Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

10.11.2021 11:23 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Настин рубикон

Автор: Гуля Бессонова.

Мальчик по кличке Клякса отчаянно боится гусей. Он сам понимает, что глупо это, тяготится своим страхом и стесняется его, ведь никто из его друзей не боится гусей, даже та маленькая девчонка в очках на инвалидной коляске – и та ничего не боится! Он обещает друзьям не трусить, но лишь появляются эти противные недобрые птицы, его вроде бы храброе сердце снова кляксой падает в ноги, и он бежит.

- Хватит! Ты должен перейти рубикон! — вдруг говорит кто-то из ребят.

- Чего? – не понимает Клякса.

- Рубикон, — спокойно поясняет та самая девочка в инвалидной коляске. – Так говорят. Это значит, перебороть страх.

Я смотрю на ютьюбе небольшой спектакль «Рубикон», поставленный по одноименному рассказу Владислава Крапивина в рамках проекта НП «Координационный центр социальных проектов» «Театр равных возможностей». Все роли исполняют дети с ограниченными возможностями. И все они в спектакле играют себя, ведь каждому из них приходилось преодолеть страхи, сомнения, боль в надежде найти взаимопонимание с миром, в надежде найти свой путь.

- А какой у тебя рубикон? Чего ты боишься? — спрашиваю у той самой девочки в коляске, Анастасии Пинтус.

- Ничего! – говорит Настя. – У меня нет страхов. У меня есть мечта, я очень хочу ходить.

Настя Пинтус родилась в Беларуси, откуда родом её отец. В небольшом посёлке, где она жила с рождения, врачи не сумели вовремя поставить диагноз – тетрапарез – двигательную дисфункцию рук и ног девочки. По-настоящему ее обследовали уже в Нижневартовске, куда вместе с мамой Настя переехала, когда ей было шесть лет. Выяснилось, что Настя к тому же теряет зрение, она почти не видит. И, тем не менее, Настя Пинтус пошла в первый класс вовремя, став ученицей нижневартовской санаторной школы.

- Это сейчас Настя ничего не боится, — говорит её мама Татьяна Черноскутова. – А тогда она многого боялась. Например, её пугал пол – тот, что у нас под ногами. Может быть потому, что она плохо его видела или не могла опираться на него ногами как все – и он казался ей ненадёжным, непонятным. Дочь была зажатым ребенком, которая в мир смотрела настороженно: как он её примет? И нам повезло! Учитель Наталья Вячеславовна очень много сделала для адаптации дочери в школе.

Учитель начальных классов нижневартовской санаторной школы Наталья Пахарь говорила весело своей ученице: «Давай сюда зайдем и познакомимся со всеми!» И решительно завозила её коляску в класс и представляла Настю ребятам, а те отзывались так же – с добротой и интересом. Так она переводила Настю через Рубикон. Как ни в чём не бывало, записывала девочку на все школьные конкурсы, обратив внимание на то, как хорошо Настя на слух запоминает стихи и как выразительно их декламирует. И она, которая боялась земли под ногами, стала уверенно выезжать на сцену.

- Настя не может писать и читать. Всю информацию она воспринимает на слух, именно так – по аудиоучебникам – Настя изучает все школьные предметы, — рассказывает Наталья Вячеславовна. — С недавнего времени Настя освоила специальную компьютерную программу, которая озвучивает текст, который она печатает. Мы стараемся участвовать с Настей во всех конкурсах, какие находим – в городских, таких как «Шаг навстречу», региональных, международных. Сейчас готовимся к конкурсу «Я – талант», который заочно пройдет в Санкт-Петербурге. Нужно просто записать исполнение на видео и отправить в конкурсную комиссию. Она первый такой ребенок в моей практике, а потому и я учусь всему вместе с ней – как преодолевать особенности её развития в обретении образования.

Расписание ученицы Анастасии Пинтус составлено таким образом, что часть занятий проходит на дому, а часть занятий в классе. Три раза в неделю Настя приезжает в школу, где с ней работают логопед, дефектолог и психолог. Здесь же она занимается лечебной физкультурой и музыкой. Настя не только читает стихи. В конкурсах по прикладному творчеству ей тоже интересно показывать себя. Ей сложно удерживать кисть или стек в руке, а потому вместе с педагогом они работают по технологии «Рука в руке»

Именно Наталья Вячеславовна позвонила настиной маме, узнав о проекте «Театр равных возможностей», который реализует «Координационный центр социальных проектов». Настя, привыкшая выходить на сцену, обрадовалась, что сможет поучаствовать в создании настоящего спектакля.

- Это уже пятый наш проект и направлен он, как и четыре предыдущих, на создание условий для развития и социализации детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, — рассказывает автор и куратор проекта «Театр равных возможностей» Оксана Жилинская. – Для этого мы задействуем творческие возможности театра и телевидения. Сейчас в двух спектаклях заняты сорок ребят, а с ними работают два режиссера, три хореографа, художник-постановщик и психолог.

Проект реализуется на средства сразу двух грантов – фонда президентских грантов и Российского фонда культура. По словам Оксаны Жилинской, в этом году центр также стал победителем конкурса центра гражданских и социальных инициатив Югры. Это позволит продолжить съемки сериала «Школьные истории» с участием воспитанников студии «Театр равных» в Москве.

- В будущем году мы собираемся подать заявку на участие во Всероссийском конкурсе инклюзивных театров, — поделилась планами Оксана Жилинская. – Верим в успех, ведь в нашей копилке наград уже есть одна – в 2020 году спектакль «Гусеница, которая мечтала летать», признан лучшим.

Этот общий успех, о котором говорит Оксана Мячеславовна, очень важен, потому что он станет личным успехом каждого ребёнка, задействованного в спектакле. И победа не только в дипломе, которым, возможно удостоится необычный театральный коллектив, а в преодолении тех самых рубиконов — внутренних и внешних барьеров между людьми с разными особенностями, потому что без особенностей людей не бывает.

Во взаимодействии с другими актёрами Настя забывает о своих особенностях. Она не может долго находиться в коляске, быстро устает, но репетиций спектакля «Рубикон» ждёт с нетерпением и не пропускает. На социальном такси мама привозит Настю три раза в неделю во Дворец искусств, где и проходят занятия инклюзивной студии. Здесь у Насти появились интересные знакомства. Здесь она творец своей истории и своей судьбы. Здесь учатся не только её ум и тело, но и душа – учится переживать разные эмоции, превращать сомнение – в силу, грусть – в красоту.

В самом конце спектакля на экране появляются портреты людей с ограниченными возможностями: победителя первенства Нижневартовска по плаванию Геогрия Бродникова, золотой чемпионки по плаванию Паралимпийских игр в Токио Анастасии Гонтарь, Рустама Набиева, покорившего Эльбрус без обеих ног, знаменитого английского астрофизика Стивена Хоккинга. Среди них – портрет и имя Анастасии Пинтус, победительницы конкурсов «Солнце для всех» и «Я – талант», девочки, которой так же, как Хоккингу, инвалидная коляска не мешает смотреть на мир с любопытством исследователя и доброй улыбкой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

65