Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

30.11.2020 18:50 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Год концессии: что изменилось?

Автор: Анна Широкова

Директор «Управления теплоснабжения» рассказал о том, что произошло с вверенным ему предприятием в первый год «концессионной трансформации».

2 декабря 2019 года имущественный комплекс городской системы теплоснабжения перешёл под управление АО «Горэлектросеть». По условиям концессионного соглашения, частный инвестор будет эксплуатировать муниципальное имущество в течение 25 лет. Опыт нижневартовского УТС – под пристальным вниманием не только вартовчан, но и соседей, так как многие города Югры обсуждают концессионные проекты. Каким же был «стартовый» год первой концессии в Нижневартовске? Накануне знаковой для предприятия даты на наши вопросы ответил директор «Управления теплоснабжения г. Нижневартовска» Андрей Иванович Гордей.

– Подходит к завершению годовой цикл производственной и экономической деятельности созданного год назад филиала АО «Горэлектросеть» «Управление теплоснабжения города Нижневартовска». Вы руководили предприятием и когда оно работало в статусе муниципального, и сейчас, когда филиал стал структурной единицей частного акционерного общества. Какие главные перемены произошли за год?

– Самое главное, что произошло, – в городе появилось конкретное лицо – тот, кто отвечает за состояние дел в тепловом хозяйстве. И, что важно, не боится этой ответственности, не пытается переложить её на кого-то. Не раз приходилось слышать в магазинах, на рынке, на остановках фразы: «Это Елин копает!», «Это Елин меняет трубы» и т.д. И это правильно, когда горожане твёрдо знают, кто отвечает за тепло в их домах, за горячую воду в кранах. Когда теплоснабжение было муниципальным, ответственных было много – одновременно с руководством МУПа, департамент ЖКХ, глава города, профильные замы. Чего греха таить, мы привыкли к распоряжениям сверху, проявлять инициативу особых мотивов не было. Сейчас всё по-другому.

Изменилось, в первую очередь, само предприятие. С помощью менеджмента «Горэлектросети» мы создали новую, современную структуру, чтобы выстроить бизнес-процессы и перевести всё на современные технологические рельсы. В новой структуре всё подчинено главной цели: надёжному обеспечению города тепловым ресурсом с наименьшими затратами и без ущерба качеству. Выделены блоки основных (эксплуатационных) и вспомогательных (сервисных) служб, конкретизированы и существенно расширены функции административного блока. В новом формате теперь работает блок обслуживания клиентов. «Абонент» и «потребитель» в МУПовских понятиях превратились именно в клиента, которого мы должны не просто обслужить, но и сделать довольным. Конечно, теплоснабжение – не конкурентный рынок, это естественная монополия. От нас нельзя «сбежать», сменив поставщика. Но повышение качества услуг и удобства их получения в конечном счёте снимет все сомнения по поводу того «а зачем передавать частнику в управление муниципальное «добро»?».

Мы точно так же, как любой другой бизнес, заняты формированием лояльности клиентов – в нашем случае потребителей тепла. При этом филиал стал оказывать услуги, которыми МУП не занималось вообще, хотя имеет для этого все ресурсы. Помимо подключения к теплосетям УТС занимается промывкой и продувкой сетей, ремонтом трубопроводов, строительством новых участков, проектированием, монтажом и пуско-наладкой узлов учёта тепловой энергии, режимно-технологической наладкой топливосжигающих устройств и их автоматики, эксплуатационной регулировкой систем теплопотребления, монтажом внутренних систем теплопотребления и так далее. Раньше всё это отдавалось на откуп подрядчикам, в том числе, небольшим и не всегда обладающим высококвалифицированным персоналом фирмам.

Работа всех служб, районов, отделов теперь нацелена на качественное планирование, учёт и контроль над доходами и расходами предприятия. Иного и быть не могло – для исполнения своих обязательств по инвестициям в систему теплоснабжения концессионеру необходима жесточайшая финансовая дисциплина. Для повышения индивидуальной ответственности каждого сотрудника (ИТР, служащего) за результат своей работы на предприятии внедрена новая система делопроизводства, с применением современных информационных технологий. Установлен постоянный контроль над исполнением административных решений.

