Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

29.10.2021 19:10 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Дорога, как река жизни

Автор: Ирина Черепанова. Фото из архива Валерия Бузоверова.

Профессиональная деятельность нижневартовца Валерия Бузоверова всегда была связана с автомобильным транспортом. Поэтому кому, как не Валерию Петровичу, одному из первых принимать поздравления в День автомобилиста.

Он из семьи потомственных водителей. У него и отец, и дед были шофёрами.

Хотел, правда, Валерий Бузоверов поступить после школы в танковое училище, но всё решил случай. Однажды кто-то поинтересовался у парня: «А ты в танке-то был?» И тут на удачу подвернулся случай залезть в этот самый танк, тогда Валерий убедился в том, как правы те, кто отговаривал его идти в танкисты.

– С моим-то ростом вряд ли бы я в нём поместился, – улыбается Валерий Петрович. – В десятом классе прошёл в учкомбинате курсы водителей и с 1968 года с автомобильной дорогой не расставался.

Он с большим теплом вспоминает о времени становления Нижневартовска, куда он переехал с родителями с Сахалина. Жили они там в посёлке городского типа, и мать Валерия настаивала на переезде, зная, что это сейсмоопасная зона, и не исключено, что будет большая беда. Интуиция не обманула – в 1995-м на Сахалине произошло землетрясение и Нефтегорск был полностью разрушен.

Валерий Петрович вспоминает, что вначале отец один отправился на Север по вызову АТК-1. Доехал до Тюмени, но реки, по которым предстояло добраться до Нижневартовска, ещё не вскрылись, деньги кончились, и он вернулся домой. Поселковые его подначивали: «Ну что, Петя, как там Тюмень?» На следующий год отец поехал на Север в декабре, а семья к нему на теплоходе из Новосибирска летом. По берегам Оби затопленные по окна деревни. Настроение у всех тревожное: куда мы едем?

– Поселили нас в половине вагончика в районе базы ОРСа. В семье двое детей. Всё на мне, – продолжает Валерий Петрович. – Надо воды натаскать, дров нарубить, котёл протопить, а ещё уроки сделать. Так к вечеру натопим, что дышать в балке нечем. Однако к утру такой холод, что вставать не хочется, одеяло на двухъярусной кровати к стене примерзает. Зиму пережили и мать в слёзы: «Пойдём к Борису Осипову. Пусть жильё дают. Не будет квартиры – уеду на Сахалин». Возвращалась с отцом от начальника НПУ (нефтепромысловое управление) «Мегионнефть» Осипова с улыбкой. Дали нам недостроенную квартиру на первом этаже двухэтажки возле бани на Таёжной. Мы сами вставили окна, двери и были рады как никогда такому жилью.

В конце 1960-х годов наш посёлок ещё небольшой. Все друг друга знают. Меж тем прибывает много молодёжи, демобилизованных из армии, которые едут на Север, чтобы без раскачки начать самостоятельную жизнь.

Водитель Валерий Бузоверов в это время постоянно в дороге. Из Сургута, Локосова возит кирпич для школы, цемент нефтяникам. В 1970 году женится. Жена Людмила из местных, работала в торговле. Иван Волковский, начальник автоколонны УТТ-1, предложил Валерию: «Давай, проведём вам комсомольско-молодёжную свадьбу!» Валерий тогда очень удивился: зачем? И что в таком торжестве особенного? Но Иван Афанасьевич настаивал: будет возможность выделить молодой комсомольской семье квартиру. Так и произошло. Народу на свадьбу в кафе «Ветерок» собралось много – порядка 130 человек. Был и заместитель начальника НПУ «Мегионнефть» Имам Абзалов. Здесь же в кафе молодожёнам вручили ключи от однокомнатной квартиры. Буквально через четыре года крепкая молодая семья получила уже двухкомнатную квартиру. Владимир Петрович говорит, что ему грех обижаться на то время. Работал ответственно, с большим желанием. В 1973 году в 23 года его наградили орденом «Знак Почёта». Находился он тогда в командировке в Тюмени. Ввалились в номер друзья-водители: «Бузоверов! С тебя ящик водки!» И показывают ему газету о награждении, а он даже в смелых мыслях не мог предположить, что такое могло произойти.

Дома тогда практически не жил. Всё время по командировкам. Жена обижалась. А когда отдыхать? Зимой в рейсах, летом на юге Тюменской области на зерноуборочной. Добирались домой на барже, когда уже заморозки начинались. Каждую осень соревнования на звание «Лучшего по профессии».

Жили нижневартовцы сплочённо, как одна семья, всем хотелось как можно скорее обустроить город и самим крепко стать на ноги. Когда решили установить в Нижневартовске памятник покорителям Самотлора, названный в народе «Алёшей», люди трудились по выходным бесплатно, чтобы средства шли в фонд «Алёши». И нефтяники, и строители, и вышкари…

Работал Валерий Бузоверов на разных машинах. Начинал с ЗИЛ-157. Потом пересел на КрАЗ. На тентованных Уралах возил вахты нефтяников – бригады Степана Повха, Геннадия Лёвина, Виктора Китаева. Конечно, знал, что буровые мастера – люди прославленные. Разговоры с ними велись разные, ехать-то предстояло долго. Но большего внимания требовала дорога, которой, по сути, и не было. Не едешь, а грязь бампером толкаешь. Вся подножка машины ею заляпана.

Валерий Бузоверов вспоминает, что вахты надо было везти в 7 утра, в 15 и в 22 часа. Приезжал он домой только к трём часам ночи, а в 6 часов уже снова на ногах. Ему даже разрешали УРАЛ у дома оставлять, чтобы водитель не тратил время на дорогу, не шёл по грязи до своей автотранспортной колонны. И так каждый день. Сегодня он на один куст вахту везёт, завтра на другой. Бурение в 70-е годы интенсивное. Бывало, доедет до своей АТК: «Машину в гараж ставить? Нет, езжай грузись!» И едет он за цементом в Высокий. «Теперь в гараж?» – спрашивает. «Нет, на месторождение», – ему отвечают.

Валерий Бузоверов вспоминает, что в те времена стояли сильные морозы. Даже становилось подчас страшно за людей: как они в такую стужу работают на буровой? Проехать мимо человека в городе и не подхватить его на своей машине, когда на улице минус сорок и ниже, как это происходит подчас в наше время? Такое и в голову никому не приходило! И не потому, что неприятностей тогда не оберёшься. А потому, что знали, что создавалась тогда особенная общность людей, цементирующая город. Нижневартовцы смело ломали все стереотипы. У нас ковался характер человека сильного, бесстрашного, закалённого. Северянам всё было по плечу. У них не было ни одной наспех написанной страницы, и свою, достойную общей летописи города, встречающего весной 2022 года 50-летний юбилей, вписал нижневартовец Валерий Бузоверов.

Валерий Бузоверов отмечен серебряным знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки», знаком «Ударник коммунистического труда», медалью «За освоение недр Западной Сибири», орденом «Знак Почёта».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6