Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

09.11.2020 17:58 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

О давно известном в новом ракурсе

Автор: Ирина Черепанова. Фото Игоря Жданова.

Пока нам не встретиться за одним рабочим столом – участникам проекта «Мы – северяне», учившимся расписывать глиняные изделия, плакетки орнаментами народов ханты и манси. Однако мы по-прежнему можем знакомиться с культурой и традициями коренных народов Севера на занятиях мастеров в формате онлайн.

Ремесло, достойное своей книги Гиннеса

В канун Дня народного единства узнали много нового. Прежде всего на Большом этнографическом диктанте, который содержал в себе вопросы, не только общие для всех, но и для каждого региона свои, подчёркивающие его уникальность. Прозвучали в диктанте такие, о которых мы не раз говорили на мастер-классах художников мастерской «Югорский сувенир» детской школы искусств №2, соавторов нашего проекта, посвящённого 90-летию Югры.

Ну, например: что это за животное, которому во многих регионах или культурах отводили роль предка или родственника человека? Его боялись, уважали, части тела считали лекарствами или оберегами. Многие народы Сибири в честь него устраивали особые многодневные праздники со сложными обрядами и ритуалами, которые поддерживают и сегодня. Это, конечно же, вопрос о медведе, и в Югре стараниями этнографа, кандидата исторических наук Тимофея Молданова даже организована Школа медвежьих игрищ.

Были вопросы на знание орнамента народов ханты и манси. Как называется тот, что находится в верхней части флага Югры? Тоже легко напрашивается ответ. Это стилизованное изображение рогов оленя – традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси. На каких предметах можно встретить обско-угорский орнамент «глухарка»? Конечно, на детской люльке. Были неожиданные открытия. Оказывается, чум в тундре начинают устанавливать с сооружения очага, а не с укладки досок или установки шестов, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Задавался вопрос о традиционном ремесле хантов, ответом которому была циновка. Совсем недавно мы видели, как её плетут на фестивале ремесленного и декоративно-прикладного искусства на площадке «Югра-кос» в ДШИ №2. Демонстрировала это искусство мастер из Аганского центра национальных промыслов и ремёсел Сайра Атаманюк. Она рассказывала, как и когда заготавливают камыш для будущих циновок, как сушат, плетут, чтобы подкладывать затем под лежанки. Оказывается, эта технология, связанная с традиционной хозяйственной и бытовой культурой хантов, включена в реестр объектов нематериального культурного наследия народов Югры наряду с устным народным творчеством (сказки, эпические песни, эпические сказания, былины), исполнительским искусством, празднично-обрядовой культурой. Нам уже представляли искусство плетения циновки в Городе мастеров на фестивале «Самотлорские ночи», и занятие повторится, надеемся, на будущее лето.

Почему у куклы нет лица

М ы продолжили знакомиться с культурой народов Севера на мероприятиях учреждений культуры во время Всероссийской акции «Ночь искусств». В краеведческом музее имени Т.Д. Шуваева на площадке «ВКонтакте» выложены экскурсии по залам, где есть выставки национальных игрушек, одежды. Заинтересовал мастер-класс по изготовлению куклы народа ханты Акань. Мы часто видим её на ярмарках и выставках. У нас её могут делать, пожалуй, все. Все знакомы с этой куклой. Тем не менее, мы узнали много нового. Нижневартовский крае-

ведческий музей провёл свой мастер-класс, на котором сотрудник музея Ольга Новосёлова пошагово показала, как вырезать из фетра и ткани детали одежды куклы, как наклеивать орнамент.

– Кукла была любима ребятишками, шилась из ткани, сукна или меха, – объясняла Ольга. – Куклу дарили родственникам и её же получали в качестве подарка. У такой куклы не было лица. Считалось, что если его нарисовать, то игрушка приобретёт душу, в неё может вселиться злой дух и принести несчастья. Кукла являлась оберегом, ей поклонялись и прятали от посторонних взглядов. Первых кукол дочерям делали взрослые. В 5-6 лет уже готовили к роли хозяйки, и мамы дарили дочкам меховую сумочку тутчан из сукна, оленьего меха, расшитую бисером. В сумочке лежало всё необходимое для рукоделия – лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, иглы, напёрсток. Акань шили из лоскутков новой ткани. Нельзя было использовать материал от той одежды, которая кем-то носилась. По поверьям, одежда, пропитанная запахом человека, становится его тенью. Считалось, что девочка умеющая делать куклу, будет хорошей мастерицей.

Изменится ли погода?

– У куклы много назначений, – продолжила знакомить нас с Акань Инна Антонова, председатель Нижневартовской общественной организации «Центр народов Севера «Тор-Най», заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры. На своём мастер-классе на площадке Центра национальных культур «ВКонтакте» Инна Антонова делала куклу Акань в технике «скрутка» из кусочков ткани. Рассказала о значении Акань в её роду александровских хантов из Томской области. Есть у них родовой праздник невест, который обычно отмечают в сентябре. Девушки оставляют в кедраче корзинку с орехами. Утром проверяют, и та, у кого их меньше, первой выйдет замуж. В это же время незамужняя девушка шьёт куклу-невесту Акань и также несёт в священное место кедровой рощи, чтобы попросить у духов смелого и мужественного жениха-охотника. Осень – пора сватовства, свадеб, так что всем остаётся недолго ждать того момента, о котором просили Акань. В детстве Инны куклу шили из мешковины, потому что с тканями была проблема, цветной становилась лишь косынка из лоскутков.

– Назначение Акани зависит от того, кто, с какими намерениями её шьёт, – продолжает Инна Сергеевна. – В мансийском роду наших друзей кукла Акань не только игрушка. По ней судили о погоде. Если на дворе затяжное ненастье, куклу привязывали за ниточку на дерево, приговаривая: «Небесный бог, как скоро изменится погода? Порнэ уже повесилась». Так называли злую женщину, или плохую погоду, и ждали, что вот-вот – и небо прояснится.

Любовь Кондратьева, представительница общины «Центр народов Севера «Тор-Най» родилась в Полновате Белоярского района, и в её детстве кукла – это оберег, охраняющий человека от злых сил. Была у неё своя, собранная из разноцветных полосок ткани, которую она держала в сундуке, подальше от чужих глаз. Там же лежали куклы взрослых. Любовь говорит, что куклу могли собрать из лоскутков и закопать, чтобы наслать болезнь на кого-нибудь. В общем, много-

смысловая она была и не такая простая, как кажется человеку, далёкому от мира ханты. Слышала Люба и о такой распространённой легенде, что если в большой семье ребёнок никого не слушает, то бабушка делает при других детях куклу Акань и рассказывает о его проступке. Затем оставляет в доме, и дети знают, что кукла будет выпивать каждую ночь по капельке крови проказника. Он уже был испуган, шёл к бабушке, и она опять при всех ребятах делала новую куклу, отдавая ребёнку в качестве оберега. Прежнюю сжигала. Считалось, что та кукла забирала вину ребёнка с собой. Люба росла в многодетной семье. Кроме неё, у родителей ещё четверо сыновей. Но, слава богу, никто не рос балованным, и у взрослых не было повода шить куклу, которая бы наказывала ночью ребёнка. Все дети воспитывались в труде.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.