Инвестиции с умом

– Главный мотив и сквозная идея концессионных соглашений – инвестиции для модернизации ветшающей системы ЖКК. Какое хозяйство досталось концессионерам и с чего началась его обещанная «глубокая модернизация»?

– «Закопать» деньги под видом инвестиций в модернизацию не очень-то сложно. Но с таким подходом концессионер будет идти «наощупь», и не сможет планировать свои финансовые результаты на перспективу. Важно не просто вложить деньги, а минимизировать себестоимость выработки гигакалории, снизить потребление газа и электро- энергии, иначе модернизация может уменьшить фактическое потребление, например, при устранении «перетопов» и оставит концессионера «в минусе».

Грамотный и рачительный хозяин не спешит демонстрировать «бурную деятельность», он всегда начинает с аудита. Только по его результатам можно качественно спланировать мероприятия, определить их приоритетность, рассчитать ожидаемый эффект от внедрения. Именно полный аудит переданного в управление имущества стал первым нашим шагом по выполнению инвестиционной программы. Впервые городскую систему теплоснабжения проверили специально приглашённые профессионалы, специалисты из города Екатеринбурга. Они разработали технические задания для проектировщиков, на основе которых вся система теплоснабжения будет модернизирована.

– А насколько это вообще необходимо? В каком состоянии находилось переданное концессионеру имущество?

– На момент передачи имущества концессионеру износ тепловых сетей составлял 62%, сетей ГВС – 53%. Из 310 километров тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения 45 километров признаны ветхими и подлежат полной замене.

Цифры серьёзные, но и отношение концессионера к своим обязательствам соответствующее. В этом году, в рамках подготовки объектов теплоснабжения к осенне-зимнему периоду и программы капитального ремонта, уже заменили 2,5 километра ветхих сетей.

Отмечу, что замена и модернизация тепловых сетей выполняется из современных материалов, стальных труб с тепловой изоляцией из пенополиуретана, в заводском исполнении, в полиэтиленовой оболочке. Они имеют превосходные эксплуатационные характеристики и обладают рядом преимуществ в сравнении с традиционными трубопроводами. Использование таких труб позволяет снизить потери тепла, доводя носитель до конечного потребителя нагретым до необходимой температуры. Также, что особенно актуально в нашем северном климате, – эти трубы устойчивы к колебаниям температур (от -80 до +130 градусов). Благодаря герметичной ПЭ оболочке предотвращается коррозия труб. Это гарантирует длительный срок эксплуатации готового трубопровода.

Для системы горячего водоснабжения применяются трубы из сшитого полиэтилена типа Изопрофлекс А, Смитфлекс-П, в заводской теплоизоляции, разработанные с применением современных технологий. Основными их преимуществами являются надёжность (на 95 км трубопровода в год приходится, в среднем, одно повреждение) и экономичность. В отличие от традиционных металлических труб они самокомпенсируемы, то есть при их прокладке не требуются компенсаторы, отводы и неподвижные опоры. Гибкость полиэтиленовых труб позволяет использовать их в плотной городской застройке.

Подводя итоги первого года работы в концессии, стоит отметить, что плановые финансовые целевые показатели по реализации инвестиционных программ на 2019 и 2020 годы выполнены в полном объёме. Их общая стоимость – около 715 миллионов рублей. Основная доля затрат в этом году – финансирование проектно-изыскательских работ, закупка материалов и оборудования для следующего сезона. Реконструировано 16 объектов сетей теплоснабжения и 20 объектов сетей горячего водоснабжения. Этот результат подтверждает, концессия – даже не просто лучший, а на сегодня единственный путь к реформированию коммунальной сферы. «Вытаскивать» из бюджетов сотни миллионов и миллиарды рублей в год для каждого крупного города (а модернизировать коммунальные системы надо повсеместно) – невозможно.

