Меню

СМИ "Газета Варта-24"

18.08.2020 08:59 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 121 от 18.08.2020 г.

Не бойтесь сделать новый шаг

Автор: Ирина Черепанова. Фото из архива Ирины Потаповой.
Источник: 5 полоса

Творческий и семейный союз Павла и Ирины Потаповых.

«Варта» продолжает рассказывать о выпускниках нижневартовских школ, которые состоялись как профессионалы.

Ирина Потапова и её воспитанники после очередного выступления в любимой школе.

«Варта» продолжает рассказывать о выпускниках нижневартовских школ, которые состоялись как профессионалы. Они делятся воспоминаниями о встречах с людьми, которые помогли им осуществить мечту, о том, в какой момент поняли, в чём состоит их призвание. Такие откровения более чем актуальны сегодня, когда очередные выпускники находятся на пороге новой жизни.

Ирину Потапову, заместителя директора одной из ханты-мансийских школ, можно часто увидеть в Нижневартовске на открытии сезона драмтеатра или ТЮЗа. Заядлым театралам её не надо особо представлять. Она работала в Нижневартовской театральной студии «Скворешник» педагогом, была занята в спектаклях профессиональной труппы театра, выезжала с ней на фестивали и на гастроли. Всё складывалось замечательно, но однажды Ирина ушла из театра в гимназию заместителем директора по воспитательной работе. Мне тогда было непонятно, как можно успешному театральному педагогу и актрисе так кардинально изменить свою жизнь. Подумала, что, наверное, в силу каких-то обстоятельств пришлось ломать себя через колено. Но Ирина удивилась моим предположениям. Да, сегодня она уже два десятка лет работает в школе заместителем директора по воспитательной работе, тем не менее по-прежнему считает себя театральным педагогом. В школе у неё, кроме основной работы, есть учебный театр, спецкурс о театре для всех классов, и она по сути продолжает то любимое дело, к которому когда-то стремилась. У Потаповой есть ученики, которые постигали актёрское и режиссёрское мастерство в профессиональных вузах. Её сын и дочь связаны с кино и театром. Егор учился на курсе у кинорежиссёра Сергея Снежкина, Лиза сейчас на актёрском курсе известного режиссёра Константина Райкина. Словом, всё складывается хорошо, хотя театр «открылся» Ирине не сразу, а где-то в старших классах. Поначалу занимал только спорт.

Ирина из семьи мостостроителей. Мосты её отца и сейчас соединяют берега реки Белой в Уфе. В 1979 году родители переехали в Нижневартовск.

– Город встретил меня холодом, песком, вагончиками, привозной водой и отсутствием бытовых удобств, – вспоминает Ирина. – Я училась в девятой школе. Нашим директором была Любовь Цепа. В ней органично сочетались внешняя строгость, справедливость и мягкость. Любовь Васильевна была для нас ориентиром, примером женщины в профессии, которая держит и направляет школу. О театре я и не помышляла. В 5-8 классах занималась спортивной акробатикой в СК «Факел», и тренер Ильдус Абдуллин готовил меня в кандидаты в мастера спорта. Потом я полюбила театр. Увидела по телевизору фильм с актрисой Любовью Орловой и пошла в Дом пионеров, а затем в Детский дом культуры, чтобы заниматься в театральном коллективе. С тех пор моя жизнь была связана только с театром.

– Конечно, школа оставила свой незабываемый след, – делится Ирина. – В наши времена не развивали так широко, как сейчас, дополнительное образование. Основной упор делали на учёбу, воспитание, но школа обладала мощнейшей силой. Мы не только занимались по разным предметам, но и просто учились жить, ответственно относиться к своему делу. Те условия, обстоятельства формировали наш характер. Мы учились высказывать свою точку зрения, за что я благодарна многим учителям. Таким, как Зоя Степановна Колоколова, которая позволяла нам на уроках истории спорить, отстаивать своё мнение, как Николай Яковлевич Шевченко, руководитель начальной военной подготовки. Мы занимались строевым шагом, на городских мероприятиях выносили на подушечках землю из тех мест, где проходили бои. У нас в школе была мощная пионерская организация, и я съездила во Всесоюзный пионерский лагерь «Океан» (Владивосток), куда меня направили как лучшего председателя совета пионерской дружины имени Сергея Королёва. Я благодарна судьбе, что мне встретилась именно эта школа и что в моей жизни был спорт. Это принесло свои результаты, сформировало твёрдый характер.

