Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

14.02.2020 15:23 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

У каждого своя Троя

Автор: Ирина Черепанова. Фото Игоря Жданова.
Источник: 5 полоса

Александр Белослудцев готов часами рассказывать об археологии.

Археологам можно позавидовать. Они не лишены азарта, вдохновения, и это приводит к интересным открытиям и находкам.

Что ни предмет – история.

Всё началось с предания

Сейчас в Нижневартовском краеведческом музее имени Т.Д.Шуваева работает выставка «История освоения реки Вах: Большеларьякское городище», которая служит живым примером того, как профессионалы ни одной детали не выпускают из виду. Выставка – итог полевых исследовательских работ, которые проводила на территории памятника Большеларьякское городище историко-культурная научная организация «Сибирское наследие». Архео- логи возобновили исследования, начатые в 1969 году коллегами из Томского университета. Те, в свою очередь, оттолкнулись от предания, записанного томским этнографом Михаилом Шатиловым в 20-е годы прошлого века, которое гласило, что пришлое население ханты уничтожило на территории современного Большого Ларьяка последний форпост коренного самодийского населения – селькупов.

Об этом и о продолжении истории рассказывала на открытии выставки Алсу Дозморова, директор автономной некоммерческой историко-культурной научной организации «Сибирское наследие».

– Существующие источники говорили о том, что изначально территория реки Вах была самоедской – уточняла руководитель проекта. – Ханты начали осваивать её только в конце XV века. Они проживали на юге Сибири и искали места для освоения новых земель. По легендам, вступили в конфликт с местным населением за владение ваховским краем, богатым рыбой, пушниной. Согласно исследованиям этнографов Григория Дмитриева-Садовникова и Михаила Шатилова, решающая схватка между остяками – хантами и самоедами произошла вблизи Большого Ларьяка, после чего самоеды бежали на Север, в верховья реки Таз, и больше на прежние места не возвращались. Именно с этой территории началось освоение реки Вах хантами. Она стала в XVI-XVII веках главной артерией русского продвижения в Восточную Сибирь. В 70-е годы прошлого века в результате шестилетних работ в окрестностях деревни Большой Ларьяк археологи не только подтвердили существование легенд и нашли городище, но и отыскали следы более ранних поселений – от неолита до позднего средневековья. Два года назад к нам обратились с просьбой атрибутировать предметы, и в процессе изучения стало понятно, что памятник этот не до конца изучен. Наш проект по возобновлению исследований Большеларьякского городища на современном методическом уровне был подержан фондом президентских грантов и грантом губернатора Югры. На выставке результат проведённых работ: найденные предметы, большинство из которых представлено керамическим материалом. Был подготовлен также фильм по итогам полевых работ, который можно найти на странице организации в сети ВКонтакте.

Эврика! Нашёл!

Александр Белослудцев, руководитель научно-исследовательских работ, археолог «Сибирского наследия», отмечал, что во время раскопов экспедиция не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть легенду Шатилова, и не потому что, образно говоря, плохо искала и чего-то не нашла. Скорее всего, городище самоедов существовало небольшой период времени и материала вещественного, связанного с тем периодом бытования, не сохранилось. Меж тем во время работ могли сделать маленькие специфические выводы. Найденные предметы относятся к более раннему периоду.

Исследования в районе Большого Ларьяка стали для нижневартовцев, конечно же, событием, всколыхнувшим многих. Помогали археологам и привлечённые специалисты, и волонтёры из Нижневартовска, Тюмени, Новосибирска, и жители Большого Ларьяка.

Для Сергея Ерёмина, преподавателя кафедры истории Нижневартовского госуниверситета, участника полевых научных работ, это была не первая экспедиция, и он вспоминал, что все были дружной командой. Александр Белослудцев первым приходил на раскопки и последним уходил. Всё всем спокойно объяснял, и всё получилось.

– Мы жили в деревне, где от Большого Ларьяка осталось три жилых дома, – рассказывал Сергей Ерёмин. – Раскоп вели в километре от деревни. Для человека непосвящённого это место – тайга тайгой. Но когда начинали работать с землёй, с материалом, то тогда и происходил процесс, который называется эвристикой, поиском. Он тебя заражает, и ты уже не наблюдаешь за часами, когда восстанавливаешь общую картину, когда какие-то простые фрагменты керамики рассказывают тебе историю, которая происходила несколько столетий назад. Это интересно, и мне бы очень хотелось, чтобы не только студенты нашего университета подключались к таким проектам, но и молодёжь нашего города. Потому что это познавательно, это служит на благо сохранения памятников культурно-исторического наследия нашего округа. Надеюсь, что выставка у многих пробудит интерес к истории и позволит глубже её узнать.

Золотая баба впереди

В числе волонтёров-энтузиастов раскопок был Азиз Рамазанов, член Молодёжного парламента при Думе города Нижневартовска, слесарь «Теплоснабжения».

– Я услышал, что «Сибирское наследие» предлагает участвовать в экспедиции на территории Нижневартовского района. Время совпадало с очередным отпуском, и я вызвался добровольцем, – делился с «Вартой» Азиз. – У меня не было никакого представления о раскопках, только желание узнать: а как это всё происходит? Очень хотелось почувствовать всё изнутри, и в итоге за две недели я узнал много нового для себя. Согласитесь, что всё, что ново, всегда интересно! А ещё я отдохнул от города. Семья, конечно, знала, что там, где я нахожусь, и связи порой нет, и поэтому не особо беспокоилась. Если ещё доведётся поехать на раскопки, то обязательно поеду. Я теперь «подсел» на тему археологии. На работе надо мной даже подшучивали: «Ну что, нашёл Золотую бабу?» Имели в виду легенду, что в финно-угорском мире дохристианской Руси существовал идол в виде Золотой бабы, которую спрятали в устье Оби во времена христианизации края. «Нет, – отвечал коллегам, – не нашёл». Но вместе с тем мы находили на раскопах фрагменты кувшинов, ваз, наконечники стрел. Снимали землю буквально по миллиметру, и когда под рукой начинало что-то шуршать, обнажалась какая-то часть предмета – то такая гордость в душе появлялась! Ты участвуешь в общем деле! Ты помогаешь всем, пусть и малым.

Все мы со школьной парты знаем, как немецкий бизнесмен Генрих Шлиман зачитывался в детстве «Илиадой» Гомера, всё мечтал найти ту самую Трою и в итоге нашёл её. Томский этнограф Михаил Шатилов слышал о схватке самоедов с пришлым населением, и наши археологи продолжают раскручивать ту самую ниточку, творя в наши дни свои открытия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.