Копать будем много

– Масштаб и объём ремонтных работ УТС в этом году заметили все горожане. В СМИ и социальных сетях появлялись жалобы на количество «раскопок» и отключений. Есть возможность минимизировать неудобства для горожан в следующем сезоне?

– От «траншейной» технологии мы никуда в ближайшее время не уйдём, так как это связано с конструктивными особенностями теплосетей – только надземные сети не требуют раскопок. Здесь важно, чтобы вартовчане понимали: силами и средствами концессионера в городе проводится модернизация всей системы теплоснабжения. Масштабность ремонтных работ беспрецедентна для нашего региона! В результате город получит современную, надёжную, безаварийную систему, которая обеспечит каждого жителя такими вдвойне важными в наших северных условиях ресурсами – отоплением и горячей водой.

Решение задачи мы видим в рациональной организации работы, в дополнительном укомплектовании ремонтных бригад новой современной высокопроизводительной техникой, в улучшении качества её использования, в повышении профессионализма исполнителей работ. Мне очень импонирует подход концессионера к выполнению поставленных задач. Критику здесь слушают и делают выводы. Так, например, сейчас обсуждается возможность создания на предприятии отдельной службы, которая будет заниматься благоустройством территории, где проходили ремонтные работы. Для их выполнения раньше привлекались подрядчики, но качество и оперативность их услуг не устраивает как горожан, так и нас самих. А в АО «Горэлектросеть» привыкли работать «под ключ», отвечать за работу на каждом этапе производственного цикла. Я убеждён, что только с таким «частным», «хозяйским» подходом можно навести порядок в коммунальной отрасли. Ну, а копать в ближайшие годы будем много, от этого не уйти. Просим вартовчан набраться терпения: эти маленькие неудобства ради общего будущего спокойствия и комфорта.

– Андрей Иванович, на предприятии даже после переводов, связанных с обновлением структуры, работает более 800 человек. Это довольно большая «армия». Как коллектив воспринял перевод МУПа на бизнес-рельсы, все ли смогли безболезненно пережить перемены?

– Говорить, что все были счастливы перейти в другое предприятие без проблем и конфликтных ситуаций, было бы нечестно. Были и конфликты, и недовольство. Это неизбежно при столь глубокой ломке, столь кардинальной реформе. Но всё постепенно разрешалось, мы всегда старались найти взаимоприемлемое решение. Все, кто хотел и умел работать, остались в нашей команде. Внутри коллектива произошли изменения, но как руководитель я убеждён: все они – к лучшему. Так, например, весной концессионер объединил свою транспортную службу с нашей. Коллектив водителей, работавших ранее в МУП «Теплоснабжение», полностью сохранён и переведён на работу в «Горэлектросеть». Теперь для выполнения своих производственных задач наш филиал пользуется большим и современным автопарком, это почти 150 единиц техники разного назначения. По тому же принципу объединён электротехнический персонал наших предприятий. Оптимизация рабочего процесса позволяет снизить издержки и исключить дублирование функций.

Осенью для нашего филиала закупили около 1000 комплектов спецодежды. Вся продукция российская, соответствует особенностям нашего климата и самым современным нормам безопасности и комфорта. Комплекты, сформированные согласно должности и условиям работы каждого специалиста, до конца года выдадут всему персоналу.

У компании-концессионера накоплены прекрасные социальные традиции, на регулярной основе проводятся спортивные и семейные мероприятия, конкурсы профессионального мастерства. Наши сотрудники с удовольствием в них участвуют. В этом году наши коллективы впервые вместе отметят профессиональный праздник, День энергетика.

– Есть ли какая-то особая задача, выполнением которой вы особенно гордитесь, что назовёте главным плюсом концессии?

– Самое главное, что благодаря грамотной инвестиционной программе за масштабную модернизацию теплового хозяйства платят не жители города, для них тариф на наши услуги остался прежним, и не городской бюджет, как это было раньше. Привлечённые концессионером средства работают на благо Нижневартовска и, в конечном итоге, экономят деньги каждого конкретного потребителя.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24