Ирина продолжает, что окончательная цель жизни – кем ей стать – появилась на занятиях Натальи Наумовой, которая приехала в Нижневартовск в 1985 году и открыла набор в театральную студию Детского дома культуры. Её разговоры с детьми, начитанность не оставляли никаких сомнений в том, что учиться надо только в театральном. Ирине было не важно, на кого, главное, чтобы это было связано с театром. Ей хотелось заниматься театром, быть в театре, разговаривать так, как Наталья Ивановна. Впоследствии Ирина открывала тайны ремесла, которым владела её педагог, в том же вузе, что и она, – в Челябинском институте культуры, на отделении «режиссура самодеятельного театрального коллектива». Причём поступила вместе с одноклассницей Еленой Дедерчук, также занимавшейся в студии Наумовой и работающей сейчас руководителем литературно-драматургической части Нижневартовского драмтеатра.

Потом для Ирины Потаповой началось буквально донное заглубление в профессию. Знаковым стал дипломный спектакль «Трактирщица», в котором она играла Мирандолину, а студент курсом выше – Фабрицио. Действие, как известно, заканчивалось свадьбой, и эта свадьба произошла в реальной жизни студентов, играющих главные роли. По окончании вуза семья Потаповых приезжает в Нижневартовск и работает в театральной студии «Скворешник» Натальи Наумовой, ведёт свои актёрские классы. С приездом Вячеслава и Маргариты Зайчиковых начинается профессиональная линия театра. У Ирины Потаповой разноплановые роли в спектаклях «Чайку?», «До свиданья, мама, до свиданья, папа», «Дом Бернарды Альбы», в постановках по Мрожеку, Аррабалю. Одновременно с другими педагогами студии она занимается с ребятами профильного театрального класса в средней школе №2. Сыграли свою роль в профессиональном росте Ирины семинары известных российских театральных мэтров Зиновия Корогодского и Альберта Бурова. Потапова с коллегами набирала высоту и вдруг ушла в школу. Но почему?

- И в студии, и в профессиональном театре мне было интересно работать, – говорит Ирина. – Однако я люблю процесс, а не результат. Я склонна к театральной педагогике, и в актёрской работе мне больше нравились репетиции. Театральная педагогика – это бесконечный процесс. Это ежедневная работа с детьми, которых ты раскрываешь. И потом в жизни каждого человека наступают такие моменты, когда он пробует идти дальше. Наверное, у меня произошло взросление, и я сделала для себя такой шаг – ушла в образование. Театральная педагогика была успешно реализована в первой гимназии Нижневартовска, где работали интереснейшие люди. Без актёрского опыта, без театральной студии я никогда бы не чувствовала себя комфортно и уверенно ни тогда, ни сейчас.

В Ханты-Мансийске Ирина Потапова с 2008 года. Переехала вслед за мужем Павлом, получившим приглашение возглавить театр кукол. Вновь Ирина в школе замом по воспитательной работе и не скрывает: «Ну, разве это работа? Нет, это моя жизнь. Я каждую ночь с благодарностью вспоминаю всех людей, которые учили меня жить по законам театра, учили быть счастливой, поэтому каждое утро иду к своим воспитанникам с желанием поделиться с ними своими мыслями, идеями, творческими задумками, которые приходят ко мне ночью. Я люблю это время суток. Все спят, тихо, день отшумел, и вот оно, моё время». Отметим, что Ирина Потапова была победителем номинации «Сердце отдаю детям» в муниципальном этапе профессионального конкурса «Учитель года». И её педагог Наталья Наумова, художественный руководитель Нижневартовского драмтеатра, заслуженный работник культуры Российской Федерации, рада, что ученица состоялась в профессии, занимаясь театральной педагогикой.

Совет выпускникам:

– Не надо бояться менять что-то в своей жизни. Надо пробовать и идти дальше. Когда человек пробует – открывается дверь, в которую он стучал, хотя, казалось, что она никогда не откроется.

Материалы полосы подготовлены на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных и внешних связей Югры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16