоенный период в Нижневартовске были две улицы – Октябрьская и Первомайская. За ними стеной стоял кедрач. Татьяна Панова пишет, что на колхозных полях, разработанных на той стороне, где жили сельчане, выращивали овощи и картошку. Выпасные луга для скота находились на противоположной от пристани местности. Весной вся деревня увозила скот за реку. Ездили доить коров утром и вечером.

Зимой всякая связь почти прекращалась, но от деревни к деревне были проложены дороги. Средство сообщения одно – лошади. Особенно красиво выглядели почтовые лошади с колокольчиками под грудью. Им была дана зелёная улица: почта с дороги не сворачивала, её уступал встречный. Почтовые колокольчики громко звенели и вносили своё оживление в зимнюю тишину села.

Материалы проекта подготовлены на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных и внешних связей Югры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.