Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

18.09.2020 14:28 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Раскрывая вековые тайны Ваха

Автор: Ирина Черепанова. Фото из архива НКО «Сибирское наследие».

У многих нижневартовцев сохранились яркие впечатления об уникальной выставке, организованной Нижневартовским краеведческим музеем имени Т.Д. Шуваева и посвящённой полевым исследовательским работам на территории памятника Большеларьякское городище.

На открытии директор историко-культурной научной организации «Сибирское наследие» Алсу Дозморова рассказала, что археологи организации возобновили исследования, начатые в 1969 году коллегами из Томского университета. Они в свою очередь проверяли легенды, записанные в двадцатые годы прошлого века. Предания гласили, что пришлое население ханты уничтожило на территории современного Большого Ларьяка последний форпост коренного самодийского населения – селькупов. И вот нынешним летом специалисты «Сибирского наследия» продолжили свои изыскания, отправившись дальше Большеларьякского городища в низовья реки Кулын-Игол. Здесь в 2009 году этнографическая экспедиция выявила больше десяти объектов археологического наследия, до нынешнего времени хронологически никак не обозначенных. Газета «Варта» стала первой,

кому посчастливилось увидеть результаты этно-археологической экспедиции.

Смелые ожидания подтвердились

Н аконечники копий, стрелы, осколки керамических изделий с набитым и хорошо сохранившимся рисунком. Человеку, далёкому от археологии, трудно поверить, что всё это лежало в земле веками и никуда не исчезло. Но специалисты знают, что ничто никуда не испаряется, надо лишь внимательно читать источники, чтобы потом знать, в каком месте проверять гипотезы и предположения. Руководитель экспедиции, археолог «Сибирского наследия» Александр Белослудцев говорит, история реки Вах по-прежнему служит сферой интересов нижневартовских археологов.

– Интересующие нас события начинаются с эпохи русского освоения Сибири. Когда в XIV веке на территорию Югры стали проникать первые русские отряды, и население пришло в движение, – рассказывает Александр Белослудцев. – Ханты до этого жили на западных территориях. Чтобы не участвовать в военных конфликтах, они стали передвигаться на Вах. Ну, а эта река, по историческим сведениям, считалась вотчиной селькупов. Ханты начали их теснить, и нам было интересно уловить этот момент. Письменные источники сохранили предание о том, что на Большеларьякском городище состоялась решающая битва хантов с селькупами, мы пытались подтвердить эту легенду, но по итогам раскопок такой информации не получили. Меж тем интерес к той теме остался, и мы продолжили начатое.

Александр Белослудцев показывает на карте в районе реки Кулын-Игол, что в 200 км от Ларьяка, на любопытную систему озёр. Здесь была в 2009 году та самая этнографическая экспедиция, которая выявила больше десяти объектов археологического наследия. Они не датированы. Впрочем, экспедиция и не ставила такой цели в отличие от нижневартовской этно-архе-

ологической. Вот её участникам было интересно обследовать городище, защищавшее вход к промысловым озёрам. Судя по материалам исследователей, там не было жилищ, как и на Большеларьякском городище, а это означало, что его использовали сугубо в оборонительных целях. «Слово «городище» в археологической интерпретации подразумевает сооружения, имеющие систему оборонительных конструкций в виде рва и вала», – поясняет Александр Белослудцев.

– Здесь наши самые смелые ожидания подтвердились, – рассказывает руководитель экспедиции. – Мы нашли тот комплекс археологических памятников, но когда начали обследовать местность, то обнаружилось, что объектов в каждом из памятников гораздо больше. На небольшой территории где-то в километр и меньше в совокупности мы выявили около 200 археологизированных объектов. На одном селище остатки четырёх жилых сооружений, на другом семи, третьем – пятидесяти. Обследовали берега озёр и открыли, что во многих местах они также имеют жилища, захоронения. Район этот был хорошо освоен. Судя по материалу, который мы обнаружили, – можно с уверенностью говорить о том, что человек на этом месте жил непрерывно более тысячи лет.

Александр говорит, что есть на исследуемой территории объекты и древние, и практически современные, оставленные как народом ханты, так и его предшественниками. Все найденные предметы, скорее всего, самодийские. Это предварительные итоги. Всё ещё предстоит проанализировать.

Не предметы, а настоящий клад

Э кспедиция занималась разведочным сбором, а не раскопками, на чём сделал особый акцент археолог. Как это происходит? Александр поясняет: «Видим вывороченное дерево корнями вверх, и если оно на месте древнего обвалившегося сооружения, то здесь даже лопатой копать не надо, чего, впрочем, и так делать нельзя. Мы осматриваем почвенные обнажения и поднимаем найденный материал». А как же антропогенные факторы – бури, ураганы? Они влияют на сохранность материала? Может, всё раскидало ветрами по разным сторонам? Но Александр отвечает, что в том месте, где они побывали с экспедицией, природные факторы сказались в меньшей степени. Там растёт сосновый бор. А на берегах озёр тёмно-хвойная урманная тайга.

Главное открытие, как мне показалось, археологи сделали именно на городище, охраняющем вход в систему озёр. Считают его уникальным. Есть здесь находки, какие они не встречали на Большеларьякском городище. Александр говорит, что он не может пока сказать, было ли здесь военное столкновение или нет, но объект явно являлся серьёзным оборонительным сооружением. По мнению археолога, все найденные на этой площадке предметы – настоящий клад: наконечник копья, разные типы наконечников стрел (в том числе втульчатые), керамика. На черепках хорошо видны разные орнаменты, выполненные гребенчатым штампом. Александр показывает на остатки лепной керамики и уверенно называет её относящейся к позднему средневековью – это X-XII века. Найденное подтверждает, что людям, жившим в этой местности, было что защищать, и они опасались военных стычек.

Экспедиция вела полевые работы около двух недель. Теперь наступил самый трудоёмкий период – камеральный. Надо всё обработать, проанализировать, подготовить научный отчёт, а это процесс длительный. Хотелось бы Александру Белослудцеву вернуться в прежние места? Почему нет? В таких работах всегда открывается что-то новое. На территории района есть памятники, которым 8-9 тысяч лет. Древнее, чем найденный в нынешнее лето материал. Так что пока нам всем остаётся дождаться того момента, когда историко-культурная научная организация «Сибирское наследие» вновь организует в краеведческом музее имени Т.Д. Шуваева выставку по итогам нынешних летних изысканий, и мы опять, как заворожённые, будем слушать истории открытий нижневартовских археологов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.